Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Мастерство Результативных Контактов - по законам гармонии Сквозь призму ДУССОЛОГИИ... Петр ЧААДАЕВ, часть 2 71 2010-04-12


Центр гармоничного общения
"Зеленая Линия"
www.slovorit.ru
Речевой тренинг "СЛОВО и ОБЩЕНИЕ"
Авторская методика Л.Ф.Зеркаловой
rikazor@mail.ru

Рассылка "Мастерство Результативных Контактов -
по законам гармонии ".
Архив


Веленью Божию, о, Муза, будь послушна!
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца!

/А.С.Пушкин. "Памятник"/




Выпуск 70


Сквозь призму ДУССОЛОГИИ...
Петр ЧААДАЕВ,
часть 2

Прочитать этот выпуск на сайте:
http://www.slovorit.ru/vypuski/vypusk70.htm

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

 

Петр Яковлевич ЧААДАЕВ.

Философические письма.

Письмо 1, часть 2.

Оригинал - здесь:
http://www.vehi.net/chaadaev/filpisma.html

 

Дорогие друзья!

Сегодня мы продолжаем беседу - сквозь призму ДУССОЛОГИИ - с мыслителем XIX века, Петром Яковлевичем ЧААДАЕВЫМ. "Отцом русской философии". Который своими "Философическими письмами" намного опередил время и сознание, в котором жили и которым обладали его современники.

Начало нашей беседы - в выпуске 69 этой рассылки.

Мы прочитали и прокомментировали 3 страницы Письма 1 Философических писем П.Я.Чаадаева.
Сегодня мы заканчиваем чтение этого Письма.

( Синий шрифт - текст П.Я.Чаадаев.
//Зеленый штифт с боковыми слэшами// - мои комментарии.)

* * *

П.Я.Чаадаев

Философические письма

Письмо 1 (2-я часть, со стр. 4)

...Окиньте взором все прожитые века, все занятые нами пространства, и Вы не найдете ни одного приковывающего к себе воспоминания, ни одного почтенного памятника, который бы властно говорил о прошедшем и рисовал его живо и картинно.

Мы живем лишь в самом ограниченном настоящем без прошедшего и без будущего, среди плоского застоя.

//Здесь - прямая перекличка с ДУССОЛОГИЕЙ: ограниченная двумерная ПЛОСКОСТЬ, застой, нет ни уважительной памяти о прошлом, ни уверенности в будущем... Только убогое существование в сегодняшнем оторванном моменте и жалкие утешения в сомнительных соблазнах и пороках.

В таких условиях формируются черты манкуртов, ярко описанные Чингизом Айтматовым в его прекрасном и страшном произведении: "И дольше века длится день". Оно о том же.

Так жила Плоскость в эпоху П.Чаадаева.
Так живет она и сейчас. //

И если мы иногда волнуемся, то не в ожидании или не с пожеланием какого-нибудь общего блага, а в ребяческом легкомыслии младенца, когда он тянется и протягивает руки к погремушке, которую ему показывает кормилица.

//Плоскость - это общество "младенцев" - с неустойчивым вниманием, с непроработанными границами и законами, с калейдоскопическим мелькающим мышлением. "Вот пуля пролетела - и ага!"

Плоскость - это общество "подростков" - с неуправляемыми гормональными бурями, с несформированной ответственностью за последствия своих действий, с неумением видеть и предполагать дальше своего носа, дальше текущего момента.

Плоскость - это общество "слепцов", "ленивых и нелюбопытных" - по словам А.С.Пушкина, "высасывающих" представление о мире из "бутылочки" с гремучей смесью, именуемой "СМИ".

"Что человек ест, тем он и является" - известный афоризм.
Повседневной "пищей" Лампочек стали криминальные разборки, расчлененки, разврат с детьми и в разных сочетаниях двуногих особей, разврат в гламуре и "на дне", беспомощность, растерянность, обман, подлог и надувательство.

Такая привычная "пища" уверенно формирует в обществе ПРОГРАММУ на уничтожение и самоуничтожение. И террористические акты, осуществляемые самоубийцами, - тоже страшное следствие этой программы. //

Настоящее развитие человеческого существа в обществе //Прожектора - Л.З.// еще не началось для народа, //то есть в коллективном, массовом проявлении - Л.З.// пока жизнь не стала в нем более упорядоченной, более легкой, более приятной, чем в неопределенности первой поры. Пока общества еще колеблются без убеждений и без правил даже и в повседневных делах и жизнь еще совершенно не упорядочена, как можно ожидать созревания в них зачатков добра? Пока это все еще хаотическое брожение предметов нравственного мира...

//Как сегодня писано!
Вот что такое - настоящий Прожектор-Чаадаев! И два века для него - не срок!//

...Выделенные по странной воле судьбы из всеобщего движения человечества, не восприняли мы и традиционных идей человеческого рода. А между тем именно на них основана жизнь народов; именно из этих идей вытекает их будущее и происходит их нравственное развитие. Если мы хотим подобно другим цивилизованным народам иметь свое лицо, необходимо как-то вновь повторить у себя все воспитание человеческого рода. Для этого мы имеем историю народов и перед нами итоги движения веков.

//То есть общество обязано пройти полностью, без изъятия, весь путь развития, описанный в "Спиральной ДУССОЛОГИИ" - вплоть до настоящего уровня развития коллективного сознания общества: между Оранжевым и Зеленым. //

Без сомнения, эта задача трудна, и одному человеку, пожалуй, не исчерпать столь обширного предмета; однако, прежде всего надо понять в чем дело, в чем заключается это воспитание человеческого рода и каково занимаемое нами в общем строе место.

//То есть - надо хорошо проработать, осмыслить и применить к обществу "Спиральную ДУССОЛОГИЮ".//

Народы живут только сильными впечатлениями, сохранившимися в их умах от прошедших времен, и общением с другими народами. Этим путем каждая отдельная личность ощущает свою связь со всем человечеством.

//Личность в благополучном обществе ощущает себя частью единого Целого, единой общечеловеческой КУЛЬТУРЫ. А не загнанным зверем в тотальном вражеском окружении //

В чем заключается жизнь человека, говорит Цицерон, если память о протекших временах не связывает настоящего с прошлым? Мы же, явившись на свет как незаконнорожденные дети, без наследства, без связи с людьми, предшественниками нашими на земле, не храним в сердцах ничего из поучений, оставленных еще до нашего появления.

//Эти "поучения" - заветы предков. Культурное наследие. Которое в благополучном обществе бережно сохраняется каждым человеком - в любые века.
А в нашем обществе заветы предков размещены в виде кривых зеркал в "прикольной" комнате, где можно "классно поржать" и "весело оттянуться".
Так на что в этом случае может опереться своим сознанием "юноша, обдумывающий житье"?
Нет у него опоры.
И формируется он по этой причине в "всесторонне развитую"... Лампочку, не ведающую, зачем появилась она на свет! //

Необходимо, чтобы каждый из нас сам пытался связать порванную нить родства.

//Ведь только так можно стать Прожектором! И "взлететь" выше уровня Плоскости, опережая свое время! //

...Наши воспоминания не идут далее вчерашнего дня; мы как бы чужие для себя самих. Мы так удивительно шествуем во времени, что, по мере движения вперед, пережитое пропадает для нас безвозвратно. Это естественное последствие культуры, всецело заимствованной и подражательной.

//А как ей не быть подражательной, если в течение одного лишь столетия учебники истории переписывались бессчетное число раз. Если исторические фигуры, определявшие жизнь общества, вынимаются к случаю, как из рукава фокусника, соответственно случаю подкрашенные, и через мгновение снова исчезают - до следующего трюка.

А если нет своего, остается заимствовать у других то, что им не жалко отдать. По принципу: "На тебе, Боже, что мне негоже!"

То, что "негоже" другим, приводит в восторг "приобщения к цивилизации" наш голодающий разум. //

У нас совсем нет внутреннего развития, естественного прогресса; прежние идеи выметаются новыми, потому, что последние не происходят из первых, а появляются у нас неизвестно откуда. Мы воспринимаем только совершенно готовые идеи, поэтому те неизгладимые следы, которые отлагаются в умах последовательным развитием мысли и создают умственную силу, не бороздят наших сознаний.

//Увы! "Не бороздят!.."
Я слушаю беседы в Интернете. Там русские молодые люди читают по очереди тексты на русском языке, написанные КРУПНЫМИ БУКВАМИ.
Как читают!!!
Спотыкач на каждом слове. Интонация случайная. Ударения "падают", куда придется. Смысл искажен...
"Последовательного развития мысли" там, точно, нет. Но желание словить завтра миллион долларов - без заморочки с "последовательным развитием мысли" - ух, как бороздит... И отнимает энергию и время. Время ЖИЗНИ.

А это как раз те наведенные "новые идеи", которые "появляются... неизвестно откуда"
Откуда бы они ни появились, самое печальное то, что иммунитет против вредоносных и чуждых идей у двумерного плоскостного сознания полностью отсутствует. //

Мы растем, но не созреваем, мы подвигаемся вперед по кривой, т.е. по линии, не приводящей к цели.

//Не ведущей к Призванию, к Высшему Иерархическому Управлению, как это бывает с Прожектором. //

Мы подобны тем детям, которых не заставили самих рассуждать, так что, когда они вырастают, своего в них нет ничего; все их знание поверхностно, вся их душа вне их. Таковы же и мы.

//И ЕГЭ, введенный в наши школы через два века после того, как Прожектор выявил причину нашей неразвитости и бед, - яркий символ того, что все остается по-прежнему. Или - становится хуже, чем "по-прежнему!"
Но... "Народ безмолвствует!" - как и два века назад. //

... Очевидно, что на душу каждой отдельной личности из народа должно сильно влиять столь странное положение, когда народ этот не в силах сосредоточить своей мысли на каком ряде идей, которые постепенно развертывались в обществе и понемногу вытекали одна из другой, когда все его участие и общем движении человеческого разума сводится к слепому, поверхностному, очень часто бестолковому подражанию другим народам.

... В природе человека теряться, когда он не находит способа связаться с тем, что было до него и что будет после него; он тогда утрачивает всякую твердость, всякую уверенность; не руководимый ощущением непрерывной длительности, он чувствует себя заблудившимся в мире. Такие растерянные существа встречаются во всех странах; у нас это общее свойство.

... В наших головах нет решительно ничего общего, все там обособлено и все там шатко и неполно.

... Массы подчиняются известным силам, стоящим у вершин общества. Непосредственно они не размышляют. Среди них имеется известное число мыслителей, которые за них думают, которые дают толчок коллективному сознанию нации и приводят ее в движение. Незначительное меньшинство мыслит, остальная часть чувствует, в итоге же получается общее движение.

...А между тем, раскинувшись между двух великих делений мира, между Востоком и Западом, опираясь одним локтем на Китай, другим на Германию, мы должны бы были сочетать в себе два великих начала духовной природы - воображение и разум, и объединить в нашей цивилизации историю всего земного шара.

Не эту роль предоставило нам провидение. Напротив, оно как будто совсем не занималось нашей судьбой. Отказывая нам в своем благодетельном воздействии на человеческий разум, оно предоставило нас всецело самим себе, не пожелало ни в чем вмешиваться в наши дела, не пожелало ничему нас научить. Опыт времен для нас не существует. Века и поколения протекли для нас бесплодно. Глядя на нас, можно сказать, что по отношению к нам всеобщий закон человечества сведен на нет.

...Вся история нового общества происходит на почве убеждений.
//Т.е. мировоззрения.//
Значит, это настоящее воспитание.
//То есть воспитание есть мировоззрение - утверждает Петр Чаадаев. //

Утвержденное с самого начала на этой основе, новое общество двигалось вперед лишь под влиянием мысли. Интересы в нем всегда следовали за идеями и никогда им не предшествовали. В этом обществе постоянно из убеждений создавались интересы, никогда интересы не вызывали убеждений. Все политические революции были там по сути революциями нравственными. Искали истину и нашли свободу и благоденствие.

...Итак, главный, можно сказать единственный интерес у новых народов заключался лишь в убеждении.
//Мировоззрении.//
Все интересы - материальные, положительные, личные - поглощались этим интересом.
//Да, так должно быть! - Л.З.//

...Что касается нас, мы можем только завидовать судьбе народов, которые в этом столкновении убеждений, в этих кровавых схватках в защиту истины создали себе мир понятий, //мировоззрение// какого мы не можем себе даже и представить, а не то что перенестись туда телом и душою, как мы на это притязаем.

...Мне, признаться, трудно оторваться от этих широких горизонтов. С этой высоты открывается перед моими глазами картина, в которой почерпаю я все свои утешения; в сладостном чаянии грядущего блаженства людей мое прибежище, когда под гнетом обступающей меня печальной действительности я чувствую потребность подышать более чистым воздухом, взглянуть на более ясное небо.

//Да! Совершенно согласна! Трудно оторваться от этих широких горизонтов и - нельзя от них отрываться!
А чтобы горизонты расширялись, мировоззрение общества должно содержать ВЕРТИКАЛЬ. То есть быть объемным и устремленным к Творцу! //

Письмо мое слишком затянулось, сударыня. Полагаю, что нам обоим следует передохнуть.
Вначале мне казалось, что я смогу в немногих словах передать вам задуманное. Поразмыслив, нахожу, что здесь имеется материала на целый том.

//Очень знакомо :-). И очень справедливо...//


Друзья мои!

Продолжим обсуждение этих насущных вопросов в "КЛУБЕ мыслящих людей".

Потому что сознание и дела мыслящих людей-Прожекторов в наше время определяют судьбу и будущее всего человеческого общества.

Пора взрослеть!
Пора просыпаться!
Пора становиться зрячими!

Наш сегодняшний собеседник, Петр Яковлевич ЧААДАЕВ, недвусмысленно и настойчиво призывает нас к этому!

* * *

Напоминаю тем, кто пропустил эту информацию:

Я открываю новый проект:
бесплатные on-line БЕСЕДЫ со слушателями -
"КЛУБ мыслящих людей".

В этом проекте я предлагаю участвовать всем заинтересованным искателям своего пути.

Один раз в месяц, во второе воскресенье, в 20 часов по моск. времени мы будем встречаться в виртуальном пространстве Интернета - через Skype - и беседовать.

Я буду отвечать на Ваши вопросы - сквозь призму ДУССОЛОГИИ.


Творчество, мировоззрение, ДУССОЛОГИЯ,
управление отношениями и событиями,
достижение гармонии и счастья
- это темы наших встреч.


"КЛУБ мыслящих людей"
приглашает на первую беседу
в воскресенье, 13 июня 2010 года.


Желающие принять участие в этом проекте -
сообщите о Вашем желании через форму на странице:
http://www.slovorit.ru/zapis/zapistren.htm

и оставьте там Ваше реальное имя, e'mail и ник в Skype .

Мой ник в Skype - liza_lazer.


Информация о конференциях будет публиковаться на странице:
http://www.slovorit.ru/confer.htm


Давайте думать. И размышлять!



Жизнь ЦЕНТРА гармоничного общения "Зелёная Линия":


Оперативные НОВОСТИ опубликованы
ЗДЕСЬ


А ниже - наши постоянные и перспективные проекты:

 


БЛОГ "Зелёная Линия":
http://slovorit.wordpress.com

Жду друзей, читателей, подписчиков!

* * *

Звуковые файлы (подкасты)
моих стихов, выступлений и бесед
можно послушать по адресу:
http://slovorit.podfm.ru/

* * *

Дистанционный аудио-КУРС
"ТИПЫ ЛИЧНОСТИ -
их сила и особенности"

размещен ЗДЕСЬ:
http://www.slovorit.ru/tipy.htm


АВТОРЫ и ТРЕНЕРЫ:

Анатолий и Тамара ПАНЧЕНКО

 

Я буду рада Вашим, дорогой Читатель,
отзывам о сегодняшней беседе

 

11.04.10

Архив рассылки:
http://www.slovorit.ru/rassylka.htm



Жду ваших писем.


Лариса Федоровна.

Все права защищены.
При использовании данного материала ссылка на автора обязательна.


Л.Ф.Зеркалова

В избранное