Диалог: понятия, критерии, структура. Искусство слышать мир.
Музыря Александра. Искусство слышать мир. – М.: Искусство, 1989. – 272.
Взрослую женщину, всю жизнь прожившую в городе, а в лес попадавшую только летом, я как-то упросила послушать передачу «Родная природа». Вот её рецензия на передачу. «Я никогда не думала, что лес надо слушать. Не просто молчать, а настроить себя как приёмник. Я услышала по радио шум леса, а потом специально встала рано утром, - поставила
будильник на четыре часа. Села на подоконник, стала слушать. И вдруг я услышала, как весь лес, как будто большой оркестр, настраивает утром свои инструменты. Птицы «пробуют голос», обрывают пение на половине, снова начинают. Деревья зашумят и смолкнут… Кто-то шуршит в кустах, кто-то шепчет в траве, как будто просыпается и потягивается. Никогда в жизни я не понимала, что значит «слушать лес». Спасибо радио – во второй половине жизни поняла».
-----------------------------------
В 1925 году в день празднования 8-й годовщины Великой октябрьской социалистической революции восемь часов шла трансляция с Красной площади. Музыка. Голоса. Но ни слова ведущего, так как радиокомментатора ещё не было. И тем не менее сотни благодарственных писем пришли на радио: «Мы как будто сами были там, на площади!» И вот 1 мая 1928 года акционерное общество «Радиопередача» организовало
не только трансляцию звуковой картины, но и «живые яркие пояснения, которые давались специальным пояснителем» - радиожурналистом Ардатовым. Весь СССР мог слышать по радио, как проходят парадным маршем по Красной площади военные части. Для писателя, приглашенного вести репортаж, была разработана специальная «инструкция»: «Не мешай слушать звуковую картину праздника. Дай ему вслушаться и в цокот кавалерии, и в стрекот танков, и в рык самолетов. Не тщись перекричать этот грохот, тихое и внятное твоё слово перекроет
любой ураган звуков».
----------------------------------------------
«Я вел репортаж о работе горняков Норильска, - вспоминает один из ведущих корреспондентов радио Г.Седов. – Норильск вообще город удивительный – маленький Ленинград, построенный на вечном льду. Этот город, где живут мужественные люди, где всё «самое северное в мире»: железная дорога, плавательный бассейн, цветочные оранжереи, телецентр.
Самый северный в мире здесь и открытый разрез «Угольный ручей», где полезные ископаемые добываются прямо экскаваторами. Отсюда в морозный день я вёл репортаж. В микрофон дул ветер, скрипел снег, и губы от холода не очень-то слушались. А в довершение всего на самом интересном месте беседы с экскаваторщикомотказал «Репортер» - замерз. Позже, когда
аппарат оттаял, мы негромко продолжали беседу в шумной, тёплой курилке.
И вот пленка в аппаратной. Позади Норильск, мороз и тысячи километров. Совет режиссера: «Выброси-ка ты всё это. Напиши хорошенький текст, я тебе подложу музычку, начитаешь, и будет блеск».
Скрепя сердцем я послушался. Был написан и начитан текст, подложена «музычка», получен желанный «блеск». Но погибли хлопки ветра, хруст морозного снега, бубнящий разговор. Жаль мне стало всего этого до слёз. Выбросил я этот «блеск», эту ненужную в данном случае музыку, и вернулся к пленке. И снова был Норильск, мороз и даже «буратинил», когда замерз, магнитофон, был хрипловатый, но живой
голос экскаваторщика – была сама жизнь».
-----------------------------------------
С конца 50-х годов появление на радио пульта «Эфир-I» - системы одновременной связи московского Дома радио со своими корреспондентами в нескольких городах – возродило традиции перекличек по радио. Первая серия подобных перекличек называлась «Страна и мир в эту минуту».Каждый из участников этой субботней передачи выходил в эфир с оперативными,
сиюминутными новостями. А сегодня «Маяк» каждый день передает такие обзоры, корреспонденты уверенно включаются в диалог, свободно общаются в эфире, забыв, что не так уж и давно мечтали об этом как о волшебстве.
-----------------------------------------
«Прямая линия» или диалог в эфире.
«Прямая линия» связи слушателей и редакции началась задолго до того, как редакции объявили по радио номер телефона, по которому можно позвонить. Передача «Почта радио» давно уже работала по принципу: на каждый вопрос слушателя – ответ компетентного специалиста. Но люфт времени, создавшийся между получением письма и ответом, звучавшим в эфире,
значительно снижал остроту вопроса и ответа. «Прямая линия», при которой вопрос задают по телефону и на него тут же следует ответ компетентного лица, гораздо более острая и непосредственная.
Аналогичные передачи: «Прямой провод», «На связи – студия в Останкино», «Контакт». Передачи идут «живьём» - прямо в эфир звучат вопросы слушателей и ответы из студии.
Как и многие другие люди, я не люблю, когда меня воспитывают. Но с умным другом я готова обсудить многое из того, что мне самой не понятно во мне и, может быть, даже не нравится…
Таким другом для меня часто бывает радио.
Потому что оно не поучает, а беседует со мной. Радио – мой собеседник.
Наверно, это заложено в самой природе радио. С тех самых пор, как человечество создало язык, люди стремятся общаться и находят в этом общении и счастье, и радость, и боль, и возрождение.
И человек ищет такого собеседника, который не диктует ему как поступить. Хороший собеседник не говорит: «поступай вот так» или «реши свою проблему так, как я!» Нет, тактичный и умный друг скажет тебе: «Я поступаю вот так, я ищу решение здесь».
Коммуникация – это связь. И радио овладело великим искусством связи людей друг с другом.
«Человек – самый интересный предмет для человека», - писал Гёте. Но чтобы узнать человека, чтобы увидеть в нём «самое интересное для себя», надо как минимум познакомится с ним, познакомиться не поверхностно, надо его узнать.
Радио обладает этим тонким искусством обнажать в человеке самое интересное и важное – его внутренний мир, его душу и ум.
Можно изменить выражение лица и обмануть всех относительно своей сущности. Можно даже выработать определенный взгляд, который опрокинет старинное утверждение, что глаза – зеркало души. Но голос раскрывает в человеке то, что он может спрятать с помощью грима и тренировки. Голос богат оттенками, они переплетаются в речи, выстраивая картину, портрет, иногда независимо
от самого говорящего. Интонации, дыхание, паузы – они скажут ничуть не меньше, чем сами слова.