Верховным
божеством восточных славян был Сварог. Обычно его считают
персонификацией неба, сопоставляя с древнеиндийским Сварга
/"небо"/. Вероятно, другое имя этого же бога - Дый.
“Сварог” (показан здесь как безличный Мировой Закон). (А. Н,
Фанталов).
Со Сварогом сближают Стрибога,
входившего в языческий пантеон князя Владимира. В "Слове о
полку Игореве" ветры названы "Стрибожьими
внуками".
Изучая
средневековые хроники и восточнославянские сказки, Б.А. Рыбаков
реконструирует связанные со Сварогом сюжеты: Сварог установил
моногамную семью, что, в общем, характеризует индоевропейского
бога неба как законодателя и покровителя человеческого
коллектива. Он же сбросил с небес железные клещи, даровав людям
возможность ковать орудия труда. Кузнечная функция для главы пантеона
несколько необычна. С другой стороны, мифологический персонаж
с ролями покровителя неба и одновременно первого кузнеца сохраняется
в восточнославянском фольклоре под именем Кузьмодемьяна.
В свадебном заговоре есть такие слова:
"О,
святой Кузьмодемьян.
Приходи
на свадьбу к нам
со
своим святым кузлом
и
скуй ты нам свадебку".
Название этого
фольклорного персонажа связано с имена-ми христианских святых Кузьмы
и Демьяна, которых на Руси
считали покровителями кузнецов. В украинской сказке кузнецы победили великого
змея и пропахали на нем борозду до Черного моря
(Рыбаков Б.А.//Язычество древних славян. М.: Наука 1994
с.541).
Сыном
Сварога считался Сварожич - воплощение огня. Западные славяне знали
его под именем Радегаст.
“Сварог и сын его Даждьбог” (показаны здесь как божественные кузнецы). (А. Н,
Фанталов).