Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Труд сделал из Человека обезьяну Что такое ремесло. Часть 2


 

Труд сделал из Человека обезьяну

 

Выпуск 35 от 2007-05-14

Что такое ремесло. Часть 2


Что такое ремесло (часть 2)

В прошлом выпуске мы определились с понятием ремесла и выделили в этой форме наши классификационные признаки деятельности человека. Итак, ремесло это репродуктивная деятельность человека связанная с присвоением результатов его деятельности. Посредством своего производственного опыта ремесленник производит некий результат, который затем по своему усмотрению использует. Не важно, использует ли человек этот результат сам, передает общине, заказчику, купцу и так далее, важно, что результат его действий полностью принадлежит только ему и, он распоряжается им самостоятельно, по своей прихоти.

Репродуктивная деятельность с присвоенным результатом

Психологический анализ репродуктивности деятельности с присвоенным результатом

Исходя из сказанного, рассматриваемая нами форма деятельности человека направлена на получение желаемого человеком результата известными способами и средствами. Желаемость результата в этом случае означает то, что непосредственный результат деятельности ремесленника будет принадлежать только ему самому и именно этот результат, в последующем будет являться средством, однозначно приводящим к желаемому, которое побудило человека к деятельности. Известные способы и средства, это то, что человеком в прошлом было осуществлено неоднократно и с гарантированным результатом.

Отличительными особенностями этой формы, являются однообразные действия человека, направленные на получение некоторого средства, с помощью которого человек достигает своих желаемых целей. Если сапожнику нужны сапоги, он получает их посредством своих действий по пошиву, если ему нужны брюки, он получает их в обмен на дополнительную пару сапог, произведенную им для обмена. Как видим действия человека едины, а цели различны. Очень похоже с рассмотренной нами формой работы. Те же однообразные действия, результат которых является средством достижения первичных личных целей, побудивших к самому действию.  Не зря в историческом экскурсе, эти формы плавно перетекают из одной в другую. Но есть между ними и существенное различие.

Действия работника всегда осуществляются по указанию руководителя и результаты действий работника никогда ему не принадлежат. Мы исключаем из рассмотрения варианты воровства. Де юре, результаты деятельности работника всегда принадлежат владельцу производства. В отличие от работника, все, что произведено ремесленником, не зависимо от того, что послужило инициацией производства, принадлежит самому ремесленнику. Работник-сапожник обязан произвести за смену требуемое количество пар обуви. За это он получит причитающееся ему вознаграждение. Ремесленник-сапожник никому ничего не обязан. Он может вообще ничего не производить, если ему в лом. Инициацией его действий выступает не внешнее воздействие (указание руководителя), а собственные желания и прихоти. Хочу, делаю, не хочу, не делаю.

Именно поэтому, несмотря на то, что результат действий и работника и ремесленника является лишь средством на пути достижения собственных целей, ремесленник свободен с точки зрения выбора способов и средств достижения цели. Для получения результата он может произвести 10 пар валенок, 5 пар туфлей или две пары сапог. А может и вообще пойти собирать яблоки. Оценив конъюнктуру рынка или найдя соответствующего заказчика, ремесленник выбирает оптимальный с его точки зрения эффективности путь достижения личной цели. Почему? Потому что в любом случае, результат действий будет принадлежать лично ему и в последующем ему придется найти способ преобразование непосредственного результата его действий (сапоги) в желаемое (шляпа). В конце концов, заказчик, не говоря уже о рыночном ремесле, может вообще отказаться под каким-либо предлогом от товара. Что останется в этом случае ремесленнику? Непосредственные результаты его деятельности. Не желаемое, побудившее к ним, а именно то, что принадлежит ремесленнику в качестве конечного результата его личных действий.

В отличие от ремесленника, работник никогда не сможет получить результат своих действий. В любом случае он будет отчужден от него. И даже если хозяин производства не сможет продать товар, он принадлежать работнику не будет. Исключение будет составлять лишь факт расплаты хозяина с работником произведенным товаром. Но и в этом случае, объем произведенного работником товара, никогда не будет равен объему полученного им.

Ремесло как форма рабства

Мы уже видим, что ремесло, как форма деятельности также отражает один из видов рабства или закабаления человека. Во-первых, непосредственным результатом действий человека является однообразный продукт или явление. Ничего нового, да и вообще ничего другого человек произвести на свет божий не может. Вряд ли кто-то серьезно будет утверждать, что ремесленник- сапожник, производящий великолепные сапоги, так же легко сможет произвести костюм, такого же качества.

Если же сапоги и костюмы производится в одной мастерской, то они будут производиться различными людьми, пусть даже и объединившимися в некую артель. В этом случае, ремесленники передают произведенный товар, например, в отдел продаж, для последующей реализации и получения причитающегося вознаграждения. Тем самым они отчуждаются от произведенного ими товара и ремесленники-мастера, плавно приближаются к работникам-мастерам, получающим определенный фиксированный результат, за свои действия. В принципе, они, конечно, еще могут в какой-то мере самостоятельно распоряжаться своим произведенным продуктом, но в основной своей массе, этот продукт принадлежит уже артели, а не ремесленнику лично. Ведь именно для передачи некоторых своих функций, например, реализации произведенного товара, ремесленник и объединялся с другими. Иначе, зачем было бы самостоятельному ремесленнику входить в артель? Конечный итог, любого объединения свободных ремесленников всегда один. Превращение их в работников.

Таким образом, ремесленник, это всегда производитель достаточно узкой специализации. А это в свою очередь, подтверждает наш вывод, о репродуктивном характере деятельности ремесленника,  основу которой составляют однообразные действия, для получения однообразного результата. Мы уже определились, что такие действия относятся к элементам производственного процесса. Этот вид рабства мы назвали физическим рабством, а субъекта выражающего эту форму зависимости рабом производственного процесса.

Другими словами существует некий самостоятельный, независимый от самого человека процесс или технология преобразования, например, кожи животных в элегантную обувь. Этот процесс проработан до мельчайших подробностей. Нарушение того или иного звена процесса приведет к сбою в его работе и конечный  результат его осуществления получиться не надлежащего качества. Звенья процесса реализуются посредством осуществления неких действий со стороны человека. Если действие будет некорректным, звено не сможет соединиться с последующим и конечный результат процесса не будет достигнут. Следовательно, конкретные действия человека на каждом звене однозначно определены и определены не самим человеком, а порядком осуществления объемлющего это звено процесса.

Таким образом, как и в случае работника, ремесленник является рабом производственного процесса. Его действия однозначно зависимы от реализуемой им в данный момент времени технологии. Изменить эти действия он не может, он является элементом, встроенным в этот процесс. Но в отличие от работника, ремесленник волен инициировать тот или иной из имеющихся в его распоряжении процессов или технологий по своему усмотрению. Выйти из рамок запущенного процесса ремесленник не может, но инициировать этот процесс или нет, воля самого человека. Таким образом, являясь рабом производственного процесса, ремесленник остается свободным в духовном плане. У него, в отличие от духовного раба, остается воля в выборе целей, к которым он стремится и пусть даже в ограниченном масштабе, в рамках его мастерства, в выборе способов и средств достижения этих целей.

Ремесло и современность

Исходя из исторического экскурса ремесла, можно сделать вывод, что эта форма деятельности изжила себя в современном обществе, осталась где-то глубоко в прошлом. Так ли это или нет? Давайте разберемся. Основными характеристиками ремесла являются однообразные действия и присвоение результата этих действий. Что означает присвоение результата? То, что в итоге действий человека, будет получен результат, который будет принадлежать самому человеку. Будет ли нужен этот результат еще кому-нибудь и сможет ли он стать средством обмена или достижения ремесленником желаемого, в общем случае не известно.

В случае работника, этот вопрос его абсолютно не интересует. Нужен ли продукт его действий кому-нибудь или нет, его не волнует. Главное что за свою работу он должен получить причитающееся. И все. Других вопросов для работника нет. Самое главное в этом случае, обезопасить себя от недобросовестного работодателя, который почему-то не сможет выплатить положенное. Откуда это причитающееся берется, а тем более, где возьмет это работодатель, работника не волнует.

В отличие от него, ремесленник ни от кого ничего не получает. Он получит только то, что произведет сам. И в этом случае несет вполне конкретный риск не достижения желаемого. Продукт его деятельности может оказаться невостребованным и ремесленнику, в отличие от работника, всегда получающего свое причитающее, придется положить зубы на полку. Следовательно, ремесло это однообразные действия в условиях отсутствия гарантированного  получения желаемого результата. Ремесленник всегда рискует.

Можем ли мы найти эту форму деятельности в современном обществе? Да сколько угодно. Как мы уже определились, ремесленник работает с простыми орудиями труда, в основном самостоятельно, в условиях риска сбыта продуктов своей деятельности.

Не трудно найти примеры. Малое предпринимательство, фермерство, свободные специалисты в той или иной области, дизайнеры, архитекторы, мастера, строители, швеи, повара и так далее. Все те, кто волен выбирать сам, выходить ему сегодня на работу или нет, те, которые несут риск остаться наедине с произведенным ими продуктом, например, архитектурным проектом. Есть то его не будешь. Но не только. К какой форме деятельности отнести, например, деятельность адвокатов, свободно действующих юристов, нотариусов, наших доблестных депутатов и политиков? Они трудятся, работают или ремесленечают?

Действия этой группы однообразны, ну разве, что за исключением адвокатов высокого полета, каждый процесс которых является творческим актом, непредсказуемым полетом мысли и фантазии. Кому принадлежат результаты их действий? Трудно сказать сразу, но уж точно не нам и не народу. А кому? Им и системе породившей их. О ком, как не о себе им беспокоиться. Как во власти или у кормушки подольше продержаться, как кресло удержать, как взять по больше, пока время не прошло, как будущее свое обеспечить? Куй железо пока горячо?  Кто из них, по собственной воле, свой кабинет покинул? Видимо нравится слугами народа быть. Мы не будем здесь исследовать их деятельность. Я высказал свою точку зрения, и спорить с кем-либо, кто имеет противоположное мнение, не буду. Хороший у Вас депутат, творит на Ваше благо и, слава богу. Ваш слуга значит. Раб Ваш. Вашу волю исполняет и ради Вас действует.

Хотите еще примеры ремесла? Работники ГИБДД на дороге. Разве не ремесленники? Кому нужны результаты их деятельности, да и вообще сами их действия? Только им. Нам, водителям, они точно не нужны. Во всяком случае, в том виде, в котором они их осуществляют. И орудия труда у них простейшие, палочка полосатая, труба замерочная, знак, который брат подарил. Да и все, пожалуй. Достаточно. И надо сказать не плохо ремесленечают. Свою семью, во всяком случае, обеспечивают хорошо. Ремесло у них такое, дань с проезжих собирать. Хотя иногда и творческое мышление включается. Как подставу организовать, как место поскрытнее выбрать, как статью покруче впарить и без того бесправному водителю…

Таким образом, ремесло изжило себя только в производстве товаров, но никак не в производстве услуг. Эту форму деятельности человека в современном обществе, легко найти сможет каждый. Надо лишь оглянуться вокруг.

Резюме

Ремесло - это форма деятельности человека, предусматривающая осуществление им репродуктивных действий, результат которых, принадлежит лично самому человеку.

Ремесло выражает физиологическое рабство, рабство человека от производственного процесса, в рамках которого осуществляются его действия. Все эти производственные процессы, в большей степени не подчинены самому человеку и существуют вне зависимости от него. Единственным владельцем, а, следовательно, и рабовладельцем ремесленников является общество или цивилизация, породившая эти производственные процессы. Вне рамок современного общества, общественно-политического строя, цивилизации, ремесло не возможно. Именно они ведут к общественному разделению труда, которое и ведет к появлению производственных процессов и ремесла, как формы закабаления человека. Но об этом мы будем говорить позже.

Здесь же отметим, что ремесло, в отличие от работы и труда, все еще характеризуется духовной свободой человека, который пока еще способен самому себе поставить цель и добиться ее, пусть даже и в рамках определенного производственного процесса. Ремесло в психике человека заключается в матрице возможных переходов, отражающих звенья производственных процессов, с которыми оперирует ремесленник. Он волен выбирать себе цели, к которым будет стремиться, но двигаться к этим целям он будет только и исключительно в рамках этой матрицы. Он неспособен изобрести что-либо новое, он способен лишь использовать уже имеющееся.

Автор и ведущий рассылки Андрей Хитров

Написать письмо автору  


Архив Рассылки

В избранное