Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Диалог: понятия, критерии, структура. Уровни общения.


Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Кн. для учителя и родителей. – М.: Просвещение, 1987. – 207 с.

Фазы контакта.

      Всякий акт поведения индивида в науке принято условно разбирать на четыре фазы: первая – побуждение к действию, вторая – уточнение индивидом ситуации действия, третья - самодействие и четвертая – его свертывание. А если свертывать его еще рано, так как побуждение к нему не исчезло, индивид возвращается ко второй фазе: заново уточняет ситуацию, уже измененную его предыдущим действием, затем опять переходит к третьей фазе – к новому действию и т.д. Общение для субъекта не что иное, как специфический акт поведения.

      Первая фаза этого акта – направленность на партнера (тот по каким-то причинам становится объектом внимания и предстоящего действия). Вторая фаза – психическое отражение партнера, ибо оно есть главное в ситуации действия. На третьей фазе действие состоит в информировании партнера о чем-то и приеме ответной информации от него. Четвертая фаза состоит в отключении от партнера, если побудительные мотивы контакта с ним исчезли. Если они сохраняются, субъект, как уже говорилось, возвращается ко второй фазе, заново отражая партнера, чье поведение уже изменено произошедшим знакообменом, и т.д.

       Поскольку уже партнеры действуют в контакте не изолированно друг от друга, а совместно (не то и контакта не будет), первую фазу коммуникативного акта можно назвать фазой взаимонаправленности, вторую – фазой взаимоотражения, третью – фазой взаимоинформирования и четвертую – фазой взаимоотключения. Фазы эти прослеживаются и в беглых, и в развернутых контактах.

       Содержание фаз контакта определяется уровнем, на котором протекает общение.

Уровни общения.

       Примитивный уровень. Общая характеристика того, кто опускается до примитивного уровня в контакте, такова: для него собеседник не партнер, а предмет, нужный либо мешающий. Если нужный, надо им овладеть; если мешающий, надо его оттолкнуть. Отсюда все особенности общения на примитивном уровне.

        Манипулятивный уровень. В целом характеристика этого субъекта («манипулятора») такова: для него партнер – соперник в игре, которую непременно надо выиграть. Выигрыш означает выгоду: если не материальную или житейскую, то, по крайней мере, психологическую. Психологическая же выгода, с точки зрения манипулятора, заключается в том, чтобы надежно пристроиться к партнеру «сверху» и иметь возможность безнаказанно наносить ему «уколы».

       Стандартизированный уровень. Подлинного ролевого взаимодействия при этом уровне не происходит. Как видно из самого названия, общение здесь основывается на неких стандартах, а не на взаимном схватывании партнерами актуальных ролей друг друга и постепенном развертывании каждый из них своего «ролевого веера». Другим названием этой формы общения может быть «контакт масок».

         Конвенциональный уровень. Этот уровень представляет собой полноценное человеческое общение. Словом «конвенция», или согласие, в психологии обозначают свод правил поведения, большей частью неписанных, но все же передаваемых из поколения  в поколение, потому что в этих правилах закреплен уговор людей друг с другом относительно того, какие формы поведения, согласно коллективному опыту, наиболее приемлемы и для субъекта, и для общества. Контакт на конвенциональном уровне требует от партнеров высокой культуры общения. Умение «держать» диалог на этом уровне, а тем более «приводить» его к такому уровню можно уподобить сложному искусству.

        Игровой уровень. Уровень общения, который располагается «над» конвенциональными, т.е., обладая полнотой и человечностью последнего, превосходит его тонкостью содержания и богатством оттенков. В общении на игровом уровне партнёры «играют друг друга», «отражаются друг в друге» подобно отличным актёрам. В игровом общении присутствует дух музыки, музыкальной драматургии.  Владение игровым уровнем контакта требует немалого артистизма, духовной утонченности. В этом, может быть, заключена древняя загадка того, что называют обаянием человека.

        Деловой уровень. Еще один уровень диалога, располагающийся выше конвенционального, - деловое общение. Имеется в виду не просто «деловые контакты» как род человеческих занятий. Реальные деловые контакты совсем не обязательно протекают на «деловом уровне», они нередко выглядят как общение на манипулятивном или стандартизированном уровне. Особенность делового общения: «Я» человека отодвинуто назад, на первом месте – дело. Общаясь на деловом уровне, люди выносят из контактов не только определенные зримые «плоды» совместной деятельности, но также исключительно стойкие чувства взаимной привязанности, доверия и теплоты. Или, напротив, почти неустранимые антипатии друг к другу! Дело отметёт игру и выставит в человеке всё, чем он является в действительности.

        Духовный уровень. Высший уровень человеческого общения – духовный - столь же трудно уложить в точные определения, как трудно дать ответ на вопрос, что такое любовь. Для любой фазы контакта характерно следующее: партнёр воспринимается как носитель духовного начала, и это начало пробуждает в нас чувство, которое сродни благоговению. Люди, к благоговению вообще не способные, почти всегда бездуховны. Ценя духовное начало в другом, мы развиваем его и в себе. Развив его в себе, ещё больше ценим его в других, причём крупицы духовности радуют нас так же, как её залежи. Ведь личность, вообще, обретает себя во всей полноте только тогда, когда она находится в диалоге с другой личностью.

 

 

 


В избранное