Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Диалог: понятия, критерии, структура. Проблема общения в психологии.


Общение есть взаимодействие людей, вступающих него как субъёкты. Подчеркнем, что речь идёт не просто о воздействии одного субъекта на другого (хотя этот момент и не исключается), а именно о взаимодействии. Для общения необходимы по крайней мере два человека, каждый из которых выступает именно как субъект.

Общение предполагает, по совам К. С. Станиславского, «встречный ток». Каждый его акт выступает как акт сопряженный, в котором действия участников объединены в нечто целое, обладающее новыми (по сравнению с действиями каждого отдельного участника) качествами. «Единицами» общения являются циклы, в которых проявляются взаимоотношения позиций, установок: точек зрения каждого из партнеров, переплетаются прямые и обратные связи в потоке циркулирующей информации. Так, «единицей» речи, по мнению М. М. Бахтин является «двухголосое слово». В диалоге сходятся два понимания, две точки зрения, два равноценных голоса в двухголосом слове, в реплике диалога чужое слово так или иначе учитывается, на него реагируют или его предвосхищают, оно переосмысливается или переоценивается и т.д. «...Реальной единицей языка — речи...— пишет М. М. Бахтин,— является не изолированное единично монологическое высказывание, а взаимодействие по крайней мере двух высказываний, т. е. диалог».

При этом важно подчеркнуть, что неверно понимать общение как процесс, в котором происходит своего рода усреднение (унификация) вступающих в него личностей (а такая точка зрения высказывается в западной психологии). Напротив, оно детерминирует каждого из его участников по-разному и поэтому является важным условием проявления и развития каждого как индивидуальности.

Накапливаемые данные (в том числе и полученные в лабораторных экспериментах) все более отчетливо свидетельствуют о том, что динамика психических процессов и состояний человека существенно зависит от условий, средств, способов и форм его общения с другими людьми. Кроме того, общение является основной сферой проявления специфических человеческих эмоций и вообще психических состояний, необходимым условием формирования психологических свойств личности, ее сознания и самосознания. Кстати, И. М. Сеченов отмечал, что «моральные чувства... тот комплекс соответственных душевных состояний», который «составляет основу и регулятор всякого общежития... родится из общения».

Функции общения в жизни индивида многообразны. Можно выделить три основных класса этих функций: информационно-коммуникативные, регуляционно-коммуникативные и аффективно-коммуникативные.

Первый класс охватывает все те функции, которые могут быть описаны как передача—прием информации. Другой класс функций общения относится к регуляции поведения в широком смысле, которую люди осуществляют по отношению друг к другу. Функции общения, названные выше аффективно-коммуникативными, относятся к детерминации эмоциональной сферы человека.

В реальном акте непосредственного общения все перечисленные функции выступают в единстве. При этом реализуются они так или иначе по отношению к каждому участнику общения, но различным образом. Например, акт общения, выступающий для одного как передача информации, для другого может выступать в функции эмоциональной разрядки.

Функции общения можно рассматривать и в другом плане. Можно, например, выделить такие функции, как организация совместной деятельности, познание людьми друг друга, формирование и развитие межличностных отношений.

Источник: Проблема общения в психологии /Под ред. Ломов Б.Ф. – М.: «Наука», 1981 – 210 с.


В избранное