Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Диалог: понятия, критерии, структура. Диапазон общительности.


Н.Н. Обозов Психология делового общения. – СПб.: Академия психологии, предпринимательства и менеджмента, 1997 г. – 36 с.

Диапазон общительности

     У кого какой диапазон общительности? В чем преимущества и недостатки узкого и широкого диапазона. Все эти вопросы встают особенно остро, когда человек все время переключается в общении на людей, разных по полу и возрасту, профессиональной и социокультурной принадлежности. Журналистам, пожалуй, больше чем кому-либо приходится устанавливать контакты и в необычных ситуациях, и с людьми, порой диаметрально противоположными по психологическому складу. Но не менее важно иметь широкий диапазон общительности работникам кадровых служб, руководителям. Конечно, в условиях командно-бюрократических отношений они могут обходиться инструкциями. Но демократизация вносит, все больше корректив в стандарты отношений, главным элементом которых является иерархичность.

     Даже непрофессионалу нетрудно заметить, что диапазон общительности совпадает со степенью экстравертированности как способности устанавливать контакт с другими людьми. Примеров людей с широким диапазоном общительности можно привести немало. Так, Л. Н. Толстой легко находил общий язык и с малограмотным крестьянином, и с французским графом. А. И. Куприн для накопления писательского опыта погружался в среду мастеровых, циркачей, опускался на самое социальное дно общества и бывал в блестящих салонах «света».

     Умение знать и чувствовать все многообразие оттенков человеческих отношений, переживаний - необходимый элемент работы с людьми. Способность находить подход к разным индивидуумам должна произрастать, прежде всего, из признания другого человека не менее ценным и интересным, чем ты сам. Своеобразный снобизм социокультурных слоев общества ограничивает не только развитие личности, но и референтной общности. Любое замыкание на узкопрофессиональных и социокультурных общностях формирует ограниченность мироощущения, мировосприятия и миропонимания. В конечном итоге, такие общности вступают друг с другом в антагонистические противоречия,

     Однако слишком широкий диапазон общительности имеет не только свой несомненный позитив, но и негатив. О таких людях говорят: «он со всеми и ни с кем», то есть крайнее его расширение может характерологически закрепиться в виде поверхностности, несерьезности и даже ненадежности. Отсутствие каких-либо привязанностей к другим людям может обернуться одиночеством, когда они поймут цену такому человеку. Тем более, что в человеческих отношениях действует «закон эквивалентности обмена». Крайняя позиция «только брать» не менее опасна, чем позиция «только давать». Правда, последняя чрезвычайно редка и таких людей считают чудаками.

      Как видим, диапазон общительности не может толковаться однозначно. Крайние значения, пожалуй, достаточно редки. Между тем, для развития личности необходим достаточно широкий диапазон, что достигается за счет активности в отношениях с окружающими. В актерской практике принято в качестве специального упражнения включать артиста в парные роли с различными по темпераменту и характеру исполнителями. Это позволяет более широко взглянуть на себя и свою роль. Режиссеру же это тоже дает немалую пищу для размышления. Общение «всех со всеми» расширяет диапазон общительности актера. В сценическом движении - особой области актерской подготовки - есть вполне однозначные рекомендации; при больших вариациях парного общения возрастает универсальность актера. Неслучайно опытным актерам проще сыграть с новичком, чем двум начинающим вместе.

     Банально? Будто бы да. Но в кадровой работе антропоцентричность как ориентированность на человека, а не на его функцию, всегда более выигрышна. И диапазон общительности может быть индикатором готовности личности к решению самых сложных задач кадровой деятельности.

     Можно сделать ряд общих замечаний по проблеме общения:

    1. Воспринимая внешний вид, действия, поступки и в целом деятельность человека, мы получаем возможность проникнуть в его внутреннее психологическое содержание, познаем убеждения, потребности, интересы, чувства, характер, способности личности. По этому знания, тем более психологические данные, полученные о том или ином работнике, требуют огромной осторожности и такта в их использовании.

     2. Одним из важных аспектов формирования личности каждого человека является его развитие как субъекта познания других людей. Поэтому постоянно развивая свою способность правильно понимать и оценивать окружающих, направляя ее на формирование и совершенствование определенных качеств работников, вы тем самым формируете и совершенствуете себя как личность.

     3. При длительном занятии тем или иным видом профессиональной деятельности тенденция оценивать других людей с определенной точки зрения может стать устойчивой, превратиться в профессиональную привычку. Эта особенность восприятия ярко проявляется у тех, в чьей повседневной работе другой человек выступает главным объектом деятельности (руководители всех рангов, работники кадровых служб). Поэтому стремитесь исключить предвзятость при восприятии и оценке окружающих.

 

 


В избранное