Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Универы" - рассылка для общения студентов и преподавателей


Информационный Канал Subscribe.Ru



Неформальная рассылка студентов и преподавателей ЧГУ

Ðàññûëêà '"Óíèâåðû" - ðàññûëêà äëÿ îáùåíèÿ ñòóäåíòîâ è ïðåïîäàâàòåëåé'

 

ЧГУ это, по- прежнему, бочка с медом для абитуриентов, или?
Васюков Игорь


--------------------------------------------------------------------------------
Крупнейший областной вуз по-прежнему является наиболее привлекательным для абитуриентов,
но цифры, желающих поступать в ЧГУ с каждым годом становятся все меньше


Достоянием общественности стали материалы экспертно-аналитического отдела образовательных
технологий ЧГУ, посвященные результатом анкетирования выпускников школ города
Череповца в 2005 году. Дело в том, что за последние 5-7 лет картина рынка образовательных
услуг в городе существенно изменилась. Возник и стали реальностью современной
жизни ряд феноменов (например, острая конкуренция между некоммерческими и коммерческими
образовательными учреждениями, предоставляющими высшее образование), которых
ранее просто
не существовало, но объективная информация о состоянии рынка образовательных
услуг и ее динамике до сих пор подменялась дилетантскими или вообще лживыми («товарец»
то требуется продавать!) заявлениями, что в «таком-то вузе, на такой-то улице,
в таком-то доме череповецким школьникам дают самое - пресамое высшее образование
по сходной цене» (смотрите, например, фантастические по самовосхвалению и некомпетентности
статьи г-на Малыгина из ИМИТа в «Голосе Череповца»).
Понятно, что труд, созданный экспертно – аналитическим отделом родом из ЧГУ и
скепсис возможен и даже оправдан и в этом случае. Однако масштабы работы, наличие
внятно описанной методики сбора информации, а также грифа «для внутреннего употребления»
вызывает очень большое доверие к данной работе. Тем более, в некоторых местах,
достаточно критичной выглядит и оценка деятельности самого ЧГУ.

ЧГУ как столп высшего образования в городе 

Анкетирование учащихся 11-х классов в ЧГУ проводится традиционно с 2001 года
с целью определения уровня подготовки выпускников и их предпочтения в выборе
учебного заведения (специальности) для продолжения образования. Школьникам предлагается
разработанная приемной комиссией ЧГУ анкета, которая содержит основные сведения
об анкетируемом выпускнике, оценки по предметам по состояния на 1 полугодие,
его выбор учебного заведения, формы и основы обучения, а также для желающих поступать
в ЧГУ перечень специальностей
и направлений подготовки.
В феврале 2005 года в анкетирование приняли участие 1943 школьника из 35 школ
города. В качестве учебного заведения, в котором хотели бы продолжить обучение
1281 человек (65,93%) выбрали ЧГУ, 457 (23,52%) выбрали другие вузы, 74 человека
(3,81%) планируют поступать в средние специальные учебные заведения. Остальные
(131 человек – 6,74%) либо не определились, либо не собираются продолжать обучение.

Среди тех, кто хотел бы поступить в ЧГУ (1281 человек) пока определились со специальностью
(направлением) 858 человек (66,98%), не определились – 423 (33,02%). Из них 841
человек хотели бы обучаться по очной форме обучения, 6 человек – по очно-заочной
форме обучения, 11 человек – по заочной форме обучения.
Таким образом, все вышеприведенные цифры с неоспоримой очевидностью свидетельствуют
о значительной прочности места и значимости роли, которое занимает и играет ЧГУ
в образовательном пространстве и в образовательной жизни города.
Однако не все так благополучно «в датском королевстве». Так процент желающих
поступать в ЧГУ с 2002 года неуклонно и статистически значимо падает. Сравните:
в 2002 году 80,87 процента выпускников городских школ мечтали стать студентами
ЧГУ, в 2003 – 73,24%, в 2004 – 67,46% … 
С одной стороны, эта тенденция объективна, так как возникшие за это время в городе
различные коммерческие вузы только спят и мечтают о том, как бы отхватить у ЧГУ
кусок послаще. С другой, и мы это знаем, далеко не все ладно и в жизни ЧГУ: смехотворные,
если не позорные преподавательские зарплаты, стимулирующие последних работать
на выживание и процветание коммерческих вузов, формализм, закрытость управления,
нетворческие продукты управленческого и преподавательского труда, отток творческого
элемента, особенно
молодежи и мужчин и повсеместное превращение ЧГУ (особенно, преподавательской
составляющей) в аналог «женского монастыря» с соответствующей психологической
атмосферой и организационной культурой: низкая мотивация, нежелание рисковать,
главенство образовательных стереотипов еще советского периода, отсутствие гибкости,
психология псевдостатуса и псевдоравенства, негласная рекомендация не высовываться.
Показательно, например и то, что никто из преподавательского и административного
состава ЧГУ даже и не пытается
грудью встать на защиту ЧГУ от некорректных нападок со всех сторон идущих в адрес
ЧГУ от коммерческих вузов. Чего-то ждем? Или боимся рекламировать конкурентов?
И это, повторюсь, происходит на фоне и позитивных динамик: улучшается работа
со студентами, абитуриентами вуза, становится разнообразнее научная жизнь, налаживаются
связи с потребителями, партнерами, ведется работа над новой стратегией вуза и
т.п..

Желать невредно

Как, по данным экспертно – аналитического отдела ЧГУ, выглядит ситуация с набором
в этом году по различным институтам и специальностям ЧГУ.
Как всегда за последние годы относительно спокойно могут спать в инженерно-экономическом
институте ЧГУ: на 225 мест бюджетного набора будут претендовать как минимум 360
человек, не включая тех, кто приедет на учебу в Череповец из других мест. 
Несколько подсуетиться придется представителям Гуманитарного института и Института
психологии и педагогики. У первых на 200 мест в феврале претендовали 183 череповчанина
(0,92 человека на место), а у вторых на 200 бюджетных мест с интересом взирали
лишь 159 человек (0,84 человека на место). Пока не слишком оптимистично выглядит
картина набора в такой ключевой для ЧГУ институт как ИМИХ – на 225 бюджетных
мест в феврале 2005 года изъявили желание поступить лишь 125 человек (0,56 человека
на место). И уж совсем
неблагополучной выглядит картина на физико-математичском факультете (0,34 человека
на место) и в Институте заочного обучения (0,05 человек на место). Впрочем, последний
институт – институт специфический. В ИЗО «желторотые птенцы», как правило, и
не поступают.
Интересно, также и то, что наиболее высокий балл аттестата у желающих поступать
в Гуманитарный институт (3,80), а наиболее низкий – у желающих поступать в Институт
педагогики и психологии. Отметим и то, что за последние годы балл средний балл
поступающих в ЧГУ неуклонно становится ниже. Поднялся уровень требований к выпускникам
в школе или контингет пошел «некондиционный»?
У выпускников череповецких школ, желающих поступать в ЧГУ и определившихся с
выбором специальности (направления), наибольшую популярность имеют специальности
080507 Менеджмент организации (ИЭИ) – максимальный ожидаемый конкурс 3,32 человека
на 25 бюджетных мест, 030301 Псизология (ИПип) – 2,60 человека на 25 бюджетных
мест, 030602 Связи с общественностью (ГИ) – 2,04 человека на место, новая для
ЧГУ специальность 080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит (ИЭИ) – 1,72 человека
на место, 270115 Экспертиза и управление
недвижимостью – 1, 64 человека на место, 230105 Программное обеспечение вычислительной
техники и автоматизированных систем (ИЭИ) – 1,56 человека на место, 031001 Филология
(английский язык) (ГИ) – 1,40 человека на место и 140104 Промышленная теплоэнергетика
(ИМиХ) – 1,40 человека на место.
Напомним, что лидерами прошлых лет (ожидаемый конкурс) были: в 2002 году – специальность
«Экономика и управление на предприятии» - 7,36 человек на место, в 2003 году
– «Экономика и управление на предприятии» - 7,12 человек на место, в 2004 году
– «Менеджмент организации» - 5,80 человек на место.
Наиболее высокий балл аттестата по итогам 1 полугодия ожидается у выпускников,
выбравших специальности: 031001 Филология (английский язык) - 4,06, 220201 Управление
и информатика в технических системах (ИЭИ) – 3,96, 140104 Промышленная теплоэнергетика
(ИМиХ) – 3,90, 031001 Филология (немецкий язык) (ГИ) – 3,86, 080109 Бухгалтерский
учет, анализ и аудит – 3,86, 090104 Комплексная защита информатизации (ИЭИ) –
3,85.
Напомним, что лидерами прошлых лет (ожидаемый конкурс) были: в 2002 году - 
«Социология» (4,26), в 2003 году - «Филология» (немецкий язык) – 4,32, в 2004
году – «Экспертиза и управление недвижимостью» - 4,27.
В любом случае, и в этом году, борьба за почетное звание «Студент ЧГУ» ожидается
весьма и весьма нешуточная.
 

Приглашаем на нашу страницу www.psymanager.km.ru
Письма присылать по адресу vil@tchercom.ru

 


RLE Banner Network RLE Banner Network

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.chgu
Отписаться

В избранное