Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Профилактика и реабилитация психоактивных зависимостей


Выпуск No. 22 Дата выпуска 2006-05-10


ОГОЛЕННЫЕ ПРОВОДА ДУХОВНОГО МИРА

Ольга Курова

Третий класс дружно скандировал. Неокрепшие ребячьи ручонки слаженно отбивали о крышки парт какой-то замысловатый африканский ритм, а звонкие мальчишечьи голоса твердили в такт лозунг. Не вслушиваясь в его слова, можно было бы подумать, что детишки пребывают под сильным впечатлением от победы любимой футбольной команды в недавнем матче или от концерта модной рок-группы. Однако, разобрав смысл услышанного, я, то есть внезапно вошедшая учительница, изменилась в лице. "Са-та-на, вой-ди в нас, са-та-на, все-лись в нас", - самозабвенно вопили нежные отроки, вряд ли ведая, что творят. Рукава у ребят были закатаны, а худенькие предплечья разрисованы пентаграммами и прочей сатанинской символикой, нанесённой красным маркером. По этому самому маркеру я и вычислила зачинщика, который в тот момент украшал очередным тату ещё чей-то доверчиво подставленный локоть. Им оказался мальчик с резидуально-органическим психопатоподобным расстройством, получающий по этому поводу медикаментозное лечение (назовём его Ваней). Объяснив ребёнку смысл содеянного, я отправила его и прочих пострадавших в туалет отмывать художества, а класс окропила крещенской водой. Отмытый же Ваня, на которого попало несколько капель святыни, выражал явное недовольство и сильно беспокоился: "Противно! Противная вода!"

Сейчас в школах повсеместно введено преподавание "Основ безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ). Прошедшие переподготовку по новому предмету военруки, физкультурники и прочие имеющиеся в наличии педагоги учат детей поведению в экстремальных ситуациях: при угрозе взрыва, пожаре, землетрясении. Школьников предупреждают об опасности возможной встречи с грабителями, маньяками-педофилами, продавцами наркотиков. Кто же виноват в том, что третьеклашка из специального интерната, на уроках ОБЖ обученный переходить улицу на зелёный сигнал светофора и не браться за оголённые провода, без малейшей опаски играет в игры куда более страшные, чем, например, баловство со взрывчаткой или ртутными лампами где-нибудь на бесхозной свалке?

"Виновата, прежде всего, семья", - скажут многие и будут по-своему правы. Тем не менее, обучение ребёнка правильному поведению в ряде жизненных ситуаций школа включает в число своих образовательных и воспитательных задач. Семьи-то бывают разные. Где-то родители сами имеют крайне низкий уровень развития, где-то вполне культурны и образованы, но время для общения с собственным ребёнком находят очень редко, то ли по причине предельной занятости добыванием денег, то ли просто от нежелания изменить сложившийся стереотип, когда дефицит любви пытаются компенсировать обилием сладостей, игрушек и развлечений. Вот и вырастает дитя, имея вполне соответствующие школьным стандартам, а порой и превосходящие их навыки решения задач, высокую скорость чтения и даже некоторый запас английских слов. А на уроке открывает учебник "Родная речь" и не понимает, кто такой Бог, который даёт царице дочь. И ведь родители этого ребёнка не какие-нибудь идейно убеждённые атеисты: и окрестили дитя в своё время, и крестик на тесёмке надеть в школу не забыли, и пластиковую иконочку преподобного Сергия положили в дневник, чтобы помогал святой в учёбе. Только кто же расскажет ребёнку о Боге, о том, зачем нужен крест на груди и икона на полке? Исключившие себя из воспитательного процесса мама с папой, учительница, запуганная царящей свободой совести и оттого не дерзающая "навязывать детям собственные религиозные представления", а порой и вовсе имеющая "религиозные представления" крайне размытые и неопределённые? Или добрые дяди и тёти сектанты, которые не заставят школьную администрацию долго себя ждать, да ещё и подарки привезут?

В советской школе идеологически безупречный ответ атеиста предупреждал естественно возникающий вопрос ребёнка о Боге. "Бога нет", - повторяла учительница реченное безумцем. На страницах произведений русских классиков были расставлены сноски, поясняющие, что ангелы и бесы - существа мифические, а благословение чудотворной иконой молодых - просто старинный обряд, к которому прибегали верившие в чудеса дремучие предки. Душа - литературная метафора. Современный учебник не даёт на вопрос о Боге никакого ответа. А душа? Душа ищет, кому поклониться.

Работая в интернате, я часто наблюдала бытующие в детской среде ритуалы и обряды. Перед сном в спальне - вызывание гномиков, пиковой дамы Акулины, чёрта, Микки-Мауса и прочих мультяшных и фольклорных персонажей. Перед контрольной - произнесение кем-то сочинённой особой молитвы, стоя на коленях со сложенными, как у католиков, руками (наверное, в латиноамериканских фильмах позу подсмотрели, где очередная плачущая Розалинда склоняется перед статуэткой Девы Марии Лурдской). Ребёнок интуитивно верит в существование духовного мира, но, не получив урока духовного ОБЖ, не понимает, что этот мир, столь загадочный и привлекательный, не является нравственно нейтральным. А порой и весьма опасен. Хотя популярные мультфильмы о привидениях-симпатягах и обаятельных вампирах учат как раз обратному. Спиритический сеанс - это здорово! Стоит ли потом удивляться детским ночным кошмарам и растущей невротизации? Если гоблин в дом пролез - получите энурез. Завладел вампир вниманием - пострадайте заиканием. Всё просто. Невроз подлечим успокоительным и психотерапевтическими сеансами. А детская душа уже убрана и выметена для прихода семи злейших, которые не заставят себя долго ждать.

С начала 90-х годов учебные программы и пособия охватила волна деидеологизации. К счастью, современный первоклассник, в отличие от ровесника советской эпохи, не увидит на первой странице букваря Красную площадь с композиционно выделенным Мавзолеем. Не прочитает, едва научившись складывать слоги, лозунг вроде "Рабы не мы, мы не рабы" или "Мы за мир". Что же предлагает современная школа взамен коммунистических псевдорелигиозных святынь? "У нас насос". Именно с этих слов, по мнению авторов одного из прогрессивных учебных пособий, должен начинаться путь малыша к вершинам русской словесности. Да что там букварь! Ещё размахивая красным флажком на утреннике в детском саду, советский ребёнок усваивал, что в жизни есть ГЛАВНОЕ, над чем нельзя шутить и смеяться, ради чего стоит учиться, трудиться и вести себя хорошо. А, может быть, ради ГЛАВНОГО придётся однажды и умереть, как погибли в борьбе пионеры-герои. Теперь идолы повержены. Лжепророки отданы на суд истории. А в школьном вестибюле на постаменте, оставшемся от бюста вождя, стоит ваза с цветком, в которую пробегающие отроки сплёвывают и бросают всякий мусор.

В моём классе, как и в большинстве других, над доской торчит крючок, на котором последние лет тридцать держался портрет дедушки Ленина. Оставлять его пустым некрасиво - портит вид. В разных школах я наблюдала разные решения этой проблемы: в предметных классах на почётное место водружают портрет Пушкина, Менделеева или Ломоносова, на худой конец - спряжение французского глагола. А что повесить в кабинете начальных классов, тем более в специальном классе для аномальных детей, где каждая деталь обязана быть предельно наглядной, ясной и однозначной? У меня над доской расположен плакат "Следи за посадкой!" Иного выхода из ситуации я пока не нахожу. В современной деидеологизированной школе нет ГЛАВНОГО. Поэтому в ней царят смехотворство, ирония и безграничная свобода.

Нравственное воспитание невозможно без героических примеров. К сожалению, в современных школьных учебниках их мало. Жития святых в учебнике "Родная речь" изложены архаичным, недоступным языком, будто предназначены филологам для анализа древних литературных образцов, а не подрастающему поколению как образец для подражания. Многие из рассказов о Великой Отечественной войне изъяты по идеологическим соображениям, и современные дети плохо представляют себе, о чём идёт речь на праздничных линейках, посвящённым Дню Победы 9 Мая. Кстати, праздники в школе заслуживают отдельного разговора. Если рассмотреть современный школьный "месяцеслов", иначе говоря, годовой план культурно-воспитательной работы, то увидишь в нём причудливую смесь из непонятных языческих "Осенин", кем-то надуманных, чтобы занять пустующее место октябрьских революционных праздников, новогодней ёлки в середине декабря, а в некоторых "передовых" школах, как правило, с языковым уклоном, сюда добавляют ещё и ужасы Хеллоуина, и розово-легкомысленные сердечки "Святого Валентина". Православное Рождество, ставшее, между прочим, уже несколько лет назад государственным праздником, практически нигде в школах не отмечается, за исключением, разумеется, православных гимназий.

К счастью, методики формирования у детей навыков духовной безопасности очень просты и отнюдь не новы. Традиционные сказки, как народные, так и авторские, где добро всегда побеждает зло, где ведьма, черт или дракон не могут быть положительными героями, вызывающими сочувствие юного читателя, формируют устойчивую систему нравственных оценок. В более старшем возрасте, читая хорошо иллюстрированные, написанные ярким, живым языком рассказы по русской истории, жизнеописания замечательных людей, дети проникаются героическим духом, жаждой открытий, чувством справедливости. А какие имена мы можем предложить? Это и былинный богатырь Илья Муромец, и русские благоверные князья Александр Невский, Димитрий Донской, преподобный Сергий Радонежский, воины-схимники Пересвет и Ослябя. Это и великие полководцы Суворов и Кутузов, и выдающиеся учёные Ломоносов и Пирогов. И тогда, познакомившись со множеством замечательных примеров из жизни выдающихся соотечественников, ученик задаётся вопросом: а что же было главным в жизни для всех этих великих людей? И делает для себя следующее открытие - главным для всех них в жизни была православная вера, а многие из этих людей даже достигли святости и прославлены Церковью как угодники Божии. Стоит ли принимать предложенную кем-то кассету с сатанинской символикой рок-группы, если на ней изображены те самые бесы, которых обращал в бегство молитвой Преподобный? Можно ли презирать посты, если их строго соблюдал великий русский полководец Суворов? Помогая ребенку сделать правильный нравственный выбор, мы воспитываем гражданина. Большего от светской школы и не требуется. Воспитание в религиозной традиции не входит в ее задачи. Но есть надежда, что тогда жаждущая Бога молодая душа не пойдет окольными путями восточной эзотерики или западного гуманизма, а, вспомнив знакомый с детства рассказ о поисках веры мудрейшими равноапостольными князьями Владимиром и Ольгой, просто откроет дверь ближайшего православного храма. И на собственном опыте согласится с выбором русских послов.




ОДНИ ИЩУТ СПАСЕНИЯ, ДРУГИЕ - ВЕЛИКИХ ПОТРЯСЕНИЙ

ДОКЛАД АРХИМАНДРИТА ТИХОНА (ШЕВКУНОВА), НАМЕСТНИКА МОСКОВСКОГО СРЕТЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ

VII Пленум Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви
Московская Духовная Академия 19-20 февраля 2001 г.
(Полный текст доклада. На конференции прочитан с сокращениями.)

Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, досточтимое собрание!
Мы сегодня собрались для того, чтобы говорить о болезни. О том, что обсуждаемый нами вопрос действительно стал предельно болезненным, свидетельствует крик боли, который раздается сегодня в церковном обществе. Вот посмотрите на этот огромный фолиант, который я держу в руках. Это обращение священников и мирян только одной, Ивановской епархии. Под обращением собрано девять тысяч подписей!
Это боль людей, которые убеждены, которых убедили, будто новая система налогообложения является отступлением от веры, попранием совести. И все мы, составляя единое Тело Христово, не можем не почувствовать эту боль как свою собственную. Даже если не разделяем данной позиции. Но понять наших братьев и сестер, сделать все от нас зависящее, чтобы помочь им, - наша задача.
В первую очередь, необходимо, конечно же, максимально объективно разобраться с этим вопросом. Тема моего доклада - предыстория нынешнего положения, связанного с проблемой индивидуального налогового номера и электронных документов, представление высокому собранию экспертных заключений и суждений самых разных лиц, мнения которых могут быть интересны и важны в ходе работы комиссии.
Вопрос, обсуждаемый нами сегодня, был поднят не православными. В середине 70-х годов об этом громко начали заявлять адвентисты, которые, как вы знаете, по учению своей религиозной организации, особо болезнен-но относятся к эсхатологическим проблемам. Именно они обнаружили в штрих-коде EAN-13/UРС, используемом для маркировки товаров (большая часть присутствующих знает, о чем идет речь) то апокалиптическое число, о котором потом заявлял и Синод Элладской Церкви, и Кипрская Церковь, и Украинская, и Русская Православная Церковь. Хотелось бы остановиться конкретно на этом вопросе, тем более что о числе 666 сегодня много говорилось в докладах. Действительно, для многих эта тема стоит в центре обсуждаемой проблемы.
В начале прошлого года на Интернет-сайте Сретенского монастыря была проведена открытая дискуссия, в результате которой мы получили решительное экспертное утверждение о том, что в штрих-коде EAN-13 хотя и не содержится в электронном виде числа 666, или, скажем по-другому, трех шестерок, машина не читает разделительных длинных полос как 666, однако визуально для человека, знающего машинный язык, эти параллельные полосы ассоциируются именно с цифрами 6. Физики "пошутили" - ввели в систему два одиозных числа 13 и 666, хотя никакой технической необходимости в этом не было. Лично я убежден, что это было сделано намерено, хотя вдаваться в рассмотрение возможных целей столь странного эпатажа сейчас, наверное, не время.
Вот экспертное заключение, которое я представляю комиссии (www.pravoslavie.ru/shengen/soloviev.htm).
Подобных заключений было несколько, в выводах все они ничем не отличаются друг от друга. Итак, в штрих-коде EAN-13 знакомый с данной системой человек (а число это оказывается адресованным именно человеку, а не машине), прочитывает число 666.
Хотелось бы остановиться на вопросе, что такое штрих-коды. Это изобретение еще позапрошлого XIX века. Изобрели этот способ записи чисел на американских железных дорогах, где было необходимо определять номера вагонов у быстро движущегося поезда. Американцы придумали систему штрих-кодов, только не таких маленьких, как у нас, а больших и толстых, которые наносились на стену вагона и по которым с помощью особых приборов определялись номера проходящих вагонов. Потом появилась система EAN-8, потом удвоенная система, названная EAN-13.
В православном мире первыми обратили на это внимание греки. Известно послание афонских монахов. Извест-но заявление Священного Синода Элладской Православной Церкви. В Греции проблема усугублялась тем, что в новых шенгенских паспортах упраздняется графа "вероисповедание" - та графа, которая была и в России до революции. Участие наиболее развитых стан Европы в Шенгенском альянсе вызывало, в первую очередь в Греции, серьезную обеспокоенность, поскольку объединительные тенденции неизбежно связаны с попытками нивелирова-ния религиозных ценностей Православной Греции, ее национальной культуры и усиления контроля над личностью.
Затем одна за другой стали появляться публикации на эту тему на Украине. Синод Украинской Православной Церкви прининял специальное обращение.
В 1998 г. в журнале "Русский дом" мною была напечатана статья "Шенгенская зона". В ней, правда, речь об ИНН вообще не шла, но говорилось об исследованиях штрих-кода EAN-13, и на примере анализа ситуации в Греции, показывалось: эти вопросы и тенденции требуют трезвого и пристального внимания, хотя бы потому, что кощунства в отношении христианства и сатанинская символика все более внедряются в нашу повседневную жизнь. Затем в следующем номере журнала "Русский дом" были опубликованы послания Греческого и Украинского Синодов. Напомню, что в журнале "Русский дом" было высказано предупреждение, о том, что в самое ближайшее время проблемы, которые будоражат сейчас Украину, будут актуальны и в России. И закрывать на них глаза не только бессмысленно, но и опасно. Позиция Русской Православной Церкви была выражена в Заявлении Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 марта 2000 года под названием "Уважать чувства верующих. Хранить христианское трезвомыслие", Наконец письмо Мнение архимандрита Иоанна (Крестьянкина) об ИНН от 9 мая 2000 года, казалось, положило для многих конец дискуссии, во всяком случае в части, касающейся того, как практически следует поступать в данном вопросе.
Но монахи Афона заявляли также, что не только в штрих-кодах, но и в электронных документах, действующих совершенно по другим принципам, содержится то же апокалиптическое число. И когда в России стали вводить индивидуальные налоговые номера, активно стала внедряться мысль о том, что и в ИНН содержится то же самое число.
На самом деле в ИНН сочетание 666 может оказаться лишь случайно. При записи, кодировании, декодировании любого ИНН тоже не возникает этого числа. Я позволю себе не согласиться с выступавшим только что профессором Ивановым. Если бы число, символизирующее Антихриста, все же усваивалось в документах каждому человеку, это, конечно, вызвало бы совершенно определенное и оправданное, с моей точки зрения, смущение в христианской душе. Но повторюсь: ни при кодировании, ни при дешифровке в ИНН не обнаруживается числа 666. Те, кто до сих пор утверждает обратное, а таких, к несчастью, немало, говорят ложь.
Теперь о том, что касается собственно электронных документов. Именно об этом говорят сейчас многие, именно об этом предупреждают они вслед за греками: что все электронные документы также будут содержать число 666. Имеются в виду пластиковые карточки, на которых содержится магнитная линия, несущая информацию, - начиная от карточек метро, и кончая электронными документами, удостоверяющими личность, финансовыми документами. На запрос в одну очень серьезную организацию мы получили ответ, подписанный кандидатом технических наук А. Кораблевым. Эксперт утверждает, что в электронных документах, использующих системы, отличные от EAN-13/UРС, апокалиптическое число не содержится. А. Кораблев и другие специалисты готовы провести дискуссию, или организовать какую угодно повторную экспертизу. Те же результаты получены, насколько мне известно, и от нескольких экспертов в Белоруссии и опубликованы Высокопреосвященнейшим митрополитом Филаретом в церковных газетах Минска. Я позволю себе зачитать заключение эксперта о присутствии числа 666 в электронных документах.
"В ответ на Ваш запрос по поводу наличия в электронных документах и в электронных средствах расчета (смарт-картах, магнитных картах и т.д.) числа шестьсот шестьдесят шесть как постоянно присутствующего, могу сообщить следующее.
В электронных системах используется двоичная система счисления. Например, число 6 записывается в виде 110, число 7 - 111, число 2 - 010.
Таким образом, число 666 на компьютерном языке будет выглядеть как 1 010 011 010 (двоичная форма представления числа), или как принято в компьютерной индустрии 12328 (восьмеричная форма представления числа).
Ни о каком постоянном наличии указанной последовательности (то есть как такового числа 666) в вышеперечисленных документах не может идти и речи.
Откуда все же может возникнуть мнение о том, что упоминаемое число может присутствовать? При распознавании электронной записи на магнитных или других носителях (в частности на магнитных или других картах) должна присутствовать постоянная неизменяемая последовательность чисел, которая необходима для обеспечения работы считывающего устройства. Обычно она представляет последовательность из 16 нулей.
Но в отдельных случаях разработчик устройств, где используются магнитные карты, может ввести другие группы чисел для улучшения работы устройства. Одним из многочисленных вариантов подобного рода ( но ни в коем случае не универсальным и не единственным) может быть и воспринимаемая как ряд шестерок следующая последовательность: 11011011011011011011.
При желании (подчеркиваю, при желании) часть этой последовательности может быть воспринята как группа шестерок (она же может быть воспринята как группа троек), причем этих шестерок будет не три, а четыре, пять либо значительно большее количество.
Вместе с тем последовательность даже из трех шестерок при переводе в обычную человеческую числовую форму является числом 438, что не имеет под собой, сколько я знаю, никакого сакрального значения. На второй Ваш вопрос по поводу применения принципов кодирования или совпадения системы ЕАN-13 (товарные штрих-коды) и электронной передачи информации о которой шла речь выше, могу сообщить, что принципы кодирования информации (стандарты) для этих системах различны. ЕАN-13 - это очень старая, простая система учета, применимая в простых системах учета типа учета товаров. В современных сложных цифровых системах передачи информации используется соответственно более сложные и принципиально отличающиеся системы кодирования.
В связи со всем вышесказанным, хотелось бы особо подчеркнуть, что человеческие ценности и понятия не применимы к электронным вычислительным машинам. В настоящее время в связи с широчайшим развитием средств цифровой обработки информации поиск числа 666 как и любого другого в цифровых последовательностях потерял всякий здравый смысл, так как при колоссальных объемах передаваемой информации всегда есть вероятность выявления любого числа или последовательности чисел. Спекуляция на подобного рода занятиях не нова. С научной точки зрения она абсурдна, с точки зрения блага Отечества - несомненно, несет разрушительный потенциал.
С уважением,
кандидат технических наук А. Кораблев".

То есть мы можем сказать, что в этой части технических рассуждений афонских монахов ими была допущена ошибка.
Но при этом утверждения о наличии числа 666 и в электронных документах, и в ИНН не утихают. Передо мной многочисленные заявления архиереев, заявления наших духовников, заявления целых монастырских общин о присутствии апокалиптического числа в ИНН. С одной стороны, они совершенно обоснованно говорят о том, что принятие удостоверения с единым кодовым числом 666 недопустимо, поскольку при этом попирается христианская совесть. С другой стороны, поскольку в электронных удостоверениях числа 666 как кодового не содержится, то в данной части проблемы мы боремся с ветряными мельницами.
Следующий вопрос, несравненно более серьезный и актуальный, - это вопрос о так называемой глобализации. По этому поводу сегодня выступят специалисты, в частности Председатель комитета по экономической политике Государственной Думы С.Ю. Глазьев, которые расскажут нам о тех действительных опасностях, которые несет в себе эта общемировая тенденция. Что же мы можем ей противопоставить? Наверное, все-таки не демонстрации, не расшатывание церковного корабля, а в первую очередь личное исполнение заповедей Божиих, молитву, затем всемерное содействие хранению и утверждению православной веры, национальной культуры. На уровне государства - в первую очередь разрешение предельно обострившихся демографических проблем, борьбу с алкоголизмом и наркоманией, которые приводят к деградации народа, противостояние обезличиванию и растлению подрастающего поколения в средствах массовой информации. Укрепление обороноспособности и экономического могущества России. Наконец, хотелось бы повторить то, о чем уже не раз приходилось говорить: в России вот уже десяток лет ищут национальную идею. Если поиски ее будут продолжаться вне контекста национальной русской истории, вне духовных основ Православия, то искать можно бесконечно долго. Нам не найти ничего, кроме того, что дано России Богом. Необходима прочная государственная идеология, основанная на здравом мироощущении, крепкий духовный фундамент, способный выдержать такую громаду, как Россия со всеми ее проблемами, новыми и застаревшими болезнями, - нужна сила, могущая оградить человека от всего многоликого, беспощадного, лукавого зла, которое пока еще расползается сегодня по всей нашей земле.
Это и будет действенным и реальным противостоянием тем опасным для России тенденциям, которые несет с собой глобализация. Но ни в коей мере не призывы к деструктивным мерам, к разрушению церковной дисциплины, иерархического строя Церкви и, конечно же, не митинговщина и демонстрации. Смешно проводить демонстрации в Японии по поводу надвигающегося цунами, или по всему миру по поводу увеличивающийся озоновой дыры. Можно, конечно, и этим заниматься, но занятие это, очевидно, неблагодарное. Оно ставит нас только в ряды известных, и сознаюсь, не очень симпатичных мне борцов за права человека, которые по признанию самых честных из них "целились в коммунизм, а попали в Россию". Теперь в качестве мишени поставлена Церковь.
Я приведу лишь несколько примеров. Появилось целое богословие, которое тиражируется как в СМИ, так и в огромном количестве листовок, книг, брошюр, аудиокассет. Епископ Тульский Кирилл недавно рассказал мне, что во все храмы Тульской епархии пришло множество бесплатных бандеролей, полных листовок, брошюр, газет, аудиокассет, посвященных борьбе с ИНН. То же самое в Вологодской, в Марийской, во многих других, если не во всех епархиях. На это требуются огромные суммы денег. Как человек, занимающийся издательством, я могу это утверждать. И на печать всего этого, и на не менее дорогостоящую рассылку бандеролей тратятся очень и очень большие деньги. Кто-то крайне серьезно заинтересован в этом деле. Русская Православная Церковь единственная сегодня объединяет духовное пространство России. Присутствующим не надо напоминать известную догму Бжезинского о том, что единственным врагом на территории бывшего СССР осталась Православная Церковь. Известно и то, что основные усилия враждебных России сил направлены именно на расчленение тех объективно существующих структур, которые все еще являются скрепами всей страны. В экономике - это, к примеру, единые энергосистемы, в духовном пространстве - Церковь. Мы знаем о том, что сейчас пытаются сделать с РАО ЕЭС. Конечно, это, казалось бы, не дело церковных людей, но аналогии напрашиваются сами собой. Для РПЦ тоже нашли болевую точку. Это то, о чем мы сейчас говорим. Появилось даже целое богословие, которое заключается в том, что "принявший ИНН - не христианин".
Чтобы оценить масштаб компании, скажу лишь, что цитаты, которые я сейчас приведу взяты из газет и листовок, изданных многими сотнями тысяч экземпляров, а некоторые листовки и миллионными тиражами и донесены они практически до каждого верующего православного человека. "Принявший ИНН - не христианин", "принявший ИНН не спасется", "принять карточку - шаг к отречению от Христа", "принимая ИНН, знайте, что свое богоотступничество вы совершаете сознательно. Подпись под этим документом - это поклонение сатане". И наконец, как высшее проявление, следующая цитата: "Наступает такое удивительное время, когда люди и без иных заслуг перед Христом одним только отказом от номеров войдут в Царствие Небесное. И, напротив, принявшие печать с сатанинской символикой лишатся спасения, невзирая на все прошлые заслуги перед Церковью". Вы можете сказать, что это одиозные высказывания, но еще и еще раз повторю: все эти высказывания за последние несколько месяцев старательно донесены практически до каждого члена Русской Православной Церкви. Такой деятельности никакому Издательскому Отделу и не снилось.
И вот плоды. Не буду называть источники - поверьте, все это документировано и взято из прессы, радио и Интернета. "По предсказаниям старцев, со временем Патриарх Антихриста короновать будет, поэтому каждый христианин должен быть всегда готов к тому, что почти все Священноначалие будет состоять в ереси, а точнее в богоборчестве". Это постоянно муссируемая тема дискуссии. Один из ее участников говорит: "Еще раз призываю всех не относиться всерьез к частным высказываниям Патриарха, спровоцированным и разносимым по всему миру слугами тьмы, ибо если мы будем относиться к этому всерьез, как этого хотят ИНН-исты, то следует признать, что РПЦ ныне жива не Христом, а ИНН. Однако для людей, желающих остаться православными, отсюда следует совершенно не тот вывод, к которому нас подталкивают: не Дух Святой приспособился к современности, или подвигнулся, уступив место Церкви новой идеологии, а сама организация РПЦ утратила связь с Единой Соборной Апостольской Церковью Христовой, сами принявшие новую идеологию, изгнали из своего сборища неизменного и самотождественного Божественного Духа". И как реакция на все это из эфира "Народного радио" от 7-го февраля. Женщина с болью кричит в прямом эфире: "Зачем нам такой Патриарх, который благословляет принимать печать антихриста? Раньше он был Патриарх, теперь я его за Патриарха не признаю". О Священноначалии: "Этому вашему идолу Священноначалия я Божеские свойства приписывать не намерен и поклоняться не намерен". Хотя кто приписывает Священноначалию Божеские свойства? Никто не говорит и того, что Священноначалию надо поклоняться, - говорится о том, что надо внимать и слушать то, что говорит церковная иерархия, которой от Господа поручено попечение о благоустройстве церковном, поручен надзор за верой и порядком в Церкви. У них, епископов, послушание таково. А нам, священникам и мирянам, заповедано апостолами быть послушными чадами Церкви. Если эти простые вещи не воспринимаются, то можно говорить о том, что мы переживаем настоящий кризис церковного сознания.
К несчастью, даже слова отца архимандрита Иоанна (Крестьянкина) и слова протоиерея Николая Гурьянова тоже были извращены. Масса домыслов, когда про отца Иоанна дерзают утверждать, что написал то письмо, которое вы сегодня услышите, или архимандрит Тихон, или отец Андрей Кураев. А архимандрит Тихон чуть ли не под пистолетом заставил его это прочесть. Это про отца-то Иоанна, у которого в лагерях пальцы на руках переломали, заставляя изменить Христу и своей православной совести! Причем это не просто тетка какая-то говорит - это твердят маститые священноиноки, что особенно больно, а вслед за ними и их многочисленные чада. Доходит даже до того, что с амвона монастырского храма открыто предают анафеме (!) отца Иоанна лишь только за то, что Батюшка не потакает чуждому для него мнению. К великому сожалению и это - факт.
А отец Николай Гурьянов, который действительно не в курсе этой проблемы, действительно не знает ее… И когда он говорит: "Я об этом не знаю, но и не вижу в этом ничего плохого, ведь номер не заставляет нас воровать и убивать", - утверждают, что отец Николай юродствует. Но пусть подумают люди, которые произносят эти слова, что они говорят? Патриарх написал о. Николаю: " Это очень важный вопрос сегодня для всей Церкви. Скажите все то, что Вы считаете нужным, какое бы мнение у Вас ни было". И после этого кто-то считает, что отец Николай уклоняется от ответа? Да если бы он считал необходимым сказать нечто другое, для спасения тысяч слушающих его, то никто бы, никакой страх и человеческие соображения не заставили бы его скрыть волю Божию. Я сам был свидетелем того, как отец Николай одному епископу по совершенно другой проблеме прямо сказал: "Простите, Владыко святый, я грешный, недостойный священник, но мое мнение отличается от Вашего, и оно такое-то".
С вопросом об отношении к разного рода идентификационным номерам мы обратились к иерархам Русской Православной Зарубежной Церкви, в странах, где подобные номера давно приняты. Вопросы задавались по телефону.

Епископ Александр

Буэнос-Айресский и Южноамериканский
12 февраля 2001 г. 8:35 по Москве
- Это совершенно не имеет никакого значения для духовной жизни. Только когда с присвоением числа будет совершаться отречение от веры или изменение идеологии, тогда это будет представлять опасность.
Архиепископ Алипий Чикагский и Детройтский
12 февраля 2001 г. 8:50 по Москве
- У нас такие номера есть в Америке, и мы не испытываем по этому поводу давления от власти. Этот номер очень помогает нам в социальном обеспечении. Поэтому я не вижу в нем никакой опасности.
Епископ Даниил Ирийский, викарий восточно-американской епархии, единоверческий епископ
12 февраля 2001 г. 18:00 по Москве
- Я считаю, это просто безответственно - представлять идентификационные номера как эсхатологическую опасность. Надо очень осторожно и ответственно относиться к апокалиптической тематике.
Архиепископ Марк Берлинско-Германский и Великобританский
12 февраля 2001 г. 18:25 по Москве
- Я знаю эту вашу проблему. Для чистого - это чисто, для нечистого - нечисто. Никакие волнения подобного рода нас в дебри не заведут.
Сейчас перед вами выступит представитель старообрядческой церкви со своим видением этого вопроса.
Что бы еще хотелось сказать? Во-первых, надо понять, что совершенно недопустимо никакое насилие в этом вопросе. Кто не хочет брать ИНН, категорически не должен понуждаться к этому ни светскими, ни тем более духовными властями. Дискуссию надо вывести из церковной ограды. Все, кто не является индивидуальным предпринимателем (а лишь им законом вменяется в непременную обязанность принятие ИНН) и испытывает дискриминацию со стороны налоговых органов и работодателей по поводу отказа от ИНН, должны обращаться в МНС и требовать восстановления законности. Официальные заявления министра РФ по налогам и сборам и отсутствие закона об обязательности получения ИНН для лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, служат основой для законного отказа от ИНН.
Те, кто не видит опасности в присвоении налоговых номеров, не должны никого агитировать к их принятию. Это не дело духовенства. Мы можем лишь изложить свою позицию, привести факты. И не более. Социальный выбор должен остаться за конкретным человеком.
Исповедуя веру Святой Церкви во второе и славное пришествие Господа и Бога нашего Иисуса Христа, надо все же призвать и идейных противников принятия ИНН серьезно подумать о последствиях привнесения в вопрос о налоговых номерах некоего духовного значения, а тем более столь яростного эсхатологического накала. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин), читая сотни писем, ежедневно приходящих к нему, совсем не праздно говорит о возможности разделения в Церкви. Накануне Великого Поста, накануне дней покаяния будем смотреть правде в глаза: нас проверили на готовность к церковной смуте, и мы показали готовность №1. Впереди дни уврачевания греха.
Нам предстоит понять, кому нужна Православная Церковь, кому нужно спасение, а кому нужны великие потрясения.

СВЯТООТЕЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ БИБЛЕЙСКОГО ПОНЯТИЯ
"ПЕЧАТЬ АНТИХРИСТА"

ДОКЛАД ИГУМЕНА АНДРОНИКА (ТРУБАЧЕВА)
VII Пленум Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви
Московская Духовная Академия 19-20 февраля 2001 г.

НАЧЕРТАНИЕ ЗВЕРЯ
ИМЯ ЗВЕРЯ
ЧИСЛО ЗВЕРЯ
КОГДА, КАКИМ ОБРАЗОМ И КЕМ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИНЯТА ПЕЧАТЬ АНТИХРИСТА

Понятие "печать Антихриста" сложилось на основании нескольких текстов Откровения святого Иоанна Богослова:
1. "И он (зверь из земли, т.е. лжепророк Антихриста) сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их, или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя; ибо это число человеческое. Число его 666" (Откр. 13, 16-18).
2. "И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и прини-мает начертание на чело свое или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией (...) и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его" (Откр. 14, 9-1 1).
3. "И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению" (Откр. 19,20).
4. "И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились ни зверю, ни образу его, и не приняли начертание на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет" (Откр. 20,4).
Рассмотрим, по толкованию святых отцов во-первых, что такое начертание, имя и число имени зверя, во-вторых, когда, каким образом и кем печать Антихриста может быть принята.

НАЧЕРТАНИЕ ЗВЕРЯ

Под начертанием зверя большинство отцов понимало печать ................, а в качестве сходных понятий использовались следующие определения: клеймо (bestiae sigillo), знак, метка (notam), знамение (signaculum).
Начертание зверя может включить в себя число зверя (святитель Викторин, Псевдо-Ипполит), имя зверя (Андрей Кесарийский). Поскольку начертание зверя принимается вместо креста Спасителя (преподобный Ефрем Сирии), то можно предположить, что само это начертание является хулою на крест, искажает начертание креста (например, перевернутый вниз крест). Особенностью начертания зверя является то, что оно будет положено на правую руку и на чело. Можно назвать три причины выбора этих членов тела для запечатления: 1) естественные ("чтобы не затруднялись сим", т.е. чтобы беспокоились, что будут повреждены жизненно важные органы -преподобный Ефрем Сирии). 2) общерелигиозные (обычай располагать знаки на руке и на лбу присущ многим религиям, например, евреи носили филактерии с цитатами из Торы на лбу и на руке - Втор. 6,8; Мф. 23, 5). 3) антихристианские (христиане изображали крест на лбу и на руке).
Преподобный Ефрем считал, что человек, у которого запечатлена печатью Антихриста правая рука, не сможет совершить крестное знамение, а запечатление печатью Антихриста чела не дает возможности изобразить на челе крест и имя Господне. Преподобный Ефрем не поясняет, почему человек, принявший печать (начертание) Антихриста, не сможет сотворить крестное знамение. В сочинении Псевдо-Ипполита "Слово о кончине мира...", наиболее повлиявшим на эсхатологическое представления, говорится, что человек, принявший печать Антихриста "не будет иметь возможности запечатлеть какой-либо из своих членов (крестным знамением) но подчинится льстецу и ему будет служить и раскаяния не будет в нем: он погиб как по отношению к Богу, так и по отношению к людям" (1, С. 412).
Не принявшие начертание зверя не смогут ни покупать, ни продавать чего-либо, и, таким образом, обрекаются на голод. Преподобный Ефрем Сирии пишет, что и принявшие печать будут голодать и просить есть у зверя, т.к. земля не будет давать жатвы и плодов. У Андрея Кесарийского говорится, что оруженосец (т.е. предтеча) Антихриста "будет распространять печать зверя везде: и в купле, и в продаже, чтобы те, кто не принял ее, вынуждены были умереть от недостатка необходимо для жизни" (1, С. 377). В этом можно видеть указание, что начертание зверя будет ставиться не только на руку и чело человека, но и на продуктах его деятельности. В отличие от всех других святых отцов святитель Ипполит под начертанием на руке понимал воскурение жертвен-ного фимиама идолу, а под начертанием на челе увенчание ритуальным языческим венцом (1, С. 224-225).
Некоторые святые отцы, не опровергая традиционного понимания начертания зверя на правую руку и чело, давали нравственное толкование: правая рука - деятельная жизнь по заповедям Божиим, чело - познание истины Божией. Принявший на правую руку и чело начертание зверя не может совершать куплю, т.е. выкуп Царствия Небесного за земную жизнь. Данное толкование основывается на словах из притчи Господа: "Куплю дейте, донде-же прииду" (Лк. 19,13). Подобное толкование, как вторичное, содержится и у архиепископа Андрея Кесарийского (1, С. 377).

ИМЯ ЗВЕРЯ

Принято считать, что имя зверя, т.е. Антихриста не указывается в Откровении. Архиепископ Андрей Кесарий-ский отмечал: "Если бы была необходимость знать его имя, то, как говорят некоторые учители, тайновидец открыл бы его, но благодать Божия не соизволила, чтобы это пагубное имя было написано в Божественной книге" (1, С. 377). Святой Ириней Лионский полагал, что неизвестность имени Антихриста предостерегает нас от обмана, т.к. он может придти с другим именем, чем мы ожидаем (1, С. 198). Однако оба эти рассуждения относятся к попыткам определить имя зверя на основании его числа. Между тем, тот же архиепископ Андрей Кесарийский свидетельствовал, "что диавол, Антихрист и лжепророк общие друг с другом как действиями, так и именами, это видно из того, что каждый из них называется зверем" (1, С. 395).
Имя ангела бездны, т.е. диавола, приводится в другом месте Откровения: "имя ему по-еврейски, Авваддон, а по-гречески - Аполлион" (Откр. 9,11), т.е. Губитель. Это имя архиепископ Андрей Кесарийский упоминает также в толковании на стихи 13, 16-17 (1, С. 377). Имя Антихриста в точности противоположно имени Христа: Иисус (Бог спасает, Спаситель) - Авваддон, Аполлон (гибель, Губитель). Указания на имя Антихриста есть и в Ветхом Завете где говорится об ангеле-истребителе (Шар. 21,15), ангеле-губителе для истребления (Ис. 54,16).

Святитель Ириней приводит два возможных типа толкования числа зверя 666: 1) согласно числовой символике 2) согласно греческому алфавиту. Согласно числовой символике число 666 связывается:
1) с количеством шести дней, в которые был сотворен мир - т.к. антихрист должен восстановить все отступничество которое было за время существования мира (с этим ранее связывалась мысль о том, что мир просуществует 6000 лет).
2) с шестым днем, в который был сотворен человек, чрез которого грех вошел в мир.
3) с шестисотым годом Ноя, когда грех достиг на земле такой меры, что только всемирный потоп мог уничтожить его.
4) с истуканом Навуходоносора "Который имел в высоту шестьдесят локтей, а в ширину шесть локтей; истукан был предзнаменованием пришествия Антихриста.
К сожалению, данный тип числовой символики, коренящийся в Священном Писании, не был продолжен последующей святоотеческой традицией. Лишь архиепископ Андрей Кесарийский однажды использовал данное толкование святого Иринея, но в другом месте - Откр. 14,20. Продолжая ряд толкований святого Иринея, его можно дополнить.
5) Число 666 употребляется для исчисления количества золота, которое царь Соломон ежегодно собирал в качестве дани с других народов "В золоте, которое проходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых (3 Цар. 10,14. Ср.: 2 Пар. 9,13). В данном случае число 666 является символом земного богатства, золота (Мамоны), а также символом дани, налога с подвластных народов.
6) В символической системе Откровения число 7 - символ полноты, следовательно, число 6 - символ недостатка, неполноты, несовершенства.
7) Число 6 определяет количество дней, отведенных в Ветхом Завете деланию, работе ради земной жизни, а день 7-й - Господу Богу твоему (Исх. 20, 8-11). В этом смысле числа 6 и 7 символизируют противостояние земного и небесного, человеческого и Божьего.
8) Число 6 символизирует "усердное делание греха чрез употребление во зло созданной в шесть дней твари" (Архиепископ Андрей Кесарийский. Толкование на Откровение 2, с. 130).
Примечание: Мы не обсуждаем здесь вопросов о законности и законах. числовой символики, которые в конечном итоге коренятся в символическом миропонимании. Естественно, что число становится символом лишь в определенной символической системе. Именно тогда число становится способным нести смысл, который определяется контекстом.
В различных контекстах одно и то же число может нести различный, вплоть до противоположного смысла.
Так, например, число 6 может, вероятно, символизировать творение, творчество, почему оно используется как строительный модуль (3 Цар. 10,16-20; 3 Цар. 6, 26); может нести смысл только количественный (ср. напр.: 666 [сыновей Адоникама - 1 Ездр.2,13). Некоторые символы, имевшие в Ветхом Завете один смысл, в Новом Завете приобрели смысл противоположный (звезда Давида, сам храм Соломонов). Но в контексте христианской символики, основанный на Священном Писании и Предании, число 666 всегда было и есть символом Антихриста и таковым воспринималось на протяжении всей истории христианства.
Итак, писал святой Ириней, число 666 означает того, "в ком восстанавливается все (...) отступничество, неправда, нечестие, лжепророчество и обман, почему и найдет (на землю) потоп огненный" (1, С. 197).
Второй тип толкования числа зверя, который привел святой Ириней.
Он сводится к поиску имени Антихриста. Буквы греческого алфавита, соответствующие определенным чис-лам, подбираются так, чтобы сумма их составляла число 666, а сами они читались как имя. Таким образом, святой Ириней вывел имена: Евантас, Латинянин, Титан (1, С. 99), святой Викторин - Антемос, а на латинском языке - Диклюкс (1, С. 284), архиепископ Андрей Кесарийский - Лампетис, Бенедикт, злой вождь, древний завистник, истинно вредный, неправедный агнец (1, С.377-378). К сожалению, именно этот тип толкования возобладал среди исследователей Апокалипсиса. К чему это привело, можно видеть на примере толкования единоверческого священ-ника Иоанна Малышева, который используя почему-то славянский алфавит, приводит в особых таблицах более 200 имен Антихриста ( 6, с. 33-58). Конец таким толкованиям должно было положить еще замечание самого святого Иринея о том, что, "хотя известно число имени Антихриста, но мы не можем ничего опрометчиво утверждать о самом имени, потому что число приложимо ко многим именам (..). Посему вернее и безопаснее ожидать исполнения пророчества, нежели предполагать и предрекать какие-либо имена, ибо может найтись много имен, заключающих в себе вышеозначенное число, и все-таки этот вопрос останется нерешенным" (1, С. 199). Можно также добавить, что поскольку Апокалипсис - не книга загадок и разгадок, а книга символическая, то и метод толкования числа 666 должен исходить из основ числовой символики, а всякий другой метод будет некорректен.
Таким образом, в понятие "печати Антихриста" входят: 1. Начертание зверя 2. Имя зверя 3. Число зверя. Принятие печати Антихриста приравнивается в Апокалипсисе поклонению самому Антихристу или его образу (изображению).
Ни в Апокалипсисе, ни в святоотеческих толкованиях, ни в православных богословских исследованиях не содержится понятия "предпечати Антихриста", распространяемое ныне в эсхатологических ожиданиях. Можно предполагать, что понятие "предпечати Антихриста" образовано по подобию "предтечи Антихриста". Но предтеча Антихриста действует согласно Апокалипсису одновременно с Антихристом.
Понятие "предпечати" весьма близко эсхатологическим представлениям в некоторых толках старообрядческого раскола.

КОГДА, КАКИМ ОБРАЗОМ И КЕМ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИНЯТА ПЕЧАТЬ АНТИХРИСТА

Все святые отцы считали, что наложение печати Антихриста его лжепророком будет происходить в те 3,5 года царствования Антихриста, которые будут непосредственно предшествовать второму славному пришествию Господа нашего Иисуса Христа. Другие события этого времени - построение Соломонова храма, воцарение в нем Антихриста, проповедь пророков Еноха и Илии и убиение их в Иерусалиме, проповедб лжепророка и др.
Возможно ли несознательное принятие печати Антихриста, без отречения от Христа, путем каких-либо технических или медико-биологических усовершенствований? Некоторые святые отцы вообще не поясняют это, другие дают вполне определенный отрицательный ответ.
"Знает сей злосчастный, что крест Господень, если будет на ком напечатлен, разрушит всю его силу (...) Ибо всеми способами будет ухищряться, чтобы имя Господа и Спасителя - сие пресвятое и пречистое имя - вовсе не называлось во времена змия" (Преподобный Ефрем Сирии. Слово 91 на пришествие Господне - 1, С. 298). "Если душа наша ограждена таким оружием (Единородною Троицею), то змий попран (...) Но хорошо знающие святой глас истинного Пастыря, тотчас узнают обманщика, потому что голос злочестивого нимало не походит на глас истинного Пастыря" (Преподобный Ефрем Сирии - Слово 92 на пришествие Господне - 1, С. 299).
(Отр. 14,9): "Если, говорит, кто поклонится зверообразному Антихристу и будет держаться его нечестивой жизни, словом или делом провозгласит его богом, на что указывает принимаемое на чело и руку начертание, тот вместе с ним будет пить чашу мучений".
(Откр. 14,11): Следует понимать "под "ночью" - мучения грешников, которые примут все те, кто диаволь-скими делами и хулою на Христа изобразили в себе образ зверя и напечатлели в своем сердце его бесчестное имя как досточестное" (Архиепископ Андрей Кесарийский. Толкование на Откровение. - 1, С. 379,380).
Псевдо-Ипполит в "Слове о кончине мира..." так изображал сознательность отречения от Христа: "Таково будет (начертание) и печать во время этого ненавистника добра. - та печать, которая будет гласить: "Отрекаюсь от Творца неба и земли; отрекаюсь от крещения; отрекаюсь от служения моего (Богу) и присоединяюсь к тебе и в тебя верую" (1, С. 412).
Наиболее ярко этот вопрос раскрывает святитель Феофан, затворник Вышенский в толковании 2 Сол. 2,9-13:
В погибающих. Как ни велики и ни разнообразны булут усилия и приемы антихриста к тому, чтобы прель-щать и увлекать в свою ложь, успех он будет иметь однакож только в кругу тех, кои одного с ним духа, т.е. отпа-ли от Бога и Господа, сердцем презирают Его заповеди, и ведая, что путь их ведет в пагубу, не сходят с него, предавшись участи своей в нечаянии. Как сам он - сын погибели, то и привлечь к себе успеет только погибаю-щих. И погибающие эти погибнут не по определению Божию, а потому, что возлюбили пагубный образ жизни и нрав. Бог все употребляет к образумлению и обращению грешников, и когда уже ничем их взять нельзя, и не предвидится, чтоб можно было, тогда предает их в руки произволения своего. И всякий в жизни своей встречает людей, которым что ни говори, они все свое, как остолбенелые и окаменелые. Во время проповеди своей св. Апостолы повсюду встречали таких, и засвидетельствовали устами св. Павла, что слово крестное погибающим юродство есть, а спасаемых нам сила Божия есть (1 Кор. 1,18), и что сами они суть овем (погибающим) воня смертная в смерть; овем же (спасаемым) воня животная в живот (2 ор. 2,15). Во время же антихриста, его юродство будет казаться погибающим мудростию, и его пагубное зловоние - благоуханием. Тут тоже будет, что при холерных поветриях, которые захватывают тех только, у которых есть к ним предрасположение.
Зане любве истины не прияша во еже спастися им. Вот почему они суть погибающие! Потому, что не приняли спасительной истины. Бог видит^" что люди гибнут, низпадши в бездну греха и в пагубные узы рабства страстям и сеятелю их, диаволу. Для того послал Сына Своего Единородного, чтоб проложить им путь исходный, и указать его в вере в Него и в благодати, приемлемой по вере. Весть о сем всюду разнесли св. Апостолы. Принимавшие поступали в число спасаемых, не принимавшие оставались в пагубе. Таковы они во время Апостолов, таковы после их доселе, такими окажутся и в последние дни. Всю эту массу видит Апостольское богопросвещенное око ума, и дает им надпись: погибающие.
У Солунян пред лицем были эти погибающие неверия ради. Апостол говорит как бы: вот в этой области неприявших нашего спасительнаго слова он будет иметь успех, а не среди вас уверовавших, и подобно вам имеющих уверовать. Достойно замечания, что Апостол словом своим обнимает не только тех, кои не приняли истины христианской, как бы слушать ее не хотели; но и тех, кои слышали ее, поняли, в чем дело, и не приняли ее, и даже тех, кои приняли умом, но не полюбили ее сердцем; обнимает не только неверов, - нехристиан, но и христиан по имени, а не в сердце, кои равнодушны к исповедуемой ими вере и не ревнуют о том, чтоб быть послушными требованиям ее, стать тем, чем именуются, индифферентны к ней. Ибо говорит: любве истины не прияша, не полюбили истины, нет ее у них на сердце, хоть и видят ее. Истину видят, а сердце держат на стороне, противной истине. Потому сами в себе суть ложь, и будучи таковы, полюбят ложь.
Существенная спасительная истина есть та, что Бог послал в мир Сына своего Спасителя миру. Св. отцы потому слова: любве истины не прияша, толкуют так: не приняли Христа Господа. Ибо Он есть и любовь безпредельная, и истина всесовершенная. Св. Златоуст пишет: "любовию истины он называет Христа. Ибо Христос был и то, и другое, и приходил ради того и другого по любви к нам и чтоб открыть истинное значение всего". То же Феодорит и все другие. Но это одно и то же. Ибо надобно не только принять Евангелие, но и сочетаться с Господом, или в этом сочетании и состоит надлежащее принятие Евангельской истины. Тот только и извлекается из массы погибающих, кто прилепляется к Господу Иисусу Христу, становится един дух с Ним, прививается к Нему, как к единой истинной живой лозе.
Ст. 11. И сего ради послет им Бог действо лети, во еже веровати им лжи.
Это страшное нравственное наказание Божие! Послет, - не так, что нарочно пошлет не желаемое ими, а пропустит к ним ими желаемое и искомое. Злой дух льсти и лжи постоянно порывается всеми завладеть, всех омрачить и увлечь в ложь; но Бог не пускает его, когда среди не следующих истине есть еще такие, которые подают надежду обращения, еще не совсем предались ложным путям, еще думают иногда отстать от лжи и стать на стороне истины, - не пускает, чтоб не потерпели они от него насилия внутри, ибо он может колебать и твердых, а не только этих слабых.
Когда же, наконец, они совсем опустят руки и предадутся избранному ими пагубному пути, сложатся с ним и очетаются сердцем, а о том, чтоб отстать от него, и думать перестанут; тогда Бог примет Свою, удерживающую злого духа льсти, руку, и он, пропущенный, устремится на них, пройдет в сердце их и там начнет оказывать действо льсти, влечь ко лжи, - и привлечет. Они восприимут ложь всем сердцем, и затем обнаружит ее и во вне, пристанут видимо к антихристу. Но этим сделается только то, что выйдет наружу скрывшееся внутри. Св. Златоуст пишет: "для чего, скажешь ты, Бог попустит быть всему этому? Не бойся, возлюбленный, но послушай что говорит (Апостол): (антихрист) возобладает только над погибающими, которые, хотя бы он и не пришел, не уверовали бы".
Феодорит прибавляет: "сие же: послет им Бог действо лети, сказано Апостолом вместо - попустит явиться льсти, чтоб оказались любители лукавства. Ибо не пошлет лесть сию Бог, но истребит ее словом уст Своих". Экумений: послет, - не так принимай, чтоб Бог послал, но так выражать обычно Апостолу попущение от Бога". Феофилакт: "послет, - вместо попустит ему прийти. Смотри, сначала они отвергли истину; и тогда оставил их Бог, и ложь овладела ими".
Ст. 12. Да суд приимут вси не веровавший истине, но благоволивший в неправде.
Да суд приимут, - праведно подвергнутся осуждению. Попустит Бог, -раскроется их злой нравственно-религиозный строй, и они созреют для суда. Ложь самообличительна; и следующие лжи сами себя обличают. Безответны они будут на суде, потому самому, что поверили очевидно-пагубной лжи и не поверили очевидно спасительной истине. - Вси неверовавшии истине, но благоволивший в неправде. С греческого, - все эти, неверовавшие и проч., кои не приняли в сердце с живою верою Евангельской истины, и жизни своей, своих чувств и расположений не установили по ее требованию, а напротив лежали сердцем своим, - благоволили ко всякой неправде, и к неправым мудрованиям и к неправым нравам, находили удовольствие пребывать и погрязать в сих неправостях.
Очевиднейшим же обличением их будет то, что они поверять антихристу. Св. Златоуст пишет: "заграждены будут уста тех, которые осуждены на погибель. Каким образом? Они не уверовали бы во Христа, хотя бы анти-христ и не пришел; но он придет с тою целью, чтобы изобличить их. Для того, чтоб они тогда не сказали, что так как Христос (видимо человек) назвал себя Богом, - то по этой именно причине мы и не уверовали в Него; потому что мы слышали, что Бог един, от Которого все, и вследствие того мы не поверили: этот их предлог (к оправда-нию) отымет у них антихрист. Ибо когда он придет, и, несмотря на то, что он не заповедует ничего праведного, а только одно беззаконие, они уверуют в него, единственно ради ложных его чудес, - тогда заградятся уста их. Ибо если ты не веруешь Христу, то тем более ты не должен верить антихристу. Первый говорил, что Он послан Отцем, а сей последний (будет говорить) совсем другое. Посему-то Христос и говорит. Аз приидох во имя Отца во имя свое, того приемлете (Иоан, 5, 43). Но мы, скажут, видели было много великих чудес; поэтому скорее следовало уверовать в Него. Кроме того об антихристе много было предсказано: что он беззаконник, что он сын погибели, что пришествие его (с помпою будет) по действу сатанину; тогда как напротив о Христе, - что Он есть Спаситель и принесет бесчисленные блага" - Та же речь у Феодорита, Экумения и Феофилакта" (5, С. 330-335).
Итак, принятие печати Антихриста связано с отвержением Христа, с такой греховной жизнью, которая сама по себе, независимо от принятия печати Антихриста, ведет к гибели. Насильственное техническое или медико-биологическое наложение печати Антихриста на верующего во Христа и живущего по Его заповедям, тем более, если он не сознает этого, не может отлучить его от Христа.
На протяжении всей своей истории, когда Церковь жила в различных государственных системах (имперско-языческой, православной удельной княжеской и самодержавной, либерально-демократической, тоталитарно-коммунистической, оккупационной), она подчинялась гражданским установлениям, связанным с несением воинской обязанности, переписью и сбором налогов, даже если эти установления обозначались языческими религиозными символами и надписями.
Мученики отказывались участвовать в гражданско-религиозных празднествах Римской империи тогда, когда это было связано с их личным непосредственным участием в религиозном культе, в жертвоприношении.
Мероприятия, проводимые налоговыми органами, не содержат в себе религиозного культа.
Если в налоговых документах содержится антихристианская символика, то Церковь может свидетельствовать о том, о чем свидетельствовал еще святой Иоанн Богослов: дух Антихриста уже присутствует в мире и это есть дух заблуждения (1 Ин. 4, 3), может просить государственную власть изъять или заменить эту символику ради Духа Истины и мира в обществе.
Но и отрицательный ответ государственной власти на просьбу Церкви не может быть поводом для самостоятельного неблагословенного выхода верующих из гражданского повиновения, т. к. это неизбежно приводит к расколу внутрицерковному.



ОКАМЕНЕВШАЯ ДЕВУШКА


Эта история случилась в простой советской семье в городе Куйбышеве, ныне Самаре, в конце 50-х годов. Мать и дочь собирались встречать Новый год. Дочь Зоя, пригласила семь своих подруг и молодых людей на вечеринку с танцами. Шел Рождественский пост, и верующая мать просила Зою не устраивать вечеринки, но дочь настояла на своем. Вечером мать ушла в церковь помолиться.

Гости собрались, а Зоин жених по имени Николай еще не пришел. Его не стали ждать, начались танцы. Девушки и молодые люди соединились в пары, а Зоя осталась одна. С досады она взяла образ святителя Николая Чудотворца и сказала: «Возьму этого Николая и пойду с ним танцевать», — не слушая своих подруг, которые советовали ей не делать такого кощунства. «Если Бог есть, Он меня накажет», — бросила она.

Начались танцы, прошли круга два, и вдруг в комнате поднялся невообразимый шум, вихрь, засверкал ослепительный свет.

Веселье обратилось в ужас. Все в страхе выбежали из комнаты. Одна Зоя осталась стоять с иконой святителя, прижав ее к груди, — окаменевшая, холодная, как мрамор. Никакие усилия прибывших врачей не могли привести ее в себя. Иглы при уколе ломались и гнулись, как будто встречая каменное препятствие. Хотели взять девушку в больницу для наблюдения, но не могли сдвинуть ее с места: ее ноги были как бы прикованы к полу. Но сердце билось — Зоя жила. С этого времени она не могла ни пить, ни есть.

Когда вернулась мать и увидела случившееся, она потеряла сознание и была увезена в больницу, откуда возвратилась через несколько дней: вера в милосердие Божие, горячие молитвы о помиловании своей дочери восстановили ее силы. Она пришла в себя и слезно молилась о прощении и помощи.

Первые дни дом был окружен множеством народа: приходили и приезжали издалека верующие, медики, духовные лица, просто любопытные. Но скоро по распоряжению властей помещение было закрыто для посетителей. В нем дежурили посменно по 8 часов два милиционера. Некоторые из дежурных, еще совсем молодые (28—32-х лет), поседели от ужаса, когда в полночь Зоя страшно кричала. По ночам около нее молилась мать.

«Мама! Молись! — кричала Зоя. — Молись! В грехах погибаем! Молись!» О всем случившемся известили патриарха и просили его помолиться о помиловании Зои. Патриарх ответил: «Кто наказал, Тот и помилует».

Из посетителей к Зое были допущены следующие лица:

1. Приехавший из Москвы известный профессор медицины. Он подтвердил, что биение сердца у Зои не прекращалось, несмотря на внешнюю окаменелость.

2. По просьбе матери были приглашены священники, чтобы взять из окаменевших рук Зои икону святителя Николая. Но и они не могли этого сделать.

3. В праздник Рождества Христова приехал иеромонах Серафим (вероятно, из Глинской пустыни), отслужил водосвятный молебен и освятил всю комнату. После этого он сумел взять икону из рук Зои и, воздав образу святителя должные почести, возвратил его на прежнее место. Он сказал: «Теперь надо ждать знамения в Великий день (то есть на Пасху)! Если же оно не последует, недалек конец мира».

4. Посетил Зою и митрополит Крутицкий и Коломенский Николай, который также отслужил молебен и сказал, что нового знамения надо ждать в Великий день (то есть на Пасху), повторив слова благочестивого иеромонаха.

5. Перед праздником Благовещения (в тот год оно было в субботу третьей недели Великого поста) приходил благообразный старец и просил допустить его к Зое. Но дежурные милиционеры отказали ему.

Он приходил и на другой день, но и опять, от других дежурных, получил отказ.

В третий раз, в самый день Благовещения дежурные пропустили его. Охрана слышала, как он ласково сказал Зое: «Ну, что, устала стоять?»

Прошло некоторое время, и когда дежурные милиционеры хотели выпустить старца, его там не оказалось. Все убеждены, что это был сам святитель Николай.

Так Зоя простояла 4 месяца (128 дней), до самой Пасхи, которая в том году была 23 апреля (6 мая по новому стилю).

В ночь на Светлое Христово Воскресение Зоя стала особенно громко взывать: «Молитесь!»

Жутко стало ночным охранникам, и они стали спрашивать ее: «Что ты так ужасно кричишь?» И последовал ответ: «Страшно, земля горит! Молитесь! Весь мир во грехах гибнет, молитесь!»

С этого времени она вдруг ожила, в мышцах появилась мягкость, жизненность. Ее уложили в постель, но она продолжала взывать и просить всех молиться о мире, гибнущем во грехах, о земле, горящей в беззакониях.

— Как ты жила? — спрашивали ее. — Кто тебя кормил?

— Голуби, голуби меня кормили, — был ответ, в котором ясно возвещается помилование и прощение от Господа. Господь простил ей грехи предстательством святого угодника Божия, милостивого Николая Чудотворца и ради ее великих страданий и стояния в течение 128 дней.

Все случившееся настолько поразило живущих в городе Куйбышеве и его окрестностях, что множество людей, видя чудеса, слыша крики и просьбы молиться за людей, гибнущих во грехах, обратились к вере. Спешили в церковь с покаянием. Некрещеные крестились. Не носившие креста стали его носить. Обращение было так велико, что в церквах недоставало крестов для просящих.

Со страхом и слезами молился народ о прощении грехов, повторяя слова Зои: «Страшно. Земля горит, в грехах погибаем. Молитесь! Люди в беззакониях гибнут».

На третий день Пасхи Зоя отошла ко Господу, пройдя тяжелый путь — 128 дней стояния пред лицем Господним во искупление своего прегрешения. Дух Святый хранил жизнь души, воскресив ее от смертных грехов, чтобы в будущий вечный день Воскресения всех живых и мертвых воскреснуть ей в теле для вечной жизни. Ведь и само имя Зоя означает «жизнь».

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Советская печать не смогла умолчать об этом происшествии: отвечая на письма в редакцию, некий ученый подтвердил, что, действительно, событие с Зоей не выдумка, однако представляет собой случай столбняка, еще не известный науке.

Но во-первых, при столбняке не бывает такой каменной жесткости и врачи всегда могут сделать укол больному; во-вторых, при столбняке можно переносить больного с места на место и он лежит, а ведь Зоя стояла, и стояла столько, сколько не по силам простоять даже и здоровому человеку, и притом ее не могли сдвинуть с места; и, в-третьих, столбняк сам по себе не обращает человека к Богу и не дает откровений свыше, а при Зое не только тысячи человек обратились к вере в Бога, но и веру свою явили делами: крестились и стали жить по-христиански. Ясно, что не столбняк был тому причиной, а действие Самого Бога, Который чудесами утверждает веру, дабы избавить людей от грехов и от наказания за грехи.


Мы будем признательны если Вы будете присылать свои мысли, тезисы, статьи по адресу as_ru@mail.ru или на нашем сайте http://www.d-p-c.ru , в разделе "Контакты".   

Рассылка 'Профилактика и реабилитация психоактивных зависимостей'


В избранное