Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "В здоровом теле - здоровый дух" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Профилактика и реабилитация психоактивных зависимостей
|
Выпуск No. 22 Дата выпуска 2006-05-10 ОГОЛЕННЫЕ ПРОВОДА ДУХОВНОГО МИРА Ольга Курова Третий класс дружно скандировал. Неокрепшие ребячьи ручонки слаженно отбивали о крышки парт какой-то замысловатый африканский ритм, а звонкие мальчишечьи голоса твердили в такт лозунг. Не вслушиваясь в его слова, можно было бы подумать, что детишки пребывают под сильным впечатлением от победы любимой футбольной команды в недавнем матче или от концерта модной рок-группы. Однако, разобрав смысл услышанного, я, то есть внезапно вошедшая учительница, изменилась в лице. "Са-та-на, вой-ди в нас, са-та-на, все-лись в нас", - самозабвенно вопили нежные отроки, вряд ли ведая, что творят. Рукава у ребят были закатаны, а худенькие предплечья разрисованы пентаграммами и прочей сатанинской символикой, нанесённой красным маркером. По этому самому маркеру я и вычислила зачинщика, который в тот момент украшал очередным тату ещё чей-то доверчиво подставленный локоть. Им оказался мальчик с резидуально-органическим психопатоподобным расстройством, получающий по этому поводу медикаментозное лечение (назовём его Ваней). Объяснив ребёнку смысл содеянного, я отправила его и прочих пострадавших в туалет отмывать художества, а класс окропила крещенской водой. Отмытый же Ваня, на которого попало несколько капель святыни, выражал явное недовольство и сильно беспокоился: "Противно! Противная вода!" Сейчас в школах повсеместно введено преподавание "Основ безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ). Прошедшие переподготовку по новому предмету военруки, физкультурники и прочие имеющиеся в наличии педагоги учат детей поведению в экстремальных ситуациях: при угрозе взрыва, пожаре, землетрясении. Школьников предупреждают об опасности возможной встречи с грабителями, маньяками-педофилами, продавцами наркотиков. Кто же виноват в том, что третьеклашка из специального интерната, на уроках ОБЖ обученный переходить улицу на зелёный сигнал светофора и не браться за оголённые провода, без малейшей опаски играет в игры куда более страшные, чем, например, баловство со взрывчаткой или ртутными лампами где-нибудь на бесхозной свалке? "Виновата, прежде всего, семья", - скажут многие и будут по-своему правы. Тем не менее, обучение ребёнка правильному поведению в ряде жизненных ситуаций школа включает в число своих образовательных и воспитательных задач. Семьи-то бывают разные. Где-то родители сами имеют крайне низкий уровень развития, где-то вполне культурны и образованы, но время для общения с собственным ребёнком находят очень редко, то ли по причине предельной занятости добыванием денег, то ли просто от нежелания изменить сложившийся стереотип, когда дефицит любви пытаются компенсировать обилием сладостей, игрушек и развлечений. Вот и вырастает дитя, имея вполне соответствующие школьным стандартам, а порой и превосходящие их навыки решения задач, высокую скорость чтения и даже некоторый запас английских слов. А на уроке открывает учебник "Родная речь" и не понимает, кто такой Бог, который даёт царице дочь. И ведь родители этого ребёнка не какие-нибудь идейно убеждённые атеисты: и окрестили дитя в своё время, и крестик на тесёмке надеть в школу не забыли, и пластиковую иконочку преподобного Сергия положили в дневник, чтобы помогал святой в учёбе. Только кто же расскажет ребёнку о Боге, о том, зачем нужен крест на груди и икона на полке? Исключившие себя из воспитательного процесса мама с папой, учительница, запуганная царящей свободой совести и оттого не дерзающая "навязывать детям собственные религиозные представления", а порой и вовсе имеющая "религиозные представления" крайне размытые и неопределённые? Или добрые дяди и тёти сектанты, которые не заставят школьную администрацию долго себя ждать, да ещё и подарки привезут? В советской школе идеологически безупречный ответ атеиста предупреждал естественно возникающий вопрос ребёнка о Боге. "Бога нет", - повторяла учительница реченное безумцем. На страницах произведений русских классиков были расставлены сноски, поясняющие, что ангелы и бесы - существа мифические, а благословение чудотворной иконой молодых - просто старинный обряд, к которому прибегали верившие в чудеса дремучие предки. Душа - литературная метафора. Современный учебник не даёт на вопрос о Боге никакого ответа. А душа? Душа ищет, кому поклониться. Работая в интернате, я часто наблюдала бытующие в детской среде ритуалы и обряды. Перед сном в спальне - вызывание гномиков, пиковой дамы Акулины, чёрта, Микки-Мауса и прочих мультяшных и фольклорных персонажей. Перед контрольной - произнесение кем-то сочинённой особой молитвы, стоя на коленях со сложенными, как у католиков, руками (наверное, в латиноамериканских фильмах позу подсмотрели, где очередная плачущая Розалинда склоняется перед статуэткой Девы Марии Лурдской). Ребёнок интуитивно верит в существование духовного мира, но, не получив урока духовного ОБЖ, не понимает, что этот мир, столь загадочный и привлекательный, не является нравственно нейтральным. А порой и весьма опасен. Хотя популярные мультфильмы о привидениях-симпатягах и обаятельных вампирах учат как раз обратному. Спиритический сеанс - это здорово! Стоит ли потом удивляться детским ночным кошмарам и растущей невротизации? Если гоблин в дом пролез - получите энурез. Завладел вампир вниманием - пострадайте заиканием. Всё просто. Невроз подлечим успокоительным и психотерапевтическими сеансами. А детская душа уже убрана и выметена для прихода семи злейших, которые не заставят себя долго ждать. С начала 90-х годов учебные программы и пособия охватила волна деидеологизации. К счастью, современный первоклассник, в отличие от ровесника советской эпохи, не увидит на первой странице букваря Красную площадь с композиционно выделенным Мавзолеем. Не прочитает, едва научившись складывать слоги, лозунг вроде "Рабы не мы, мы не рабы" или "Мы за мир". Что же предлагает современная школа взамен коммунистических псевдорелигиозных святынь? "У нас насос". Именно с этих слов, по мнению авторов одного из прогрессивных учебных пособий, должен начинаться путь малыша к вершинам русской словесности. Да что там букварь! Ещё размахивая красным флажком на утреннике в детском саду, советский ребёнок усваивал, что в жизни есть ГЛАВНОЕ, над чем нельзя шутить и смеяться, ради чего стоит учиться, трудиться и вести себя хорошо. А, может быть, ради ГЛАВНОГО придётся однажды и умереть, как погибли в борьбе пионеры-герои. Теперь идолы повержены. Лжепророки отданы на суд истории. А в школьном вестибюле на постаменте, оставшемся от бюста вождя, стоит ваза с цветком, в которую пробегающие отроки сплёвывают и бросают всякий мусор. В моём классе, как и в большинстве других, над доской торчит крючок, на котором последние лет тридцать держался портрет дедушки Ленина. Оставлять его пустым некрасиво - портит вид. В разных школах я наблюдала разные решения этой проблемы: в предметных классах на почётное место водружают портрет Пушкина, Менделеева или Ломоносова, на худой конец - спряжение французского глагола. А что повесить в кабинете начальных классов, тем более в специальном классе для аномальных детей, где каждая деталь обязана быть предельно наглядной, ясной и однозначной? У меня над доской расположен плакат "Следи за посадкой!" Иного выхода из ситуации я пока не нахожу. В современной деидеологизированной школе нет ГЛАВНОГО. Поэтому в ней царят смехотворство, ирония и безграничная свобода. Нравственное воспитание невозможно без героических примеров. К сожалению, в современных школьных учебниках их мало. Жития святых в учебнике "Родная речь" изложены архаичным, недоступным языком, будто предназначены филологам для анализа древних литературных образцов, а не подрастающему поколению как образец для подражания. Многие из рассказов о Великой Отечественной войне изъяты по идеологическим соображениям, и современные дети плохо представляют себе, о чём идёт речь на праздничных линейках, посвящённым Дню Победы 9 Мая. Кстати, праздники в школе заслуживают отдельного разговора. Если рассмотреть современный школьный "месяцеслов", иначе говоря, годовой план культурно-воспитательной работы, то увидишь в нём причудливую смесь из непонятных языческих "Осенин", кем-то надуманных, чтобы занять пустующее место октябрьских революционных праздников, новогодней ёлки в середине декабря, а в некоторых "передовых" школах, как правило, с языковым уклоном, сюда добавляют ещё и ужасы Хеллоуина, и розово-легкомысленные сердечки "Святого Валентина". Православное Рождество, ставшее, между прочим, уже несколько лет назад государственным праздником, практически нигде в школах не отмечается, за исключением, разумеется, православных гимназий. К счастью, методики формирования у детей навыков духовной безопасности очень просты и отнюдь не новы. Традиционные сказки, как народные, так и авторские, где добро всегда побеждает зло, где ведьма, черт или дракон не могут быть положительными героями, вызывающими сочувствие юного читателя, формируют устойчивую систему нравственных оценок. В более старшем возрасте, читая хорошо иллюстрированные, написанные ярким, живым языком рассказы по русской истории, жизнеописания замечательных людей, дети проникаются героическим духом, жаждой открытий, чувством справедливости. А какие имена мы можем предложить? Это и былинный богатырь Илья Муромец, и русские благоверные князья Александр Невский, Димитрий Донской, преподобный Сергий Радонежский, воины-схимники Пересвет и Ослябя. Это и великие полководцы Суворов и Кутузов, и выдающиеся учёные Ломоносов и Пирогов. И тогда, познакомившись со множеством замечательных примеров из жизни выдающихся соотечественников, ученик задаётся вопросом: а что же было главным в жизни для всех этих великих людей? И делает для себя следующее открытие - главным для всех них в жизни была православная вера, а многие из этих людей даже достигли святости и прославлены Церковью как угодники Божии. Стоит ли принимать предложенную кем-то кассету с сатанинской символикой рок-группы, если на ней изображены те самые бесы, которых обращал в бегство молитвой Преподобный? Можно ли презирать посты, если их строго соблюдал великий русский полководец Суворов? Помогая ребенку сделать правильный нравственный выбор, мы воспитываем гражданина. Большего от светской школы и не требуется. Воспитание в религиозной традиции не входит в ее задачи. Но есть надежда, что тогда жаждущая Бога молодая душа не пойдет окольными путями восточной эзотерики или западного гуманизма, а, вспомнив знакомый с детства рассказ о поисках веры мудрейшими равноапостольными князьями Владимиром и Ольгой, просто откроет дверь ближайшего православного храма. И на собственном опыте согласится с выбором русских послов. ОДНИ ИЩУТ СПАСЕНИЯ, ДРУГИЕ - ВЕЛИКИХ ПОТРЯСЕНИЙ ДОКЛАД АРХИМАНДРИТА ТИХОНА (ШЕВКУНОВА), НАМЕСТНИКА МОСКОВСКОГО СРЕТЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ VII Пленум Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, досточтимое собрание! Епископ АлександрБуэнос-Айресский и Южноамериканский12 февраля 2001 г. 8:35 по Москве - Это совершенно не имеет никакого значения для духовной жизни. Только когда с присвоением числа будет совершаться отречение от веры или изменение идеологии, тогда это будет представлять опасность. Архиепископ Алипий Чикагский и Детройтский 12 февраля 2001 г. 8:50 по Москве - У нас такие номера есть в Америке, и мы не испытываем по этому поводу давления от власти. Этот номер очень помогает нам в социальном обеспечении. Поэтому я не вижу в нем никакой опасности. Епископ Даниил Ирийский, викарий восточно-американской епархии, единоверческий епископ 12 февраля 2001 г. 18:00 по Москве - Я считаю, это просто безответственно - представлять идентификационные номера как эсхатологическую опасность. Надо очень осторожно и ответственно относиться к апокалиптической тематике. Архиепископ Марк Берлинско-Германский и Великобританский 12 февраля 2001 г. 18:25 по Москве - Я знаю эту вашу проблему. Для чистого - это чисто, для нечистого - нечисто. Никакие волнения подобного рода нас в дебри не заведут. Сейчас перед вами выступит представитель старообрядческой церкви со своим видением этого вопроса. Что бы еще хотелось сказать? Во-первых, надо понять, что совершенно недопустимо никакое насилие в этом вопросе. Кто не хочет брать ИНН, категорически не должен понуждаться к этому ни светскими, ни тем более духовными властями. Дискуссию надо вывести из церковной ограды. Все, кто не является индивидуальным предпринимателем (а лишь им законом вменяется в непременную обязанность принятие ИНН) и испытывает дискриминацию со стороны налоговых органов и работодателей по поводу отказа от ИНН, должны обращаться в МНС и требовать восстановления законности. Официальные заявления министра РФ по налогам и сборам и отсутствие закона об обязательности получения ИНН для лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, служат основой для законного отказа от ИНН. Те, кто не видит опасности в присвоении налоговых номеров, не должны никого агитировать к их принятию. Это не дело духовенства. Мы можем лишь изложить свою позицию, привести факты. И не более. Социальный выбор должен остаться за конкретным человеком. Исповедуя веру Святой Церкви во второе и славное пришествие Господа и Бога нашего Иисуса Христа, надо все же призвать и идейных противников принятия ИНН серьезно подумать о последствиях привнесения в вопрос о налоговых номерах некоего духовного значения, а тем более столь яростного эсхатологического накала. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин), читая сотни писем, ежедневно приходящих к нему, совсем не праздно говорит о возможности разделения в Церкви. Накануне Великого Поста, накануне дней покаяния будем смотреть правде в глаза: нас проверили на готовность к церковной смуте, и мы показали готовность №1. Впереди дни уврачевания греха. Нам предстоит понять, кому нужна Православная Церковь, кому нужно спасение, а кому нужны великие потрясения. СВЯТООТЕЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ БИБЛЕЙСКОГО ПОНЯТИЯ ДОКЛАД ИГУМЕНА АНДРОНИКА (ТРУБАЧЕВА) НАЧЕРТАНИЕ ЗВЕРЯ 1. "И он (зверь из земли, т.е. лжепророк Антихриста) сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их, или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя; ибо это число человеческое. Число его 666" (Откр. 13, 16-18). 2. "И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и прини-мает начертание на чело свое или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией (...) и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его" (Откр. 14, 9-1 1). 3. "И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению" (Откр. 19,20). 4. "И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились ни зверю, ни образу его, и не приняли начертание на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет" (Откр. 20,4). Рассмотрим, по толкованию святых отцов во-первых, что такое начертание, имя и число имени зверя, во-вторых, когда, каким образом и кем печать Антихриста может быть принята. НАЧЕРТАНИЕ ЗВЕРЯ Под начертанием зверя большинство отцов понимало печать ................, а в качестве сходных понятий использовались следующие определения: клеймо (bestiae sigillo), знак, метка (notam), знамение (signaculum).Начертание зверя может включить в себя число зверя (святитель Викторин, Псевдо-Ипполит), имя зверя (Андрей Кесарийский). Поскольку начертание зверя принимается вместо креста Спасителя (преподобный Ефрем Сирии), то можно предположить, что само это начертание является хулою на крест, искажает начертание креста (например, перевернутый вниз крест). Особенностью начертания зверя является то, что оно будет положено на правую руку и на чело. Можно назвать три причины выбора этих членов тела для запечатления: 1) естественные ("чтобы не затруднялись сим", т.е. чтобы беспокоились, что будут повреждены жизненно важные органы -преподобный Ефрем Сирии). 2) общерелигиозные (обычай располагать знаки на руке и на лбу присущ многим религиям, например, евреи носили филактерии с цитатами из Торы на лбу и на руке - Втор. 6,8; Мф. 23, 5). 3) антихристианские (христиане изображали крест на лбу и на руке). Преподобный Ефрем считал, что человек, у которого запечатлена печатью Антихриста правая рука, не сможет совершить крестное знамение, а запечатление печатью Антихриста чела не дает возможности изобразить на челе крест и имя Господне. Преподобный Ефрем не поясняет, почему человек, принявший печать (начертание) Антихриста, не сможет сотворить крестное знамение. В сочинении Псевдо-Ипполита "Слово о кончине мира...", наиболее повлиявшим на эсхатологическое представления, говорится, что человек, принявший печать Антихриста "не будет иметь возможности запечатлеть какой-либо из своих членов (крестным знамением) но подчинится льстецу и ему будет служить и раскаяния не будет в нем: он погиб как по отношению к Богу, так и по отношению к людям" (1, С. 412). Не принявшие начертание зверя не смогут ни покупать, ни продавать чего-либо, и, таким образом, обрекаются на голод. Преподобный Ефрем Сирии пишет, что и принявшие печать будут голодать и просить есть у зверя, т.к. земля не будет давать жатвы и плодов. У Андрея Кесарийского говорится, что оруженосец (т.е. предтеча) Антихриста "будет распространять печать зверя везде: и в купле, и в продаже, чтобы те, кто не принял ее, вынуждены были умереть от недостатка необходимо для жизни" (1, С. 377). В этом можно видеть указание, что начертание зверя будет ставиться не только на руку и чело человека, но и на продуктах его деятельности. В отличие от всех других святых отцов святитель Ипполит под начертанием на руке понимал воскурение жертвен-ного фимиама идолу, а под начертанием на челе увенчание ритуальным языческим венцом (1, С. 224-225). Некоторые святые отцы, не опровергая традиционного понимания начертания зверя на правую руку и чело, давали нравственное толкование: правая рука - деятельная жизнь по заповедям Божиим, чело - познание истины Божией. Принявший на правую руку и чело начертание зверя не может совершать куплю, т.е. выкуп Царствия Небесного за земную жизнь. Данное толкование основывается на словах из притчи Господа: "Куплю дейте, донде-же прииду" (Лк. 19,13). Подобное толкование, как вторичное, содержится и у архиепископа Андрея Кесарийского (1, С. 377). ИМЯ ЗВЕРЯ Принято считать, что имя зверя, т.е. Антихриста не указывается в Откровении. Архиепископ Андрей Кесарий-ский отмечал: "Если бы была необходимость знать его имя, то, как говорят некоторые учители, тайновидец открыл бы его, но благодать Божия не соизволила, чтобы это пагубное имя было написано в Божественной книге" (1, С. 377). Святой Ириней Лионский полагал, что неизвестность имени Антихриста предостерегает нас от обмана, т.к. он может придти с другим именем, чем мы ожидаем (1, С. 198). Однако оба эти рассуждения относятся к попыткам определить имя зверя на основании его числа. Между тем, тот же архиепископ Андрей Кесарийский свидетельствовал, "что диавол, Антихрист и лжепророк общие друг с другом как действиями, так и именами, это видно из того, что каждый из них называется зверем" (1, С. 395).Имя ангела бездны, т.е. диавола, приводится в другом месте Откровения: "имя ему по-еврейски, Авваддон, а по-гречески - Аполлион" (Откр. 9,11), т.е. Губитель. Это имя архиепископ Андрей Кесарийский упоминает также в толковании на стихи 13, 16-17 (1, С. 377). Имя Антихриста в точности противоположно имени Христа: Иисус (Бог спасает, Спаситель) - Авваддон, Аполлон (гибель, Губитель). Указания на имя Антихриста есть и в Ветхом Завете где говорится об ангеле-истребителе (Шар. 21,15), ангеле-губителе для истребления (Ис. 54,16).
Святитель Ириней приводит два возможных типа толкования числа зверя 666: 1) согласно числовой символике 2) согласно греческому алфавиту. Согласно числовой символике число 666 связывается: КОГДА, КАКИМ ОБРАЗОМ И КЕМ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИНЯТА ПЕЧАТЬ АНТИХРИСТА Все святые отцы считали, что наложение печати Антихриста его лжепророком будет происходить в те 3,5 года царствования Антихриста, которые будут непосредственно предшествовать второму славному пришествию Господа нашего Иисуса Христа. Другие события этого времени - построение Соломонова храма, воцарение в нем Антихриста, проповедь пророков Еноха и Илии и убиение их в Иерусалиме, проповедб лжепророка и др.Возможно ли несознательное принятие печати Антихриста, без отречения от Христа, путем каких-либо технических или медико-биологических усовершенствований? Некоторые святые отцы вообще не поясняют это, другие дают вполне определенный отрицательный ответ. "Знает сей злосчастный, что крест Господень, если будет на ком напечатлен, разрушит всю его силу (...) Ибо всеми способами будет ухищряться, чтобы имя Господа и Спасителя - сие пресвятое и пречистое имя - вовсе не называлось во времена змия" (Преподобный Ефрем Сирии. Слово 91 на пришествие Господне - 1, С. 298). "Если душа наша ограждена таким оружием (Единородною Троицею), то змий попран (...) Но хорошо знающие святой глас истинного Пастыря, тотчас узнают обманщика, потому что голос злочестивого нимало не походит на глас истинного Пастыря" (Преподобный Ефрем Сирии - Слово 92 на пришествие Господне - 1, С. 299). (Отр. 14,9): "Если, говорит, кто поклонится зверообразному Антихристу и будет держаться его нечестивой жизни, словом или делом провозгласит его богом, на что указывает принимаемое на чело и руку начертание, тот вместе с ним будет пить чашу мучений". (Откр. 14,11): Следует понимать "под "ночью" - мучения грешников, которые примут все те, кто диаволь-скими делами и хулою на Христа изобразили в себе образ зверя и напечатлели в своем сердце его бесчестное имя как досточестное" (Архиепископ Андрей Кесарийский. Толкование на Откровение. - 1, С. 379,380). Псевдо-Ипполит в "Слове о кончине мира..." так изображал сознательность отречения от Христа: "Таково будет (начертание) и печать во время этого ненавистника добра. - та печать, которая будет гласить: "Отрекаюсь от Творца неба и земли; отрекаюсь от крещения; отрекаюсь от служения моего (Богу) и присоединяюсь к тебе и в тебя верую" (1, С. 412). Наиболее ярко этот вопрос раскрывает святитель Феофан, затворник Вышенский в толковании 2 Сол. 2,9-13: В погибающих. Как ни велики и ни разнообразны булут усилия и приемы антихриста к тому, чтобы прель-щать и увлекать в свою ложь, успех он будет иметь однакож только в кругу тех, кои одного с ним духа, т.е. отпа-ли от Бога и Господа, сердцем презирают Его заповеди, и ведая, что путь их ведет в пагубу, не сходят с него, предавшись участи своей в нечаянии. Как сам он - сын погибели, то и привлечь к себе успеет только погибаю-щих. И погибающие эти погибнут не по определению Божию, а потому, что возлюбили пагубный образ жизни и нрав. Бог все употребляет к образумлению и обращению грешников, и когда уже ничем их взять нельзя, и не предвидится, чтоб можно было, тогда предает их в руки произволения своего. И всякий в жизни своей встречает людей, которым что ни говори, они все свое, как остолбенелые и окаменелые. Во время проповеди своей св. Апостолы повсюду встречали таких, и засвидетельствовали устами св. Павла, что слово крестное погибающим юродство есть, а спасаемых нам сила Божия есть (1 Кор. 1,18), и что сами они суть овем (погибающим) воня смертная в смерть; овем же (спасаемым) воня животная в живот (2 ор. 2,15). Во время же антихриста, его юродство будет казаться погибающим мудростию, и его пагубное зловоние - благоуханием. Тут тоже будет, что при холерных поветриях, которые захватывают тех только, у которых есть к ним предрасположение. Зане любве истины не прияша во еже спастися им. Вот почему они суть погибающие! Потому, что не приняли спасительной истины. Бог видит^" что люди гибнут, низпадши в бездну греха и в пагубные узы рабства страстям и сеятелю их, диаволу. Для того послал Сына Своего Единородного, чтоб проложить им путь исходный, и указать его в вере в Него и в благодати, приемлемой по вере. Весть о сем всюду разнесли св. Апостолы. Принимавшие поступали в число спасаемых, не принимавшие оставались в пагубе. Таковы они во время Апостолов, таковы после их доселе, такими окажутся и в последние дни. Всю эту массу видит Апостольское богопросвещенное око ума, и дает им надпись: погибающие. У Солунян пред лицем были эти погибающие неверия ради. Апостол говорит как бы: вот в этой области неприявших нашего спасительнаго слова он будет иметь успех, а не среди вас уверовавших, и подобно вам имеющих уверовать. Достойно замечания, что Апостол словом своим обнимает не только тех, кои не приняли истины христианской, как бы слушать ее не хотели; но и тех, кои слышали ее, поняли, в чем дело, и не приняли ее, и даже тех, кои приняли умом, но не полюбили ее сердцем; обнимает не только неверов, - нехристиан, но и христиан по имени, а не в сердце, кои равнодушны к исповедуемой ими вере и не ревнуют о том, чтоб быть послушными требованиям ее, стать тем, чем именуются, индифферентны к ней. Ибо говорит: любве истины не прияша, не полюбили истины, нет ее у них на сердце, хоть и видят ее. Истину видят, а сердце держат на стороне, противной истине. Потому сами в себе суть ложь, и будучи таковы, полюбят ложь. Существенная спасительная истина есть та, что Бог послал в мир Сына своего Спасителя миру. Св. отцы потому слова: любве истины не прияша, толкуют так: не приняли Христа Господа. Ибо Он есть и любовь безпредельная, и истина всесовершенная. Св. Златоуст пишет: "любовию истины он называет Христа. Ибо Христос был и то, и другое, и приходил ради того и другого по любви к нам и чтоб открыть истинное значение всего". То же Феодорит и все другие. Но это одно и то же. Ибо надобно не только принять Евангелие, но и сочетаться с Господом, или в этом сочетании и состоит надлежащее принятие Евангельской истины. Тот только и извлекается из массы погибающих, кто прилепляется к Господу Иисусу Христу, становится един дух с Ним, прививается к Нему, как к единой истинной живой лозе. Ст. 11. И сего ради послет им Бог действо лети, во еже веровати им лжи. Это страшное нравственное наказание Божие! Послет, - не так, что нарочно пошлет не желаемое ими, а пропустит к ним ими желаемое и искомое. Злой дух льсти и лжи постоянно порывается всеми завладеть, всех омрачить и увлечь в ложь; но Бог не пускает его, когда среди не следующих истине есть еще такие, которые подают надежду обращения, еще не совсем предались ложным путям, еще думают иногда отстать от лжи и стать на стороне истины, - не пускает, чтоб не потерпели они от него насилия внутри, ибо он может колебать и твердых, а не только этих слабых. Когда же, наконец, они совсем опустят руки и предадутся избранному ими пагубному пути, сложатся с ним и очетаются сердцем, а о том, чтоб отстать от него, и думать перестанут; тогда Бог примет Свою, удерживающую злого духа льсти, руку, и он, пропущенный, устремится на них, пройдет в сердце их и там начнет оказывать действо льсти, влечь ко лжи, - и привлечет. Они восприимут ложь всем сердцем, и затем обнаружит ее и во вне, пристанут видимо к антихристу. Но этим сделается только то, что выйдет наружу скрывшееся внутри. Св. Златоуст пишет: "для чего, скажешь ты, Бог попустит быть всему этому? Не бойся, возлюбленный, но послушай что говорит (Апостол): (антихрист) возобладает только над погибающими, которые, хотя бы он и не пришел, не уверовали бы". Феодорит прибавляет: "сие же: послет им Бог действо лети, сказано Апостолом вместо - попустит явиться льсти, чтоб оказались любители лукавства. Ибо не пошлет лесть сию Бог, но истребит ее словом уст Своих". Экумений: послет, - не так принимай, чтоб Бог послал, но так выражать обычно Апостолу попущение от Бога". Феофилакт: "послет, - вместо попустит ему прийти. Смотри, сначала они отвергли истину; и тогда оставил их Бог, и ложь овладела ими". Ст. 12. Да суд приимут вси не веровавший истине, но благоволивший в неправде. Да суд приимут, - праведно подвергнутся осуждению. Попустит Бог, -раскроется их злой нравственно-религиозный строй, и они созреют для суда. Ложь самообличительна; и следующие лжи сами себя обличают. Безответны они будут на суде, потому самому, что поверили очевидно-пагубной лжи и не поверили очевидно спасительной истине. - Вси неверовавшии истине, но благоволивший в неправде. С греческого, - все эти, неверовавшие и проч., кои не приняли в сердце с живою верою Евангельской истины, и жизни своей, своих чувств и расположений не установили по ее требованию, а напротив лежали сердцем своим, - благоволили ко всякой неправде, и к неправым мудрованиям и к неправым нравам, находили удовольствие пребывать и погрязать в сих неправостях. Очевиднейшим же обличением их будет то, что они поверять антихристу. Св. Златоуст пишет: "заграждены будут уста тех, которые осуждены на погибель. Каким образом? Они не уверовали бы во Христа, хотя бы анти-христ и не пришел; но он придет с тою целью, чтобы изобличить их. Для того, чтоб они тогда не сказали, что так как Христос (видимо человек) назвал себя Богом, - то по этой именно причине мы и не уверовали в Него; потому что мы слышали, что Бог един, от Которого все, и вследствие того мы не поверили: этот их предлог (к оправда-нию) отымет у них антихрист. Ибо когда он придет, и, несмотря на то, что он не заповедует ничего праведного, а только одно беззаконие, они уверуют в него, единственно ради ложных его чудес, - тогда заградятся уста их. Ибо если ты не веруешь Христу, то тем более ты не должен верить антихристу. Первый говорил, что Он послан Отцем, а сей последний (будет говорить) совсем другое. Посему-то Христос и говорит. Аз приидох во имя Отца во имя свое, того приемлете (Иоан, 5, 43). Но мы, скажут, видели было много великих чудес; поэтому скорее следовало уверовать в Него. Кроме того об антихристе много было предсказано: что он беззаконник, что он сын погибели, что пришествие его (с помпою будет) по действу сатанину; тогда как напротив о Христе, - что Он есть Спаситель и принесет бесчисленные блага" - Та же речь у Феодорита, Экумения и Феофилакта" (5, С. 330-335). Итак, принятие печати Антихриста связано с отвержением Христа, с такой греховной жизнью, которая сама по себе, независимо от принятия печати Антихриста, ведет к гибели. Насильственное техническое или медико-биологическое наложение печати Антихриста на верующего во Христа и живущего по Его заповедям, тем более, если он не сознает этого, не может отлучить его от Христа. На протяжении всей своей истории, когда Церковь жила в различных государственных системах (имперско-языческой, православной удельной княжеской и самодержавной, либерально-демократической, тоталитарно-коммунистической, оккупационной), она подчинялась гражданским установлениям, связанным с несением воинской обязанности, переписью и сбором налогов, даже если эти установления обозначались языческими религиозными символами и надписями. Мученики отказывались участвовать в гражданско-религиозных празднествах Римской империи тогда, когда это было связано с их личным непосредственным участием в религиозном культе, в жертвоприношении. Мероприятия, проводимые налоговыми органами, не содержат в себе религиозного культа. Если в налоговых документах содержится антихристианская символика, то Церковь может свидетельствовать о том, о чем свидетельствовал еще святой Иоанн Богослов: дух Антихриста уже присутствует в мире и это есть дух заблуждения (1 Ин. 4, 3), может просить государственную власть изъять или заменить эту символику ради Духа Истины и мира в обществе. Но и отрицательный ответ государственной власти на просьбу Церкви не может быть поводом для самостоятельного неблагословенного выхода верующих из гражданского повиновения, т. к. это неизбежно приводит к расколу внутрицерковному. ОКАМЕНЕВШАЯ ДЕВУШКА Эта история случилась в простой советской семье в городе Куйбышеве, ныне Самаре, в конце 50-х годов. Мать и дочь собирались встречать Новый год. Дочь Зоя, пригласила семь своих подруг и молодых людей на вечеринку с танцами. Шел Рождественский пост, и верующая мать просила Зою не устраивать вечеринки, но дочь настояла на своем. Вечером мать ушла в церковь помолиться. Гости собрались, а Зоин жених по имени Николай еще не пришел. Его не стали ждать, начались танцы. Девушки и молодые люди соединились в пары, а Зоя осталась одна. С досады она взяла образ святителя Николая Чудотворца и сказала: «Возьму этого Николая и пойду с ним танцевать», — не слушая своих подруг, которые советовали ей не делать такого кощунства. «Если Бог есть, Он меня накажет», — бросила она. Начались танцы, прошли круга два, и вдруг в комнате поднялся невообразимый шум, вихрь, засверкал ослепительный свет. Веселье обратилось в ужас. Все в страхе выбежали из комнаты. Одна Зоя осталась стоять с иконой святителя, прижав ее к груди, — окаменевшая, холодная, как мрамор. Никакие усилия прибывших врачей не могли привести ее в себя. Иглы при уколе ломались и гнулись, как будто встречая каменное препятствие. Хотели взять девушку в больницу для наблюдения, но не могли сдвинуть ее с места: ее ноги были как бы прикованы к полу. Но сердце билось — Зоя жила. С этого времени она не могла ни пить, ни есть. Когда вернулась мать и увидела случившееся, она потеряла сознание и была увезена в больницу, откуда возвратилась через несколько дней: вера в милосердие Божие, горячие молитвы о помиловании своей дочери восстановили ее силы. Она пришла в себя и слезно молилась о прощении и помощи. Первые дни дом был окружен множеством народа: приходили и приезжали издалека верующие, медики, духовные лица, просто любопытные. Но скоро по распоряжению властей помещение было закрыто для посетителей. В нем дежурили посменно по 8 часов два милиционера. Некоторые из дежурных, еще совсем молодые (28—32-х лет), поседели от ужаса, когда в полночь Зоя страшно кричала. По ночам около нее молилась мать. «Мама! Молись! — кричала Зоя. — Молись! В грехах погибаем! Молись!» О всем случившемся известили патриарха и просили его помолиться о помиловании Зои. Патриарх ответил: «Кто наказал, Тот и помилует». Из посетителей к Зое были допущены следующие лица: 1. Приехавший из Москвы известный профессор медицины. Он подтвердил, что биение сердца у Зои не прекращалось, несмотря на внешнюю окаменелость. 2. По просьбе матери были приглашены священники, чтобы взять из окаменевших рук Зои икону святителя Николая. Но и они не могли этого сделать. 3. В праздник Рождества Христова приехал иеромонах Серафим (вероятно, из Глинской пустыни), отслужил водосвятный молебен и освятил всю комнату. После этого он сумел взять икону из рук Зои и, воздав образу святителя должные почести, возвратил его на прежнее место. Он сказал: «Теперь надо ждать знамения в Великий день (то есть на Пасху)! Если же оно не последует, недалек конец мира». 4. Посетил Зою и митрополит Крутицкий и Коломенский Николай, который также отслужил молебен и сказал, что нового знамения надо ждать в Великий день (то есть на Пасху), повторив слова благочестивого иеромонаха. 5. Перед праздником Благовещения (в тот год оно было в субботу третьей недели Великого поста) приходил благообразный старец и просил допустить его к Зое. Но дежурные милиционеры отказали ему. Он приходил и на другой день, но и опять, от других дежурных, получил отказ. В третий раз, в самый день Благовещения дежурные пропустили его. Охрана слышала, как он ласково сказал Зое: «Ну, что, устала стоять?» Прошло некоторое время, и когда дежурные милиционеры хотели выпустить старца, его там не оказалось. Все убеждены, что это был сам святитель Николай. Так Зоя простояла 4 месяца (128 дней), до самой Пасхи, которая в том году была 23 апреля (6 мая по новому стилю). В ночь на Светлое Христово Воскресение Зоя стала особенно громко взывать: «Молитесь!» Жутко стало ночным охранникам, и они стали спрашивать ее: «Что ты так ужасно кричишь?» И последовал ответ: «Страшно, земля горит! Молитесь! Весь мир во грехах гибнет, молитесь!» С этого времени она вдруг ожила, в мышцах появилась мягкость, жизненность. Ее уложили в постель, но она продолжала взывать и просить всех молиться о мире, гибнущем во грехах, о земле, горящей в беззакониях. — Как ты жила? — спрашивали ее. — Кто тебя кормил? — Голуби, голуби меня кормили, — был ответ, в котором ясно возвещается помилование и прощение от Господа. Господь простил ей грехи предстательством святого угодника Божия, милостивого Николая Чудотворца и ради ее великих страданий и стояния в течение 128 дней. Все случившееся настолько поразило живущих в городе Куйбышеве и его окрестностях, что множество людей, видя чудеса, слыша крики и просьбы молиться за людей, гибнущих во грехах, обратились к вере. Спешили в церковь с покаянием. Некрещеные крестились. Не носившие креста стали его носить. Обращение было так велико, что в церквах недоставало крестов для просящих. Со страхом и слезами молился народ о прощении грехов, повторяя слова Зои: «Страшно. Земля горит, в грехах погибаем. Молитесь! Люди в беззакониях гибнут». На третий день Пасхи Зоя отошла ко Господу, пройдя тяжелый путь — 128 дней стояния пред лицем Господним во искупление своего прегрешения. Дух Святый хранил жизнь души, воскресив ее от смертных грехов, чтобы в будущий вечный день Воскресения всех живых и мертвых воскреснуть ей в теле для вечной жизни. Ведь и само имя Зоя означает «жизнь». ПОСЛЕСЛОВИЕ Советская печать не смогла умолчать об этом происшествии: отвечая на письма в редакцию, некий ученый подтвердил, что, действительно, событие с Зоей не выдумка, однако представляет собой случай столбняка, еще не известный науке. Но во-первых, при столбняке не бывает такой каменной жесткости и врачи всегда могут сделать укол больному; во-вторых, при столбняке можно переносить больного с места на место и он лежит, а ведь Зоя стояла, и стояла столько, сколько не по силам простоять даже и здоровому человеку, и притом ее не могли сдвинуть с места; и, в-третьих, столбняк сам по себе не обращает человека к Богу и не дает откровений свыше, а при Зое не только тысячи человек обратились к вере в Бога, но и веру свою явили делами: крестились и стали жить по-христиански. Ясно, что не столбняк был тому причиной, а действие Самого Бога, Который чудесами утверждает веру, дабы избавить людей от грехов и от наказания за грехи. Мы будем признательны если Вы будете присылать свои мысли, тезисы, статьи по адресу as_ru@mail.ru или на нашем сайте http://www.d-p-c.ru , в разделе "Контакты". |
В избранное | ||