Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Жизнь замечательных людей" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Ночной Полёт. Беседа А.Максимова с гостем.
Ждем Ваших вопросов на форуме.
Пишите
Стенограмма программы "Ночной полет"
Эфир от 19.11.01 - 00.20
В студии: Карен ШАХНАЗАРОВ, балерина Большого театра
Ведущий: Андрей МАКСИМОВ
Карен ШАХНАЗАРОВ
Родился 8 июля 1952 г. в г.Краснодаре. Отец - Шахназаров Георгий Хасроевич (род.04.10.1924
г.). Мать - Шахназарова Анна Григорьевна (род.31.12.1928 г.). Супруга - Майорова
Дарья Игоревна (род.24.02.1972 г.). Дети - Шахназарова Анна Кареновна (1985
г.рожд.), Шахназаров Иван Каренович (род.25.01.1993 г.), Шахназаров Василий
Каренович (род.10.04.1996 г.).
В детстве Карен Шахназаров занимался живописью и хотел поступать на художественный факультет ВГИК, но как выяснилось для этого было необходимо иметь среднее художественное образование. Поэтому он решил поступить на режиссерское отделение постановочного факультета. С 1969 по 1975 г. К.Г.Шахназаров учился в мастерской Игоря Васильевича Таланкина. Затем два года работал на Киностудии "Мосфильм" ассистентом режиссера (1973-1975 гг.). С 1976 г. - режиссер, а с 1984 г. - режиссер-постановщик. В 1987 г. стал художественным руководителем VI-го Творческого объединения киностудии "Мосфильм", в 1991 г. - председателем правления киностудии "Курьер" Киноконцерна "Мосфильм", а в апреле 1998 г. - президентом (генеральным директором) Киноконцерна "Мосфильм".
Первой самостоятельной картиной, снятой К.Г.Шахназаровым, стала его дипломная работа - короткометражный фильм "Шире шаг, маэстро" (1975 г.). Затем последовали еще две короткометражные ленты - "На скользкой дороге" (1977 г.) "Позови меня в даль светлую" (1978 г.).
В 1980 г. К.Г.Шахназаров в качестве режиссера-постановщика снял свой первый полнометражный фильм "Добряки", завоевавший Диплом фестиваля молодых кинематографистов. Затем он дебютировал и в качестве сценариста (совместно с А.Бородянским) фильма режиссера И.Киасашвили "Дамы приглашают кавалеров" (1981 г.).
Около 20 лет Карен Георгиевич Шахназаров совместно с известными деятелями культуры
работает над кинопроизведениями, которые в результате получают признание миллионов
кино- и телезрителей и награды на престижнейших Международных кинофестивалях
(МКФ). Все картины, созданные Кареном Шахназаровым и его постоянным соавтором
сценария Александром Бородянским, очень разнообразные по драматургическим замыслам
и авторским решениям, выдержаны в традициях жанрового кино, с четким сюжетом
и явно выраженными взаимоотношениями героев. Среди них фильмы, регулярно демонстрировавшиеся
в неофициальных программах на Международных кинофестивалях в Сан-Себастьяне,
Гетеборге, Локарно, Акапулько, Монреале, Вюрсбурге, Стамбуле, Токио и других
и завоевавшие многочисленные награды:
"Мы из джаза" (1983 г.) - специальный приз жюри в Гренобле (Франция,
1984 г.), серебряная медаль МКФ в Лодзи (Польша, 1984 г.), Дипломы МКФ в Лондоне,
Чикаго, Белграде, признан лучшим музыкальным фильмом 1983 г. в СССР по опросу
зрителей;
"Зимний вечер в Гаграх" (1985 г.) - по опросам зрителей признан лучшим
музыкальным фильмом 1985 г.;
"Курьер" (1986 г.) - приз МКФ в Москве, приз жюри за лучший фильм
для юношества на фестивале в Тбилиси (Грузия, 1987 г.);
"Город Зеро" (1989 г.) - Главный приз МКФ в Чикаго (США, 1989 г.),
серебряный приз МКФ в Вальядали (Испания, 1989 г.), приз Европейской Ассоциации
научной фантастики за лучший фильм (Сан-Марино, 1989 г.);
"Цареубийца" (1991 г.) - официальный участник Основного конкурса
МКФ в Каннах (1991 г.), главный приз МКФ в Белграде (Югославия, 1991 г.);
"Сны" (1993 г.);
"Американская дочь" (1995 г.) - участник конкурсной программы МКФ
в Монреале (Канада, 1995 г.), специальный приз на II МКФ в Шанхае (Китай, 1995
г.) и приз Э.Уитбека за лучшую женскую роль на МКФ детского фильма в Артеке.
Новый фильм "День полнолуния" (1998 г.), удостоенный премии "Ника"
в номинации "Лучшая сценарная работа", специального приза жюри в Карловых
Варах и приза ФИПРЕССИ, является новаторским. Авторы избрали нетрадиционный
творческий принцип для того, чтобы показать зрителю глубинную взаимосвязь между
людьми и ощутить при этом соотношение отдельного человека с вечностью. Это высокопрофессиональная
работа режиссера с изысканной изобразительной культурой и с прекрасным актерским
ансамблем, состоящим, в основном, из непрофессиональных актеров, с убежденной
трактовкой, что человек с его страстями и непредсказуемыми порывами будет интересен
всегда для настоящего искусства. Премьерный показ фильма с успехом прошел в
кинотеатре "Художественный" 23 марта 1998 года. Фильм и его создатели
награждены премиями и призами в 1998 г.: специальный приз и приз ФИПРЕССИ на
XXXIII МКФ в Карловых Варах (Чехия), главный приз, приз ФИПРЕССИ и приз зрителей
на II МКФ в Паличе (Югославия), главный приз "Золотой Пегас" на IV
кинофестивале Московского кино "Московский Пегас", второй приз на
IX Открытом Российском кинофестивале в Сочи и второй приз на XI Панораме Европейского
кино в Афинах (Греция).
В 1994-1995 гг. являлся автором и ведущим телецикла "ХХ век в кадре и за кадром" на телеканале РТР.
К.Г.Шахназаров - Заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии РФ имени братьев Васильевых за кинофильм "Курьер" (1988 г.), лауреат премии им.Ленинского Комсомола за развитие жанра музыкальной комедии (1986 г.), лауреат премии им.Бориса Полевого (1982 г.), член Союза кинематографистов.
Любимое занятие в свободное время - плавание. Ежедневно проплывает 1-1,5 км в бассейне. Еще одно увлечение - вождение автомобиля.
Живет и работает в г.Москве.
А. МАКСИМОВ: Как ни странно, но самое главное событие прошедшей недели, то, о чем говорят все - это программа "За стеклом". Как Вам кажется, после выхода программы "За стеклом" и выхода программы на ОРТ "Последний герой", остальное телевидение должно переделываться? Оно должно понимать, что это какое-то новое дело? Или относиться к этому просто как к очередной вещи?
К. ШАХНАЗАРОВ: Я думаю, что относиться надо как к какой-то очередной вещи. Я к самой этой идее отношусь отрицательно. Меня воспитывали в традиции не подглядывать за чужой жизнью. А тем более, когда я вижу неестественное поведение людей, меня это несколько шокирует. Поэтому я практически не наблюдаю эту программу. Но сама идея в свое основе достаточно порочна. В принципе, привлечь зрителей к экрану можно чем угодно. Можно показывать смертную казнь, наверняка, будет сумасшедший рейтинг. Но это не есть довод для того, чтобы это делать.
А. МАКСИМОВ: Телевидение борется за зрителя, борется за рейтинг. И в какой-то момент оно должно остановиться?
К. ШАХНАЗАРОВ: Конечно.
А. МАКСИМОВ: Как Вам кажется, когда в ближайшее время покажут смертную казнь по телевизору?
К. ШАХНАЗАРОВ: Я думаю, что мы крайне близки к этому. На самом деле мы ее показываем, телевидение показывает. Например, когда показывают зверство чеченских бандитов, показывали, как отрезали головы. Это и есть показ смертной казни. При чем это совсем не обязательно было делать. И у меня ощущение, что когда это показывали, преследовали цель поднятия рейтинга, а не вызвать осуждение.
А. МАКСИМОВ: Сейчас растет новое поколение, которое воспитывают так, что подглядывать можно. Насколько, на ваш взгляд, такое воспитание реально?
К. ШАХНАЗАРОВ: Реально, конечно. Это действует, особенно на молодежь. Но не все. Мне доводилось слышать по поводу этой программы от молодых людей, которые категорически не смотрят. Я хочу вот еще сказать, к чему могут привести подобные программы и рейтинги. Часть населения, которая смотрит и меньшая часть населения, которая действует, живет нормальной жизнью. И вторая часть всегда будет в выигрыше. Те, кто смотрит телевизор, они будут ведомыми. Вторая часть может быть и меньшей.
Звонок: Я очень люблю фильм "Полнолуние". Почему он получился немножечко не этичным? И что за радиостанция была снята в этом фильме? Я еще знаю, что Вы общаетесь с кинематографистами наших бывших союзных республик. Что сейчас происходит с кинематографом в Прибалтике, в Туркмении?
К. ШАХНАЗАРОВ: Каким бы Вы не восприняли фильм "Полнолуние", я могу сказать, режиссеру достаточно сложно отвечать, почему он таким получился. Часто это происходит по каким-то неведомым вещам. По поводу кинематографа бывших республик СССР. На мой взгляд, пусть не обижаются коллеги, сегодня, кроме российского кинематографа, который тоже в очень сложной ситуации, другого кинематографа просто нет.
А. МАКСИМОВ: На прошлой неделе был визит Путина в США. А прошлый "дежурный по стране" Кир Булычев в преддверии этого сказал, что если Россия и США станут очень близки, то Путина просто убьют, потому что противников этому очень много. Визит подтвердил, что мы очень сближаемся. Вы согласны с такой резкой оценкой?
К. ШАХНАЗАРОВ: Я на самом деле не верю в сближение России с США. Такие две крупные величины как Россия и США никогда не могут быть слишком близки, поскольку они являются органичными соперниками. Зная американцев, их прагматизм, их стремление к лидерству… Да, в общем, и Россия - страна, внутри которой сидит ощущение своего лидерства, как крупной страны. В какой-то момент интересы совпадают, в какой-то происходит более близкое сближение. Но это ничего не значит. Англия и Америка близки по многим параметрам, включая религиозные, этнический язык и прочее.
А. МАКСИМОВ: Вам кажется, что мы обречены в лучшем случае на такие нормальные отношения?
К. ШАХНАЗАРОВ: Мне кажется, что это даже полезно для них и для нас. Я вообще не верю в политику. В политике есть национальные интересы той или иной страны. Кстати, американцы это очень жестки и четко понимают, и они преследуют только свои цели и свой национальный интерес.
А. МАКСИМОВ: Почему в национальных интересах России не лежат в области близкого сближения с США?
К. ШАХНАЗАРОВ: Они могут лежать. Естественно, России не обязательно быть постоянно в конфликте Америкой. Но видимо, России каждый надо каждый раз думать, что она получит в том или ином случае, так же как об этом думают американцы. Но я не верю в дружбу таких больших величин, как Россия и Америка. Также не может быть дружбы между Америкой и Индией или Китаем. В одной берлоге два больших медведя никогда не уживутся.
А. МАКСИМОВ: Какой бы не была реальной, огромной угроза терроризма, все равно она не будет способствовать очень близкому единению?
К. ШАХНАЗАРОВ: Она может способствовать в какой-то момент, когда это выгодно обеим странам. И мы видим, что в какой-то момент притягиваемся. Но даже сегодня мы видим по ситуации, которая происходят в Афганистане, уже видно, и уже начинается некая борьба за то, кто будет первым… Некая борьба за влияние. Это естественно. Но всегда лучше находить какой-то компромисс и взаимовыгодное.
E-mail: Какие отношения у Вас приняты на съемочной площадке: Вы уговариваете или успокаиваете актеров или Вас успокаивает съемочная группа?
К. ШАХНАЗАРОВ: Ни того, ни другого не происходит. Мы работаем.
А. МАКСИМОВ: А Вы - диктатор?
К. ШАХНАЗАРОВ: Да, в общем, я достаточно жесткий.
А. МАКСИМОВ: У Вас присутствует некая мистика в фильмах. И именно с этой точки зрения хочу у Вас спросить по поводу падения самолета в США. Потому что когда выяснилось, что это не теракт, но с мистической точки зрения эта история какая-то невероятная. Здесь есть какая-то мистическая составляющая или мне кажется?
К. ШАХНАЗАРОВ: Может быть, есть. Но я вообще не очень верю, что это случайность. Я больше верю, что это теракт. Естественно, у меня нет никаких доказательств. Я понимаю, что сегодня крайне невыгодно было бы признать, что это теракт, потому что это нанесло бы сильный удар по всей политике, которая выстраивается.
А. МАКСИМОВ: А вам кажется, что при Интернете, при нынешнем развитии средств массовой информации, можно утаит теракт?
К. ШАХНАЗАРОВ: Можно, именно при нынешних. Чем больше средств массовой информации, тем легче. Где легче спрятать лист? В лесу.
Звонок: Смогли бы Вы снять такой фильм, который смог бы повлиять на сложную политическую ситуацию в нашей стране?
А. МАКСИМОВ: Почему у нас сложная политическая ситуация?
Звонок: Настолько непредсказуема жизнь в нашей стране.
К. ШАХНАЗАРОВ: Смог бы.
А. МАКСИМОВ: А почему Вы этого не делаете?
К. ШАХНАЗАРОВ: Тут надо подумать, стоит ли это делать.
А. МАКСИМОВ: А фильм может повлиять на политическую ситуацию?
К. ШАХНАЗАРОВ: Может, конечно. Не факт, что любой фильм. Но бывали такие картины, которые принципиально влияли. Кстати, не обязательно, что эта картина будет выдающейся. Бывали картины, которые попадают… Думаю, фильм Славы Говорухина "Так жить нельзя" в свое время повлиял на политическую ситуацию в стране. Я хорошо помню, как на "Мосфильм" приезжали и смотрели его депутаты.
А. МАКСИМОВ: А если бы Вы вдруг решили влиять на политическую ситуацию в стране, Вы бы влияли куда, чтобы было что?
К. ШАХНАЗАРОВ: В таких случаях очень трудно предугадать. Когда я говорю, что могут быть произведения, которые влияют, но это не значит, что автор может предсказать, в какую сторону произведение будет влиять. Это может быть совсем не то, что он ожидает. Это непредсказуемый процесс.
А. МАКСИМОВ: Когда человек становится президентом, он в какой-то мере актер, и люди вокруг него режиссируют ему облик. Как Вам кажется, облик Путина срежиссирован правильно?
К. ШАХНАЗАРОВ: Мне кажется, что он интересный, он хорошо держится.
А. МАКСИМОВ: Вы бы посоветовали ему что-то изменить, как режиссер артисту?
К. ШАХНАЗАРОВ: Да нет, мне кажется, что сейчас он правильно держится. Он немногословен, что, в общем, хорошо, он достаточно закрыт, он не демонстрирует чрезмерной эмоциональности. В то же время он доброжелателен, он очень осторожен. Во всяком случае, он мне импонируют эти качества, как качества политика. Я не хочу переоценивать. И, на мой взгляд, он выглядел выгоднее, чем президент Буш в этой поездке.
А. МАКСИМОВ: А что у Буша неправильно?
К. ШАХНАЗАРОВ: Мне показалось, что тот демонстрировал большую заинтересованность. Мне кажется, что для политика это ошибка. Было видно, что ему этот визит очень нужен. Мне кажется, это неправильно.
Пейджер: Меня зовут Карен, также как и Вас. Я лицо кавказской национальности, и очень страдаю от этого в Москве. Вы, конечно, человек известный, но все-таки испытывали ли Вы когда-нибудь то, что испытывают на себе обыкновенные "кавказцы", живущие в Москве?
К. ШАХНАЗАРОВ: Я прожил в Москве всю мою жизнь, и я никогда не испытывал никакого даже намека на какую-то национальную рознь. И не испытывал даже когда был менее известен. Конечно, это очень серьезная проблема, но это проблема, прежде всего последнего десятилетия. И корни лежат в развале Советского союза, и многие в связи с этим возникли проблемы.
А. МАКСИМОВ: Сегодня прошло очень интересное сообщение о том, что бывший генеральный прокурор России Скуратов стал сенатором. Вы к этому событию относитесь как: иронично, серьезно?
К. ШАХНАЗАРОВ: Никак. Я не знаю, нормально это или нет, я отношусь к этому никак.
Звонок: Кто был вашим кумиром из советских классиков-режиссеров? И кто для вас заметная фигура из режиссеров мирового кинематографа?
К. ШАХНАЗАРОВ: Думаю, что в советском кино было и есть очень много замечательных выдающихся мастеров, которые на меня оказали очень огромное влияние. Начиная с такой хрестоматийной фигуры как Сергей Михайлович Эйзенштейн, братья Васильевы и заканчивая такими именами, как Шукшин, Бондарчук, Тарковский. Современные режиссеры: Данелия.
А. МАКСИМОВ: Вы говорите: Бондарчук и Тарковский. Они оба великие, но все-таки совершенно разные режиссеры. У Вас таких зрительских пристрастий нет?
К. ШАХНАЗАРОВ: Может быть потому, что я сам делаю достаточно разное кино. Я делаю такую картину как "Мы из джаза" - чистая музыкальная комедия, - и картина "Цареубийца". Я достаточно терпимо отношусь ко всем направлениям. Для меня равнозначно великие режиссеры Гайдай и Тарковский. Понятие авторское кино для меня - это не то, чтобы похитрее и понепонятнее. А авторское кино для меня это там, где есть автор - человек, у которого есть стиль. И не важно, в каком жанре он работает.
А. МАКСИМОВ: На этой неделе произошло очень большое событие: встретились Закаев и Казанцев. Значит ли эта встреча, которая произошла в аэропорту "Шереметьево", что чеченский вопрос может быть решен? Или опять все начнется, как уже было?
К. ШАХНАЗАРОВ: Перед тем, как ехать к Вам, я видел новости, видел выступление Закаева и генерала Казанцева. И по интонации я пришел к выводу, что из этого не выйдет никакого проку, потому что Закаев, как мне кажется, достаточно резок, эмоционален. Если хочешь вести переговоры, то так не разговаривают.
А. МАКСИМОВ: Вы видите выход из чеченской ситуации?
К. ШАХНАЗАРОВ: Да. Эта война рано или поздно закончится.
А. МАКСИМОВ: Чем?
К. ШАХНАЗАРОВ: Тем же, чем она заканчивалась и сто лет назад, Чечня будет в составе России. Это очень долгий, болезненный процесс, но, в конечном счете, к этому придет. Чтобы это не произошло таким образом, чтобы чеченский народ в конечном счете не почувствовал себя униженным. Это очень важный момент.
А. МАКСИМОВ: Сколько времени должно пройти?
К. ШАХНАЗАРОВ: Это может длиться еще пять, десять лет. Это долгий процесс.
E-mail: Кому из режиссеров Вы отказали в съемках на "Мосфильме" и почему?
К. ШАХНАЗАРОВ: А Вы знаете, сегодня мы практически никому не отказываем. Поскольку сегодня совсем другая ситуация, чем это было 15 лет назад. Если мы сами не продюсируем картину, режиссер не может прийти с господдержкой или с деньгами спонсора, и снимать картину. Практически, этой проблемы сегодня нет.
А. МАКСИМОВ: Есть же марка "Мосфильма", и эта марка знаменита во всем мире. И Вас не волнует, что снимается?
К. ШАХНАЗАРОВ: Мы не ставим на все картины, которые у нас производятся. У нас сейчас в производстве около 90 проектов. Некоторые сами не хотят ставить нашу марку, а некоторые хотят, но мы смотрим, что это за картина. У нас очень много делается картин, которые зритель смотрит, но не знает, что она снималась у нас.
А. МАКСИМОВ: На прошлой неделе произошел съезд Союза кинематографистов, Вы были его делегатом. Меня больше всего потряс конфликт между Ибрагимбековым и Михалковым. Мне казалось, что это близкие товарищи, близкие друзья. Есть ли в мире какие-то такие невероятные социальные проблемы, которые могут разрушить дружбу двух людей?
К. ШАХНАЗАРОВ: Да, конечно. Не могу оценивать, но надеюсь, что Рустам и Никита остались друзьями как люди. Я не вижу в этом ничего. Одно дело, когда ты какие-то свои принципы отстаиваешь…
А. МАКСИМОВ: Если бы Бородянский публично бы сказал, что Шахназаров ужасно руководит "Мосфильмом". "Вот он мой близкий друг, я писал сценарии, чуть ли ни ко всем его фильмам, но он ужасно руководит". Вы бы как к этому отнеслись?
К. ШАХНАЗАРОВ: Нормально. Если бы он сказал, что я плохой режиссер, вот на это бы я обиделся.
Звонок: Как Вы смотрите на то, что у современных сценаристов очень ограниченный выбор идей?
К. ШАХНАЗАРОВ: Да, я согласен, что идей мало. Но я в защиту сценаристов должен сказать, что их так же мало. Это такая сегодняшняя ситуация. И в культуре, и в политике, и, как мне кажется, и в науке.
А. МАКСИМОВ: Сегодня вышел спектакль, который называется "Шалопай, или Ким IV". Это пьеса Григория Горина. Спектакль вышел в театре Антона Чехова в постановке Леонида Трушкина. И думаю, если бы Григорий видел этот спектакль, он остался бы доволен. И мне кажется, это такая серьезная победа и Трушкина и жизни театра. А у Вас за последнее время были какие-то серьезные эстетические впечатления?
К. ШАХНАЗАРОВ: Мне очень понравился спектакль молодого режиссера, не помню его фамилию. В театре Вахтангова он ставил спектакль "За двумя зайцами". Очень интересный спектакль. Вообще, в театре довольно много интересного. Не видел, но хочу Балакирева посмотреть.
Звонок: Существует ли заказ от государства на производство легких фильмов?
К. ШАХНАЗАРОВ: Вообще существует заказ. Да, я думаю, что проблема российского
кино в том, что таких картин, что называется "легких", у нас маловато.
Полная видеотека
эфиров "НОЧНОГО ПОЛЕТА"
Эфир от 19.11.01
- 00.20
Ждем
Ваших вопросов на форуме.
Пишите
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||