Бонсай(с японского - растущий на подносе; дерево в горшке) -
искусство, через которое показывают красоту природы одним или
несколькими миниатюрными деревьями.
Если
человек решил заняться выращиванием этих миниатюрных растений, то
прежде всего он должен быть художником, чтобы создать в мыслях желаемый
образ, а уже потом - хорошим садоводом, дабы соединить свой образ с
живым растением.
Бонсай - это целая наука выращивания растения
на блюде или в небольшом мелком сосуде. Главный принцип, который
мастера бонсай используют вот уже более тысячи лет - "Через малое
видеть великое". При помощи бонсай на маленьком пространстве мастерски
воссоздать всевозможное разнообразие природы.
Многовековая
история бонсай глубоко уходит своими корнями в культуру Индии и Китая.
В VI веке вместе с буддизмом, благодаря странствиям монахов, его
принесли в Японию, где бонсай начал успешно развиваться. Мастера бонсай
в Японии смогли разработать главные правила формирования дерева,
исключая любые случайности. Стили бонсай естественны, просты,
лаконичны, они очень приближены к природе, в них нет излишеств и
помпезности. В бансае используют не только деревья, но еще и
кустарники, травы. Бонсай насчитывает15 стилей, в зависимости от роста
ствола, ветвей и корней. Однако хоть и канонизированы стили, любой
бансаист добавляет в это искусство что-то и от себя. Как правило,
используют местные растения, придавая этим национальный колорит бонсай.
ПРЯМОЙ
СТИЛЬ. Ствол растения абсолютно прямой, крона размещена наподобие
конуса, рост веток симметричен по всему стволу. Размер ветвей и
расстояния от одной к другой становится меньше от основания к верхушке.
В данном стиле берут неглубокий контейнер овальной или круглой формы. СТИЛЬ МЕТЛА. Идеально прямой ствол, листва ветвеобразна, берут такой же контейнер, как и в вышеописанном стиле. ИСКРИВЛЕННЫЙ
СТИЛЬ. В данном стиле ствол дерева немного искривлен, на нем есть
несколько основных изгибов. Верхушка такого дерева направлена вверх и
немного наклонена. Контейнеры можно брать разные. НАКЛОННЫЙ
СТИЛЬ. Ствол вертикально отклонен на 30 градусов. Зрительное равновесие
дают побеги, с внутренней стороны угла они длиннее, чем ветви с внешней
стороны. Для данного стиля берут овальные или прямоугольные горшочки
средние по глубине. СНЕСЕННЫЕ ВЕТРОМ. Дерево, выполненное в этом
стиле имеет плакучую крону, со смешенными в одном направлении ветвями.
Корни чрезмерно развиты и выступают вверх. Уравновешивание кроны
происходит или корнями, идущими с противоположной стороны, или светлыми
камушками. Берут контейнера такие же, как в наклонном стиле.
Бонсай
можно создавать и искусственно!
Нужно выбрать ствол, потом выбрать
стиль, после обработать его и подобрать ветки. Если на стволе ветки
есть, то не нужно их трогать. Ствол нужно вымыть горячей водой с мылом,
просушить. Почерневшую, старую ветку очистить наждачкой, потом
отполировать. Еще нужно придать тон ветки гуашью с ПВА или морилкой -
тонировка должна быть легкой. Расположив ветку в горшке, ее закрепляют
монтажной пеной или герметиком для окон. Если пену срезать, то
получится ландшафт вашего бонсай. Для создания хвои берут ветки хвои,
чтобы их деформировать, нужно их подержать над паром. Потом в стволе
при помощи дрели делаю дырки, в них клеем прикрепляют ветки. Для
окончательного формирования ландшафта используют камушки и мох,
различных цветов и размеров.
Четыре типа учеников
Согласно древнему трактату Шива Самхита есть четыре типа садхак (учеников): слабые, умеренные, горячие и очень горячие.
Люди не предприимчивые, забывчивые, слабые, ищущие ошибки в учителях, жадные, порочные,
любящие сладкое, привязанные к своим женам или мужьям, робкие, непостоянные, болезненные, несвободные, жестокие - это слабые садхаки. С трудом достигают они успеха даже за 20 лет. Они подходят лишь для Мантра-Йоги.
Умеренные садхаки имеют право на Лайя-Йогу: думающие, милосердные, желающие добродетелей, с приятной речью, избегающие крайностей.
Горячие имеют право на Хатха-Йогу:
с постоянным умом, знающие Лайя-Йогу, независимые, полные энергии, великодушные, преисполненные симпатии, прощающие,справедливые, смелые, полные веры, поклоняющиеся своим Гуру, всегда практикующие Йогу - это Адхиматры, они достигают успеха за шесть лет.
Очень горячие, имеющие право на все виды йоги: это те, кто имеет огромный запас энергии, предприимчив, знает Шастры, настойчив, свободен
от влияния эмоций, кого не легко смутить, кто с ранней юности умерен в еде, управляющий своими чувствами, бесстрашный, чистый, искусный, милосердный, помогающий всем, знающий, способный, устойчивый, удовлетворенный, прощающий, с хорошим характером, религиозный, умеющий хранить тайну, с кроткой речью, миролюбивый, имеющий веру в Писания, полный почтения к Богу и к Гуру, кто не тратит свое время в обществе; свободный
от гнетущей болезни, знакомый с обязанностями Адхиматры, практикующий все виды Йоги - он достигнет успеха за три года.