Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Диалог: понятия, критерии, структура. Формы общения.


Кабрин В.И. Коммуникативный мир и транскоммуникативный потенциал жизни личности: теория, методы, исследования. – М.: Смысл, 2005. – 248 с.

Указанные формы общения намеренно сведенные к обыденным обозначениям, различимы и на интуитивном, и на рефлексивном уровне.

Контакт - это, прежде всего, элементарный, динамичный обмен непосредственными и недифференцированными импульсами-переживаниями (лишь акцентированный мотивационными, когнитивными, креативными или эмоциональными тенденциями) или формальный обмен элементарными ритуалами (приветствий, прощаний, извинений и т.п.), указывающими лишь на контуры К-связи.

Беседа как типичная форма нормативного общения - это разговор с оформившимися темами и позициями партнеров. Она имеет когнитивную, информационную, содержательную доминанту, в отличие от мотивационной доминанты контакта. В то же время в беседе партнеры не чувствуют себя обязанными находить какое-то общее решение проблемы и даже касаться проблемных, противоречивых аспектов обсуждаемых тем.

Дискуссия же в отличие от беседы направлена на совместное разрешение некой общей проблемы, решение общей задачи и предполагает столкновение мнений, аргументов, конфронтацию позиций и ролей. Соответственно этому и психологическая доминанта смещается от когнитивной к конструктивной и креативной.

Отношения (приятельства, дружбы, любви) характеризуются прежде всего К-интеграцией на основе самых различных духовных ценностей, скрепляемой духовными чувствами. Такая духовная интеграция преодолевает ограничения и барьеры, характерные для контактов, бесед, дискуссий, но и требует более мощного духовного обеспечения, то есть зрелости, ценностных ориентации и чувств.

С другой стороны, указанные различия основных форм общения не исключают ни их явной преемственности и кумулятивное, ни типичных противоречий и конфликтов между ними.

Так, достаточно просто представить беседу как последовательность контактов; дискуссию, полемику - как ряд бесед; отношения – как последовательность духовных конфронтации, украшающих, освежающих, развивающих духовные отношения.

В то же время достаточно известно, как отношения могут препятствовать деловой дискуссии или делать ее несправедливо жесткой. Дискуссионность может нарушать нормальное течение беседы, а норма «светской беседы» - гасить, подавлять непосредственность импульсов, порывов в контакте.

И наоборот, незрелость, несовершенство более простых форм общения могут оказывать дезорганизующее влияние на более сложные формы. Распущенная, неуемная контактность затрудняет содержательную беседу. Информационный педантизм беседы препятствует критическому выявлению и разработке дискуссионных аспектов обсуждаемого. Плохо регулируемая дискуссия с резкими выпадами партнеров в адрес друг друга может привести к ухудшению их отношений.

В связи со всем этим и общая коммуникабельность личности имеет сложно дифференцированную, потенциально противоречивую структуру.

Относительная автономия рассмотренных «блоков» коммуникабельности может приводить к гипертрофированному развитию одной или нескольких форм общения в ущерб другим формам.

Основные формы общения репрезентируют собой, прежде всего, основные уровни общения, в которых реализуются и развиваются основные уровневые качества психики человека.

Контакт олицетворяет импульсивное общение и через него соответственно качества сенсомоторной психики и темперамента. Беседа, олицетворяя нормативное общение, делает проявленными качества адаптивной «перцептивной психики» с натренированными в многократно повторяющихся особых ситуациях особыми привычками и манерами, образующими характер. Дискуссия, реализующая уровень проблемно-ролевого общения, проявляет качества «интеллектуальной психики», социально, культурно, символически и семантически опосредствованной, раскрывает качества интеллектуальности и интеллигентности человека. Наконец, человеческое отношение, реализующее тенденцию духовного общения, проявляет и степень развития индивидуальности человека, его духовной зрелости. Дифференциацию специфических признаков форм общения логично осуществить в рамках модели К-пространства также и по другой его координате, то есть каждая форма общения должна быть охарактеризована как минимум 1) мотивационно-побудительными; 2) когнитивно-адаптивными; 3) конструктивно-креативными; 4) эмоционально-интегративными К-тенденциями, специфическими для каждого уровня.

 


В избранное