Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Криптологический комитет

  Все выпуски  

Криптологический комитет. Гиблое место под Витебском


16 марта 2008 года витебским областным представительством «Криптологического комитета» был осуществлен развед-выезд в окрестности поселка Копти Витебского района. Причиной развед-выезда послужила информация о повышенном уровне ДТП на перекрестке, образованном магистральной трассой М8 и дорогой, являющейся въездом в поселок Копти.
 
В развед-выезде приняли участие:
1. Бровченко Кирилл Юрьевич – директор витебского областного представительства КРК.
2. Шипуля Павлина Александровна – учащаяся 4 курса Витебского государственного медицинского колледжа.
Задачи развед-выезда:
1. Опрос местного населения на предмет повышенного уровня дорожно-транспортных происшествий в данной местности.
2. Опрос местного населения на предмет наличия или отсутствия аномальных явлений в данной местности.
3. Фотосъемка исследуемого участка дороги и прилегающих к нему территорий.
4. Определение географических координат исследуемого перекрестка.
5. Контроль общего самочувствия и жизненно важных показателей (в частности, артериального давления) участников развед-выезда.
 
Накануне выезда (15 марта 2008 года) на сайте «Народной газеты» в Интернете я наткнулся на статью Дмитрия Синенко, датированную 22 июня 2007 г.:

«Мистика здесь ни при чем… Водитель, осторожно: «гиблые места» Витебщины.
 
По праву «гиблым» местом на автодорогах Витебской области можно назвать отрезок трассы неподалеку от Витебска возле поселка Копти. Рядом с ним находится городское кладбище. Среди местных жителей ходят слухи, что при строительстве этой дороги использовали песок, привезенный с кладбища. После нескольких страшных аварий даже приглашали священника, чтобы он освятил трассу.
 
Случившаяся нынешней зимой на этом месте авария унесла жизни семи человек. Таков кровавый итог лобового столкновения, по официальной версии произошедшего из-за превышения скоростного режима. «Мерседес» с пятью пассажирами, ехавшими из Орши, столкнулся со встречным «Фольксвагеном-Транспортером». «Мерседес» двигался с высокой скоростью. В результате аварии шесть человек погибли сразу, а водитель микроавтобуса от полученных ранений скончался в больнице. Кроме высокой скорости были и другие косвенные причины трагедии. Возможно, водители не учли погодных условий, а у «Мерседеса» к тому же была «лысая» резина на задних колесах. Это вполне могло стать причиной смертельного заноса.
 
- Я считаю, что мистика в подобных трагедиях ни при чем, - говорит начальник межрайонного отдела организации дорожного движения ГАИ при УВД Витебского облисполкома Айвар Жоров. – Дорожная безопасность зависит от личной дисциплинированности каждого водителя. Если профессионально проанализировать дорожную обстановку Витебщины, мистический след в «гиблых» местах имеет вполне материальные объяснения. Правда, произошедшие аварии не становятся от этого менее трагичными.
 
По Витебской области проходят три магистральные дороги. Это М8 (граница России – Витебск – Гомель – граница Украины), М1 (Брест – Минск – граница России) – бывшая «олимпийка» и М3 (Минск – Витебск). М1 и М8 являются основными международными транспортными коридорами, проходящими через Витебщину.
 
М1 – это дорога первой технической категории с разделительной полосой, разноуровневыми развязками и интенсивностью движения порядка четырех-пяти тысяч автомобилей в сутки. На магистральных дорогах М3 и М8 подобные развязки тоже нужны, но из-за нехватки средств у дорожных служб их строительство откладывается на неопределенный срок.
 
Опасными считаются перекрестки при выезде на эти магистральные дороги, в особенности на М8 (возле населенных пунктов Езерище, Андреевщина, на пересечении с дорогой Р21 – смоленское направление). Именно здесь чаще всего происходят аварии. Доминируют столкновения транспортных средств, несмотря на то что дорожное полотно отличного качества. Как ни странно, это и становится в какой-то степени причиной трагедий. Некоторые водители забывают об осторожности, расслабляются, превышают скорость, не обращая внимания на ее ограничение до 90 километров в час. Естественно, что в случае аварийной ситуации среагировать вовремя бывает довольно сложно.
 
Район поселка Андреевщина вблизи Орши, где проживает несколько тысяч жителей, можно считать одним из основных мест концентрации ДТП. Рядом проходит дорога М8. Все выезды на нее находятся на одном уровне, хотя должны быть на разных. Кроме того, весьма интенсивно движение пешеходов. Сейчас здесь устанавливается светофор с постоянно мигающим желтым сигналом и оборудуются остановки общественного транспорта. Будет смонтировано барьерное ограждение, пешеходные дорожки будут освещены.
 
- В качестве первых неотложных мер мы установили два «лежачих полицейских», поставили дорожные знаки, информирующие водителя о приближении к опасному участку, - рассказывает Айвар Жоров. – Одна из причин аварий – невнимательность водителей, некоторые просто не обращают внимания на знаки. В такой ситуации водителю нужна определенная встряска. И «лежачий полицейский» волей-неволей предупреждает об осторожности. До установки технических средств безопасности здесь случалось два-три ДТП с жертвами в год. С начала года – ни одного подобного ДТП.
 
А вот в конце прошлого года на этом участке произошла серьезная трагедия. При переходе проезжей части погибла школьница. А ведь в том месте стоит знак ограничения скорости до 40 километров в час. Водитель его проигнорировал и скорость не снизил, хотя знал, что едет через населенный пункт. Это и стало основной причиной трагедии. 
 
Еще одно «гиблое» место находится на республиканской дороге Р20 (Витебск – Полоцк – граница Латвии) близ деревни Никитиха. Здесь два крутых поворота. Водители, не успевшие вовремя заметить предупреждающий знак, оказывались в кювете. Происходило в среднем по два-три опрокидывания в год. Сейчас здесь положили новый асфальт, сделали краевые и осевые разметки, ограничили скорость до 40 километров в час. Также установили предупреждающие дорожные знаки на желтом фоне, на въезде в населенный пункт – шумовые полосы. В итоге ДТП прекратились. И никакой чертовщины. Кстати, на республиканские и местные дороги приходится примерно одинаковое количество происшествий.
 
Естественно, постоянные места концентрации ДТП создают проблемы. Чтобы их ликвидировать, местной Госавтоинспекцией разрабатываются специальные мероприятия по обустройству дорог. Но, к сожалению, они нередко откладываются на год, два или более длительный срок. Из-за нехватки средств дорожно-эксплуатационным организациям не все удается реализовать. В итоге безопасность движения на таких участках контролируют дополнительные экипажи ДПС. Вместо конструктивного решения проблемы (строительство развязок, переходов, установка ограждений и т.д.) приходится прибегать к таким методам. Так посты ДПС и перемещаются с одного участка дороги на другой.
 
- По моему мнению, безопасность движения зависит в первую очередь от культуры водителя, - считает Айвар Жоров. – Если он соблюдает правила, уважает других участников движения, находится в постоянном внимании, следит за дорожной обстановкой, вероятность ДТП практически исключена. Но есть и сопутствующие факторы – дорожные и метеорологические условия, и никто этого не отрицает. Вообще я внес бы в обучающую программу автошколы такой предмет, как психология вождения автомобиля. Возможно, после работы со смоделированными на компьютере экстремальными ситуациями в реальной жизни водители стали бы осторожнее».
 
Прочитав данную статью, возникло впечатление, что странные аварии на трассах, действительно, объясняются вполне рациональными, отнюдь не мистическими фактами. Но тем не менее, 16 марта 2008 года мы сели в автобус «Витебск – Копти».
 
Приехав в поселок, мы первым делом подошли к беседовавшим на аллее двум пожилым женщинам и попросили их ответить на некоторые вопросы. Женщины подтвердили факт о большом количестве ДТП на перекрестке, заметно снизившемся после ремонта автотрассы, установления «лежачих полицейских» и предупреждающих дорожных знаков. Также они подтвердили тот факт, что на злополучный перекресток привозили священника, который освящал данное место. На наш вопрос, откуда был священник, женщины ответили, что точно не помнят, но по их мнению – из Крынок (поселка Лиозненского района Витебской области, находящегося в 7 – 8 километрах от поселка Копти). Также была подтверждена информация о том, что рядом с «гиблым» местом располагается новое (!) кладбище, что обычно не свойственно подобным участкам местности. Кроме того, женщины указали, что в самом поселке Копти имеется более старое кладбище, которое однако находится приблизительно за 2 километра от злополучного участка дороги.
 
Поблагодарив за полученную информацию, мы решили отправиться в эпицентр происходивших трагедий. Сделали несколько обзорных снимков перекрестка, предупреждающих дорожных знаков, «лежачих полицейских». Также были определены географические координаты «гиблого» участка дороги: 55º 03' 16'' с.ш. и 30º 18' 55'' в.д.
 
 
Далее следует подробно рассмотреть интересные факты, зафиксированные нами во время нахождения в районе «гиблого» места.
 
Проголодавшись после длительных пеших прогулок по окрестностям, мы решили перекусить и устроились на автобусной остановке, располагающейся метрах в 100 от трагического перекрестка. На часах в тот момент было 17.15.
 
Первым делом я решил провести измерение артериального давления (АД). Немного возвращаясь назад, замечу, что за пару часов до выезда я проводил измерение своего уровня АД. Результаты были вполне нормальными, учитывая все физиологические, возрастные и другие не менее важные факторы, - 115/75 мм рт. ст. Показатели же артериального давления Павлины Шипули мне не были известны, поэтому я посчитал нужным измерить АД только себе. Первый тон, появившийся в фонендоскопе, соответствовал отметке 150 на шкале тонометра. Являясь медиками, мы тут же решили, что подобное повышение артериального давления было вызвано длительной ходьбой. Решили перекусить и еще раз измерить АД через некоторый промежуток времени.

В 17.45 (через полчаса после первого измерения) было проведено второе измерение артериального давления. На этот раз его уровень составил у меня 175/100 мм рт. ст., а у Павлины – 150/80 мм рт. ст. Кроме того, у нас появились определенные патологические симптомы, причиной которых, по всей вероятности, и явилось внезапное повышение АД: у меня отмечалось неприятное ощущение сдавления в висках, а у Павлины – внезапное ухудшение периферического зрения. Подобные симптомы сохранялись и при пересечении «гиблого» перекрестка и стали исчезать лишь по мере отдаления от таинственного места. Забегая вперед, замечу, что вернувшись в Витебск, я еще раз произвел измерение своего уровня АД. Результаты, как и утром, оказались нормальными – 120/80 мм рт. ст.
 
В течение последующих трех дней я регулярно следил за уровнем своего артериального давления. Измерение АД проводилось и после быстрой и длительной пешей прогулки, и в спокойном состоянии, и после приема пищи, и поздним вечером. Однако показатель артериального давления оставался относительно стабильным и не превышал 130/80 мм рт. ст. (т.е. не выходя за пределы физиологической нормы).
 
Анализируя подобное патологическое повышение артериального давления, я не могу однозначно утверждать, что причиной подобного состояния явилось именно нахождение в определенной географической зоне. Также на основании только лишь данных двух измерений артериального давления нельзя делать вывод о наличии какой-либо аномальной активности в данной зоне. Рассматривая данную патологическую симптоматику с медицинской точки зрения, следует отметить, что причиной повышения АД могли быть имеющие место в нашем случае провоцирующие факторы (длительная и довольно быстрая ходьба, курение, прием пищи в перерыве между двумя измерениями АД, нестабильность метеорологических условий). Кроме того, определенное значение мог иметь факт самовнушения: мы, подсознательно рассматривая данную местность как аномальную, могли неосознанно спровоцировать приступ повышения АД. Также следует отметить, что в период полового созревания из-за гормональной перестройки во всем организме у меня были зафиксированы (хотя так и оставшиеся без подтверждения по причине отсутствия видимой патологии при проведении ЭКГ и УЗИ сердца) признаки функциональной кардиомиопатии и тенденция к повышению артериального давления. Однако по завершении гормональной перестройки подобные патологические изменения перестали иметь место. Считаю, что нельзя отмахиваться от подобного важного факта, который, возможно, и проливает свет на причины повышения моего уровня артериального давления. Однако остается открытым вопрос в случае Павлины Шипули, т.к. никакой диагностированной патологии со стороны сердечно-сосудистой системы она не имеет. Кроме того, она с самых ранних лет серьезно занимается определенными видами спорта, поэтому рассматривать повышение ее АД как результат нетренированности и плохой физической подготовки является по меньшей мере абсурдным. Хотя еще раз подчеркну, что данным случаем я не пытаюсь доказать наличие аномальной активности данной территории, а прежде всего ссылаюсь на объективные медицинские, физиологические и другие показатели.  
 
Продолжая расследование, 18 марта я обратился к старшему инспектору отделения ГАИ по административной практике Алексею Геннадьевичу Кузьмину. Он подтвердил слова Айвара Жорова, интервью с которым опубликовала «Народная газета»: действительно, в 2007 году был произведен ремонт автотрассы М8, усовершенствовано дорожное покрытие, установлены предупреждающие дорожные знаки на желтом фоне, «лежачие полицейские», после чего крупных ДТП со смертельным исходом больше не отмечалось.
 
Заключение. Таким образом, собрав воедино все факты по данному делу, я не пришел к единому, однозначному ответу на вопрос о причинах часто отмечавшихся до 2007 года ДТП на перекрестке автотрассы М8 и дороги, ведущей в поселок Копти Витебского района. Возможно, принятие предохранительных мер (ремонт дороги, установление «лежачих полицейских» и предупреждающих знаков) помогло снизить количество ДТП на этом участке дороги, и предположение об аномальной активности данной зоны отпадает само собой. Но остается невыясненным вопрос по поводу факта резкого повышения артериального давления, который, не исключено, определенным образом связан с данной местностью. Исследования будут продолжены.
 
19.03.2008г.

В избранное