Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Криптологический комитет

  Все выпуски  

Криптологический комитет. Призрак священника


Автор: Руслан Линник
13 октября 2007 года был осуществлён развед-выезд в деревню Калиновая Могилёвского района. Наводкой данной операции КРК послужила статья в "Комсомольской правде" от 30 апреля 2004 г. под громким (но защищённым вопросительным знаком) заголовком "Призрак священника гуляет по Могилёвщине". Приведём текст данной публикации:

“Комсомолка” попыталась найти его (призрака, - КРК) с помощью охотников за привидениями, а наткнулась на языческое капище.

В последнее время в деревне Калиновая, что в семи километрах от Могилева, только и разговоров, что о привидении. Местные жители поговаривают, что оно бродит ночью по улицам. Ничего плохого не делает, но встречаться с ним страшно. Охотники за привидениями Виктор, Алексей, Николай вооружились специальными рамками, компасом, самодельным прибором для обнаружения аномальных зон, и вместе мы отправились на поиски призрака.

В Калиновую мы приехали пятничным вечером. На закате дня улица Весенняя, где чаще всего наблюдается странное явление, выглядит абсолютно безобидно. Ровные ряды деревенских домов, работающие в огородах жители. В начале улицы деревянный колодец со студеной водой и высокое дерево, на котором свили гнездо аисты. Местные доброжелательно с нами здороваются.

- Говорят, у вас здесь какая-то странная история с призраком священника происходит, - начинаем разговор мы.

- Да, рассказывают, что видели. Но скорее всего, это мужикам по пьянке померещилось, - смущенно отвечают сельчане.

Откровенничать о привидениях никто не намерен. Мало ли, еще в сумасшедшие запишут, на смех поднимут! Услышав наши расспросы, на улицу выходит моложавая пенсионерка Ольга Владимировна.

- Я своими глазами видела этого призрака! И не один раз! - смело заявляет она. - Как-то проснулась ночью, глядь в окно, а там большой ярко-красный шар висит. Я от страха так и замерла на месте. Долго за ним наблюдала. Он висел, висел, а потом исчез куда-то. В другой раз я мужа разбудила, вместе смотрели. Это огненный шар все время в одном месте появляется, над могилой священника, которого убили.

- ???

- Ой, тут во времена революции история страшная произошла! Наши деревенские священника зарезали! Только подробностей я не знаю. Об этом наши старожилы могут рассказать.

90-летние Франя Апанасовна и Степан Владимирович Шишовы встретили нас гостеприимно и поведали историю, от которой кровь застыла в жилах.

- До революции здесь церковь Покровская стояла, рядом домик священника был, - вспомнили старики. - После революции местные ограбить его решили. Постучались темной ночью несколько мужиков и молодая баба. Сказали, что ребенок умирает, его срочно надо похристить. Священник дверь открыл, смотрит, а в пеленке не дитя, а полено завернуто. Мужики на него накинулись и зарезали. Ограбили дом, забрали всякую церковную утварь. Церковь потом большевики сожгли. А за жителями Калиновой закрепилась кличка “попорезы”...

Вдохновленные страшным рассказом, мы отправились к месту трагедии. Недалеко от фермы, посреди лужайки лежит каменная плита со стертой надписью. Буквы разобрать практически невозможно. “...Войцехов...”, только и удалось нам прочитать.

Охотники за привидениями достали свои приборы и начали обследовать место. Рамки, компас и самодельный прибор для измерения температуры окружающей среды и тока человеческого тела ничего не показали. “Чисто!” - развели руками охотники и решили проверить окрестности. После долгих поисков на высоком холме далеко за деревней, рамки стали сходиться-расходиться, стрелка компаса завертелась, а самодельный прибор показал, что здесь более низкая температура.

- Скорее всего, огненный шар возникает здесь! - констатировали охотники. - Местные говорят, что здесь Купалу празднуют, колеса жгут. Значит, раньше здесь было языческое капище. Люди поклонялись богу Перуну. А по легендам огненный шар - одно из его проявлений. Явление это абсолютно безобидное, так что ритуал изгнания проводить не будем. А священник людям скорее всего просто привиделся".

Вопросительный знак поставлен к месту, ибо, как нам удалось выяснить, весь пиар вокруг этого дела - не более чем журналистская тактика преподношения сенсаций. Но обо всём подробнее.

Общий план развед-выезда

Состав выезда (2 человека):
1. Линник Руслан Михайлович (руководитель выезда, г. Минск). Задачи:
∙ разработка плана выезда и его организация;
∙ анкетирование очевидцев наблюдений АЯ;
∙ приборные измерения в зонах аномальной активности;
∙ подготовка отчёта о проведённом развед-выезде.
2. Максим Хайнацкий (аудио и видеосъёмка процесса выезда).

Используемое оборудование:
1. приборный кейс «Белстаркер-2» в полной комплектации;
2. портативный компьютер (ноутбук);
3. видеокамера и цифровой диктофон;
4. GPS-навигатор.

Исследование могилы священника:
1. поиск и опрос Ольги Владимировны (пенсионерки, д. Калиновая), не раз наблюдавшей загадочный шар над могилой священника;
2. поиск и опрос других очевидцев наблюдения призрака (в т.ч. посредством анкетирования);
3. поиск фотографий, связанных с данным инцидентом в то время;
4. установление места захоронения священника и отметка этого места на карте посредством GPS-навигации;
5. приборные измерения над могилой;
6. панорамная фото и видеосъёмка прилегающей к деревне территории;

Легенда о священнике:
1. поиск старожил деревни Франи Афанасовны и Степана Владимировича Шишовых (90 лет в 2004 г.) с целью выяснения общей картины происшествия, связанного с убийством священника во время революции;
2. установление места расположения церкви и дома священника до 1917 года, отметка их на карте посредством GPS-навигации;

Измерения на языческом капище:
1. поиск высокого холма далеко за деревней, где празднуют Ивана Купала и жгут колёса;
2. отметка этого места на карте посредством GPS-навигации;
3. приборные измерения (компас и ИК-датчик температуры могут давать результаты измерений).

Выезд в Калиновую

В деревню добрались не без приключений, поскольку погода была дождливая, холодная, и транспорт, который мог доставить нас из Могилёва до точки назначения, был не известен. Тем не менее, после долгих поисков и расспросов могилевчан мы нашли нужный маршрут на табличке одной из центральных остановок областного центра.

Добрались до Калиновой буквально за минут 15-20 и почти сразу отыскали Ольгу Владимировну Скребунову.

В её доме нас встретили гостеприимно. В прямом смысле слова отогрели, чаем напоили и ответили на все наши вопросы. Весь диалог был также записан на видеокамеру.
 
Опрос очевидцев

В результате опроса очевидцев стало известно, что ни о каком призраке там и речи не шло. Было всего два аномальных атмосферных явлений в одном и том же месте, где было раньше две надгробные плиты, огороженные четырьмя каменными столбиками, а сейчас осталась только одна плита и один столбик.

Наблюдение первое

Время наблюдения: Осень 1989 г.
Место наблюдения: д. Калиновая Могилёвского района.

Ольга Владимировна была у своего брата в гостях. И вот, выйдя вдвоём на улицу, Владимир Владимирович Лапицкий (брат Ольги Владимировны) замечает в той стороне, где находились вышеописанные надгробные плиты, огромный шар ярко-красного цвета, говорит об этом сестре и вместе начинают наблюдать за необычным явлениям. Шар был огромным – приблизительно около тридцати метров в диаметре. Провисев неподвижно, он резко «испарился». Никаких воздействий на организм человека или на бытовую технику не было замечено.

Наблюдение второе

Время наблюдения: Осень 1998 либо 1999 г.
Место наблюдения: д. Калиновая Могилёвского района.

Во второй раз Скребунова наблюдала объект в одиночку со двора своего дома. Наблюдение было полностью идентичное первому по облику, «поведению» объекта и другим параметрам. И так же внезапно исчезло, как и в 1989 году.

* * *

Ни одно из этих двух наблюдений не указывает на связь надгробиями в этом районе. Они всего лишь использовались очевидцами как наиболее точный указатель места появления шара. А журналисты, с присущей им фантазией и хваткостью, воспользовались, чтобы в очередной раз раздуть сенсацию на пустом месте. Поражает также профессионализм работы «КП» и «Охотников за приведениями». Работа была поставлена таким образом, что очевидцы так и не поняли кто к ним приезжал. Знали только, что это были журналисты, а из какой газеты – так и не поняли. О том же, что в группе были исследователи аномальных явлений, вообще узнали только от нас.

По некоторым предположениям (не более чем предположениям), одна из этих плит принадлежит тому самому священнику, которого убили после революции. Но церковь эту, как написано в «Комсомолке», никто не сжигал. Она ещё долгое время использовалась разными советскими организациями.

Лет тридцать назад церковь эту разобрал один предприимчивый товарищ и перевёз её в другую деревню, уничтожив тем самым важный исторический памятник деревни Калиновой, носившей ранее название Требухи.

Далее по плану выезда следовал осмотр места зависания шара. Свидетели его наблюдения Ольга Владимировна и Владимир Владимирович, а так же дочь Скребуновой Вероника со своей дочкой выразили желание показать то место лично. Благо, оказалось оно совсем рядом с домом свидетельницы Скребуновой.

Владимир Владимирович показывает место, где раньше стояла церковь

Разложив ноутбук и установив GPS-приёмник прямо на могильной плите, мы установили её координаты: N54º01.255', E30º22.131'.

После принялись к измерительным процедурам:

Компас (измерение электромагнитного поля Земли) – в норме.
Инфракрасный сенсорный навигатор (датчик инфракрасных лучей) – в норме.
Кассетный диктофон (наличие посторонних звуков на магнитной плёнке) – в норме.
Плёночный фотоаппарат (проявление посторонних предметов на фотоплёнке) – плёнка пока не проявлена.
Бесконтактный инфракрасный термометр (измерение температуры воздуха и поверхности предметов) – в данных холодных погодных условиях работал со сбоями, показания температуры были не точными, постоянно «прыгали» цифры.

На данном этапе исследования места расположения могильных плит были завершены. Учитывая тот факт, что история смерти священника со слов опрошенных нами очевидцев наблюдения НЛО полностью соответствовала написанному в «Комсомольской правде», было принято решение отказаться от части выезда, связанной с опросом старожил деревни Калиновая.
 
Сохранившийся надгробный камень

На очереди был поиск и проведение измерений на так называемом «капище». Обратим особое внимание на то, что правильное название этого места, которое используется в лексике местного населения – Красная гора. Никаких сведений о находившихся там религиозных местах не было получено. В связи с этим, выводы предыдущей исследовательской группы можно считать беспочвенными.

Вероника (дочь Ольги Владимировны) согласилась проводить нас на Красную гору, благодаря чему мы были там уже через минут десять. Погодные условия в этой лесистой местности были гораздо лучше – ветра почти не было, моросил небольшой дождик.
 
Красная гора

Чтобы на закоротило материнскую плату портативного компьютера, мы расположились под зонтиком и сняли GPS-координаты Красной горы: N54º01.467', E30º21.960'.

После последовали приборные измерения. Результат аналогичен измерениям около могильных плит. Странен тот факт, что у «Охотников за привидениями» компас давал сбои, а у нас нет. Вполне вероятно, что это были несущественные отклонения, которые журналисты снова использовали в целях придания публикации большей таинственности. С научной же точки зрения, эти отклонения, не подтверждённые вторично, нельзя использовать как факт.

Не смотря на то, что дождь был не большим, приборы были немного намочены. Поэтому мы приняли присущее отзывчивым жителям сельской местности предложение зайти к ним в гости, чтобы согреется и обсушиться. Нас снова накормили, обсушили и напоили чаем, за что огромное им спасибо. После такого радушного приёма и возвращаться в Минск было приятнее – ведь воспоминания о выезде останутся исключительно положительные.
 

В избранное