Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Диалог: понятия, критерии, структура. Диалог как коммуникативный режим.


Из статьи  «ДИАЛОГ КАК КОММУНИКАТИВНЫЙ РЕЖИМ», журнал «Человек».

     Диалог даже нельзя представить как какой-то специфический вид общения или коммуникации, поскольку следы диалога можно обнаружить в любом коммуникативном действии и отношении. Невозможность помыслить диалог как вид общения является более или менее очевидной предпосылкой всех его современных интерпретаций. Для этого достаточно только заметить, что «В отношении к человеку любовь, ненависть, жалость и вообще всякие эмоции всегда в той или иной степени диалогичны». Но если полагать, что режимы общения влюбленных и ученых одинаково диалогичны, тогда идея диалога перекрывает все режимы общения и потому теряет всяческий смысл, становясь просто синонимом «общения».

    Вот почему,  чтобы «схватить, воспроизвести и узнать» (если выражаться в традициях кантовской трансцендентальной аналитики) что есть диалог, требуется иная категория. Для этого мы предлагаем термин «режим».

     Диалог есть один из дискурсивных режимов (для нас «дискурсивный режим» будет означать то же самое, что и «режим коммуникации», или «режим общения»), т.е. он представляет собой форму любого возможного дискурса, но акцентированную на одном определенном специфическом моменте. Как таковой дискурсивный режим, или режим общения, относится к априорным условиям возможности человеческого опыта. Экзистенциальное априори человеческого присутствия в полном своем развертывании есть таковая смысловая матрица любого возможного опыта, где Dasein (человеческое присутствие) «привязано» к Миру отношениями общения (Добра), познания (Истины), творчества (Красоты) и делания (Блага-Полезности). И дискурсивный режим может содержать только четыре отсылки: к смысловой полноте и целостности мира, к поиску творческого самовыражения, к изысканию какой-либо практической пользы для себя и, наконец, к поиску себя в Другом (и Другого в себе). В той мере, в которой эти акцентировки находят своё феноменальное выражение в дискосе общения, мы и получим их режимы. Происходит ли общение ради получения полезной информации или получения удовольствия от Другого, совершается ли оно ради «нужды в другом», нужны ли мне Другие как зрители или читатели, нахожусь ли я в процессе согласования Смысла (в совместном поиске Истины) – всё это и будут принципиально (по своей ведущей идее) различные дискурсивные режимы. Каждый из них предполагает свою топику, своих субъектов и агентов, предметы речи, настроенность, двусмысленность и т.д. и т.п. – в бесконечной вариации констелляций.

Как дискурсивный (коммуникативный) режим диалог относится к совместному поиску смысла (истины) – в этом изначальная и воистину сакральная идея самого диалога.

    Антиномии самого диалога. Диалог принадлежит упорядоченной речи (дискурс). С этой точки зрения неважно кто, зачем, почему, при каких условиях вступил в общение – важно, что он существует только в речи или слове.

    Таково исходное значение самого слова dia-logos – «через или посредством слова». И вместе с тем в обыденном сознании словоупотреблении dia напоминает и отсылает нас к duo – «два». Для диалога, действительно, необходимы как минимум двое. И хотя это число вовсе не обязательно для существования диалогического режима – в нём может участвовать неопределенное множество людей – восприятие dia как duo не произвольно. Для диалога действительно нужен тот Другой, в котором я смогу найти понимание того, о чём я говорю (таким Другим может быть не всякий). Диалог поэтому – всегда поиск себя в Другом и полагание Другого в себе. Осуществление через логос и через Другого – таковы антиномичные условия бытия диалогического режима общения.

 


В избранное