Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Открытое сознание" - все культах, сектах, радикалах и т.п. [ SUBSCRIBE 10 ]



Логотип

2006-03-18


СПЕЦВЫПУСК

"Мегре, Анастасия и кедровые шишки… "

(НРД "Анастасия")

Темой спецвыпуска выбрали НРД "Анастасия"

по просьбе одной из наших читательниц.

Новости проекта

Что произошло и изменилось:

  1. Работы после взлома сайта: Как мы уже писали, в начале октября 2005 года наш сайт подвергся хакерской атаке, и мы в итоге временно потеряли контроль над старым доменом и в течение этого квартала занимались восстановлением "потерь". Исправили ошибки в адресах 79 банеров-анонсов к нашим статьям. Потерянные изображения в терминах энциклопедии будут восстановлены после перехода на новый движок сайта, который более защищен от взлома.
  2. Опрос: " Маньяками становятся из-за… " (Всего проголосовало 46 человек)

психопатологии! 54 %54 %54 % 54.35% (25)
плохого влияния общества! 13 %13 %13 % 13.04% (6)
плохого влияния семьи! 15 %15 %15 % 15.22% (7)
нехватки денег! 0 %0 %0 % 0.00% (0)
мести! 2 %2 %2 % 2.17% (1)
цен на бензин!!! 15 %15 %15 % 15.22% (7)

Всего ответов: 46

Проанализировав ситуацию, можно придти к следующему выводу: большая часть наших посетителей считает, что маньяками становятся из-за психопатологии (54,32 %). Отсутствие ответов "из-за нехватки денег" говорит о том, что наши посетители ясно различают криминальное поведение и психопатологию. Всего 1 из участников опроса считает, что маньяками можно стать из-за мести! Однако напрашивается вопрос - из-за мести к кому?! 13,04 % посетителей считают, что маньяками могут стать из-за плохого влияния общества, а 15,22 % считают, что из-за плохого влияния семьи.

В следующих рассылках посвященных маньякам и серийным убийцам мы рассмотрим вопросы - как и почему становятся убийцами!? А пока нам жителям мегаполисов не стоит забывать, что норма на город-миллионник в среднем от 20 маньяков и серийных убийц!!!

  1. Статистика: На данный момент ~ 93 человек Посетительв сутки (+20 человек в день). Данный рост позволяет нам надеяться, что скоро проект выйдет на потерянные ранее "рубежи" ~120 человек в сутки.
  2. Форум: Запустили новый форум, готовим перенести на него дизайн предыдущего и часть интересных бесед с предыдущего форума. Новый форум можно посмотреть и зарегистрироваться по адресу www.sektam.net/forum/
  3. Эксперты и авторы: Выкладку биографий экспертов задерживаем до перехода на новый программный модуль. Пока оказывать консультации (бесплатно) на новом форуме любезно согласился Вершинин Михаил Эксперты- консультант по выводу из деструктивных сект и друг нашего проекта. Возможен запуск на нашей базе зеркала проекта г-на Волкова (ведущего эксперта по деструктивным сектам в РФ).
  4. Новости: пока выложены новости до конца ноября 2005 года по теме религия. В ближайшее время нагоним до нынешнего времени и выложим новости по терроризму.
  5. Графика: дизайн проекта будет слегка изменен под новую информационную сетку. Надеемся его протестировать в марте. В этом же месяце стартует новый форум с новым улучшенным дизайном.
  6. Изменения: Обратите на почту, которая уже 4 месяца как на сервере gmail.com.
  7. Рассылка: У нас +396 (~+6 за месяц) подписчиков!Частый гост Надеемся, что они начнут активней помогать развиваться нашему проекту.


Наши претензии (не меняются):

  1. Опять про "комментарии"… Вы уже знаете! Оставляйте их иногда. ;(
  2. Регистрируйтесь и пишите на новом форуме.

Претензии к нам:

  1. Претензии готовы выслушать, однако рисование новых баннеров и картинок стоит немалых денег, которые надо зарабатывать, поэтому уровень наполняемости снизился. У нас есть ВЕБ-Кошелек, так что если вдруг… то пишите…
  2. Поздравляем всех участниц нашего проекта с 8 марта! Темой спецвыпуска выбрали НРД "Анастасия" по просьбе одной из наших читательниц.

С уважением,

РЕДАКЦИЯРедакия

P.S. Можете оставлять свои пожелания и комментарии - они для нас очень важны!

P.S.2. Желание продолжать работать и проводить научные исследования не иссякли. ;)


 Итак перейдем непосредственно к кедровым шишкам, тайге и товарищам…

"…Мегре нервно взглянул на часы, была полночь. Тонны воды капля за каплей барабанили по стеклу ночного парижского кафе. В глубине бара за слоями табачного дыма сидела его подозреваемая - Анастасия. Она сидела за столиком из кедрового дерева и пила коктейль "Звенящий кедр". Мегре понял, что медлить нельзя, преступница может опять скрыться. Он приготовил наручники и пистолет. Медленно двигаясь под всплески молнии…" Редактор проекта "Открытое сознание" Редакия зевнул, отхлебнул кофе и понял, что писать книги не его дело. Он решил продолжить сое любимое занятие - писать о других реальных людях и событиях. И так дорогой читатель перейдем к поэзии, как к "легкой дымке" над идеологией деструктивного культа "Анастасия"!

Стихи "Бардов Анастасии" Про-культист(Песни "Бардов" об… ):

Александр Звенигородский (музыка и куплеты 1-2 Юрия Антонова)

"Анастасия"
Жизни мир распахнув мне настежь,
Ты явилась весны красивей.
Птицы с нежностью шепчут: Настя!
Травы вторят: Анастасия!
Счастлив я, покоренный властью
Этих глаз васильково-синих.
Губы с нежностью шепчут: Настя!
Сердце вторит: Анастасия!

Я хочу, чтоб эта песня,
Эта песня не кончалась
И, ее услышав, ты спросила:
- Не мое ли имя прозвучало?

Не могла мудрецам присниться,
Но Творец беспределен, вечен!
Белый Луч из Его Десницы
Тихо льется тебе на плечи.
У мечты вырастают крылья
И взмывают к небесной сини.
Нам глаза и сердца промыли.
Ave Santa Anastasia!

Мы хотим, чтоб все святые
Всех религий и народов
Рассказали людям, объяснили,
Что Господь Един под небосводом!

Не надейся на власть и деньги,
На компьютеры и машины!
Ты Небесным Огнем оденься,
Чтобы встретить и Мать, и Сына.
Старец, Бард, офицер и дачник -
Мы в ответе за Путь России.
Пусть посветит вам Лучик Насти,
Сохранит нас Анастасия!

Мы хотим, чтоб песни Света
Над землею не кончались,
Чтоб в Любви жила бы вся планета,
Чтоб Любовью звезды зажигались!

Очищайте сердца от скверны,
Эгоизма, корысти, злобы,
И да будет ваш разум светлым
И посев ваш да будет добрым!
Кончен Кали - приходит Сатья.
Первой встретит восход Россия.
Пусть рассеется мрак ненастья,
А настанет Анастасия,
мечта Твоя!

ОРГАНИЗАЦИЯ

Руководитель: Пузаков Владимир Николаевич, предприниматель, бывший новосибирский фотограф. Родился 23 июля 1942 года в деревне Куздничи на Украине. Женившись, Пузаков взял при регистрации фамилию жены - Мегре. Впоследствии разведен. В начале 90-х годов Мегре подрабатывал на организации речных круизов, фотосъемках туристов и продаже сувениров в низовьях реки Обь. Со временем он прекратил заниматься данным бизнесом (из-за крупных долгов и преследования кредиторами) и через несколько лет Мегре (покинув Новосибирск) написал серию книг "Звенящие кедры России".

Данные издания стали фундаментом идеологии данного нового религиозного движения:

  1. "Анастасия";
  2. "Звенящие кедры России";
  3. "Пространство любви";
  4. "Сотворение";
  5. "Кто же мы?";
  6. "Энергия жизни";
  7. "Родовая книга";
  8. "Новая Цивилизация";
  9. Документальный фильм "По следу Мегре".

Тиражи книг от 100 000 до 1000 000 экземпляров (в зависимости от книги). Книги якобы переведены на 9 языков и издаются в Латвии, Литве, Эстонии, Германии, Чехословакии, Польше, Македонии, Голландии, Франции. В некоторых видеоматериалах ведущая зачитывает Мегре благодарственное письмо, в котором его называют "гением русской литературы".

Дата основания культа: 1994 г.

Другие названия культа: Исследовательский центр "ИЦ Анастасии", читательский центр "ИЦ Анастасии", Фонд культуры и поддержки творчества "Анастасия", Всероссийское Движение землепользователей "Сотворение", Фонд "Анастасия", политическое движение "Кедр", Школа радости (г. Геленджик - детское воспитание детей культистов), Общественное движение "Родовая Земля", Общероссийское движение "Звенящие кедры России", Общественный Фонд "Исток".

Со-руководители:

  • Руководитель "Московского исследовательского центра Анастасии" - Александр Васильевич Солнцев;
  • Руководитель филиала центра "Анастасия" в г. Новосибирске - дочь Мегре Владимира - Мегре Полина;
  • г. Владимир - Любовь Бикмаева;
  • г. Братск - Ганжа Владимир Витальевич;
  • г. Геленджик - Ларионова Валентина Терентьевна;
  • в Тверской области - Карасев Валерий Анатольевич;
  • и т. п.

Месторасположение центров:

г. Владимир, Иркутская обл. (г. Иркутск, г. Братск), Краснодарский край (г. Краснодар, г. Геленджик, лагерь под Геленджиком, г. Тимашевск, г. Кропоткин), Московской обл. (г. Москва, г. Коломна), г. Новосибирск, Ростовская обл., г. Таганрог, Липецкая область, г. Липецк, г. Калуга, г. Ярославль, г. Ростов, г. Калининград, г. Ангарск, Карелия, Кузбасс, г. Саранск, г. Уфа, Прикамье, г. Красноярск, г. Нижний Новгород, г. Курск, г. Новосибирск, г. Рязань, г. Омск, г. Томск, Вятка, г. Казань, г. Переславль-Залесский, г. Энгельс, г. Саратов, г. Сочи, г. Мурманск, г. Воронеж, г. Самара, г. Сызрань, г. Тольятти, г. Волгоград, г. Иркутск, г. Димитровград, в Ульяновской области, г. Санкт-Петербург, и т. д.

Более подробно об адресах в статье Программа национального…

Количество приверженцев: существует несколько версий количества приверженцев "Анастасии" - от 10 000 до 1 000 000 человек. Такой разброс вызван тем, что многие исследователи данного культа причисляют активных читателей и поклонников Мегре (как писателя) к участникам культа. Скорее всего, речь идет от 50 000 до 100 000 приверженцев "Анастасии". Однако количество проголосовавших за "карликовую" партию "Кедр" (политическое крыло НРД "Анастасия") на выборах в Госдуму РФ (до принятия поправок в ФЗ об изменении требований к политическим движениям и партиям) намного больше 100 000 человек.

Характеристика: Новое религиозное движение "Анастасия" принадлежит к числу так называемых "экологических" религиозных групп. Идейной основой мировоззрения таких групп является пантеизм, связанный с обожествлением сил природы. Начало движению дала публикация серии книг Владимира Пузанова, пишущего под псевдонимом Мегре, о лесной жительнице по имени Анастасия. Эти произведения быстро распространяются и находят себе многочисленных поклонников, объединяющихся в группы и общества.

Мегре часто использует прикрытие экологической деятельности для получения разрешения под строительство "родовых поместий" (поселков приверженцев культа с закрытой системой), а так же многократно принимает попытки участвовать в различных экологических конференциях и программах.

Согласно книгам Мегре, Анастасия, в чьем реальном существовании не сомневаются сторонники движения - представительница рода "сверхлюдей", обладающая уникальными способностями. Она может непосредственно общаться с "высшим разумом", предвидит будущее и может его изменять, способна исцелять мыслью, владеет гипнозом, телепатией, телекинезом, знает все существующие языки. Ей доступно все знание человечества, она "является неотъемлемой частью Природы". Экологическая направленность здесь очевидна - героиня является как бы олицетворением природы. Все поведение Анастасии подчеркивает тесную связь с природой - она живет на поляне в лесу, кормят ее белки, она постоянно трогает и "быстро поглаживает" листья и ветки растений.

Входе становления своего движения, для того, что бы укрепить свою власть над вербуемыми и в связи с тем, что стали появляться "конкуренты" (которые создали свое ответвление данного культа) Мегре был вынужден "породнить" себя с Анастасией. Для этого он якобы с ней переспал, она забеременела и родила ему сына Владимира. Благодаря этому "родству" Мегре стал обладателем некоторых "чудодейственных" сил. Ребенок подрос и ездит с "отцом" по его экологическим выступлениям перед паствой. Исследователям данного культа не удалось установить личность ребенка в связи с его недоступностью и информационной замкнутостью (24 часа под наблюдением). К тому же согласно идеологии - воспитывают ребенка "медведица" и "волчица". Некоторые исследователи предполагают, что это сирота из какого-нибудь детдома, чьи "способности" эксплуатирует окружение Мегре. Использование детей крайне характерно для подобных деструктивных культов, так например Грабовой использует якобы "воскресших" детей, Бронников делают супер-человека "Рентгена" из ребенка (эксплуатирует его с середины 80-х годов).

Миссия Анастасии - объяснить людям "пагубность технократического пути развития" и указать путь к первоистокам. В дальнейшем читатели узнают, что предназначение Анастасии состоит в том, чтобы родить Мессию (от самого Владимира Мегре), что она и делает. Этот ребенок уподобляется Христу, на его рождение указывает звезда, подобная Вифлеемской.

Обожествляется в группе и сама Анастасия. Она неоднократно сравнивается с богиней: "Анастасия является совершенным человеком, подобным Богу"; "В прессе ее называют "Хозяйкой Тайги", "Сибирской ведуньей", "Предсказательницей", "Божественным проявлением"; "Ты, наверно, первая, кого называют богиней, но не поклоняются, а говорят как с близким другом".

Доктринальная концепция движения "Анастасия" очень сумбурна и не выдерживает сколько-нибудь серьезной религиоведческой критики. Это учение, по мнению религиоведов, представляет из себя "хаотический навал высказываний о божественном". К тому же Мегре использует часто терминологию и идеологию "исследователей НЛО". Данный феномен, скорее всего, скопирован с более удачного проекта его конкурента Виссариона, который создал свой культ именно на базе организаций "исследователей НЛО".

Одной из особенностей текстов серии "Анастасия", общей со многими нью-эйджеровскими произведениями, является частое использование имен мифологических и исторических персонажей. Они перечисляются в один ряд и тем или иным образом связаны с Анастасией. Тем самым Анастасия, культовый персонаж, включается, по замыслу автора, в ряды богов, пророков и деятелей культуры. "И что же, знания лам Востока, Мудрость Будды и Христа, Йоги она знает? - Знает". Анастасия, окруженная "божественным" ореолом, помещается в центр религиозной картины мира.

Более того, согласно идеологии "Анастасии" Иисус Христос, Моисей, Мухаммед, Рама, Будда - старшие братья Анастасии и т. п.

Владимир Мегре отрицает свою принадлежность к какой-либо духовной конфессии, но при этом предпочитает не идти на конфликт с традиционными религиями в России. Использует Библию путем постоянно цитирования и видит в ней лишь источник мудрости для человека. Через уста Анастасии проповедует о том, что традиционные религии слишком отдалились от людей и их проблем, эксплуатируя [Мегре] при этом поведенческие мифы и шаблоны в сознании вербуемых.

Автор негативно относится не только к христианству, но и к любой другой религии: "Любая религия бренна. Религии приходят и уходят, уходят со своими храмами и философиями".

В мае 2001 года в Куйбышевском суде Санкт-Петербурга состоялась тяжба между Мегре и поклонницей Анастасии Ольгой, которая решила написать продолжение сказки об Анастасии. В исковом заявлении автора книг читаем: "Книги Мегре являются литературно-художественными текстами, которые можно отнести к научной фантастике" (Смена, 18 мая 2001, № 101 (22891). Иными словами, все написанное - авторский вымысел и ничего больше. Просто люди хотят верить в сказку и слова Анастасии: "Я существую для тех, для кого существую".

На одном из сайтов "Анастасии" (http://ridnazemlya.org.ua/aticles/gelen2000_2.htm) задан вопрос Мегре:

"Вопрос: Уважаемый Владимир Николаевич. Как относится церковь к Анастасии? Были ли от них к ней претензии?

Мегре: Ну, я не общался с высшим духовенством. И думаю, что церковь не вынесла какого-то определенного решения. Я не хотел бы, чтобы она отвергала Анастасию. Но я располагаю информацией, что ряд священнослужителей говорят об этом положительно. А некоторые говорят, что не надо читать вообще. Вот эти вот книги. Есть духовные конфессии, которые ее принимают. Есть которые восстают против нее. Лично мое мнение - что произойдет в конечном итоге? Те, которые восстанут - они развалятся. Просто развалятся и самоликвидируются. Те, которые поддержат и поймут, начнут действовать, помогать… это может быть громко сказано, но я почему-то убежден - они сделают большое дело. Анастасия не претендует на какую-то духовную власть или духовное лидерство, и, она вот несколько раз говорила, что надо сделать так, чтобы? Ни я ни ты не были, ну как бы, на виду, и не говорили вообще о тебе или обо мне. Нужно, чтобы люди осмысливали только идеи. Слушали только себя. Вот это самое важное."

"Вопрос: Дорогой Владимир Николаевич! Как узнать адрес священника из Украины, который упоминается в одной из ваших книг?

Мегре: Ну, в фонде где-то есть письмо. Думаю, если удастся найти его - вам скажут. Обратитесь туда. У меня с собой адреса нет"

Движение "Анастасии" Русской православной церковью (Московский патриархат), Украинской православной церковью (Московский патриархат), Украинской православной церковью (Киевский патриархат) признано ересью и сектой, а так же включено в список деструктивных культов работающих на территории СНГ (заявление конференции "Тоталитарные секты угроза 21 века").

Бизнес-структуры: вокруг движения существует несколько коммерческих предприятий, как легального так и не легального характера, которые помогают вести бизнес с высокой доходностью (1000 % прибыли) в таких отраслях как: журналы и газеты, аудио и видео материалы, настойки, биодобавки и лекарственные средства, издание литературы, индустрия по массовой продаже кедровых шишек, ростков и семян кедра, "заговоренного" кедрового масла и пирамидок, туристический бизнес, распространяются саженцы кедра.

Конкуренты:

Обратимся к фактам. В конце 1999 года Владимир Мегре подал в Куйбышевский районный суд г. Санкт-Петербурга иск о нарушении своих авторских прав против Ольги Стуковой (Кандидат биологических наук), которая издала книгу "Путь Анастасии и других Учителей человечества: работа с людьми". Основатель и 10-летний бессменный руководитель Рериховского Теософского Общества "Община Матери Мира" (еще один деструктивный культ), редактор пяти номеров его журнала "Сердце", Ольга Стукова показывает преемственность методов работы Блаватской и Рерихов (основатели других деструктивных культов и движений) - в методах Анастасии: работа мыслью, биоэнергией Света и Огня Космоса, она проводит параллели с методами других Учителей человечества, приводит уникальные свидетельства такой работы в наши дни, дает уникальные собственные разработки критерием - как распознать липовых, подставных "духовных учителей" и их книги (это уже после суда с Мегре).

Рецензия, положенная в основу иска, построена на том, что Анастасия - вымышленный образ коммерческого художественного произведения и уже, поэтому ее имя не может быть использовано другими авторами без разрешения Владимира Мегре.

Предыстория данного конфликта такова: в растущем движении "Анастасия" сформировался костяк творческой интеллигенции, которая стала себя называть "Барды Анастасии". Они слагали песни и различный фольклор об Анастасии и ежегодно собирались под эгидой Мегре в г. Геленджике, где он проводил некое подобие "Грушинского фестиваля + экологической конференции + ежегодного массового общения с паствой".

Многие письма поклонников культа, стихи, песни и выступления культистов-ученых были собраны в сборник "В Луче Анастасии звучит душа России". Первое его ростовское издание 1999 года было составлено со многими ошибками: фамилии авторов перепутаны, тексты песен и стихов подвержены цензуре и праке окружения Мегре. Группа "Бардов" во главе с Александром Звенигородским (мужем Ольги Стуковой) в сентябре 1999 г. в Геленджике на Форуме предложила Владимиру Мегре публично извиниться. Естественно Мегре не мог потерпеть конкуренции на ежегодном самом массовом мероприятии НРД "Анастасия" и отказал публично в достаточно резком тоне. Подобное поведение привело к тому, что "Барды" стали ядром оппозиции Мегре и его власти внутри движения. Мегре не мог потерпеть подобного и был вынужден нанести удар первым по Ольге Стуковой (жене неофициального лидера неофициальной оппозиции) подав судебный иск в конце 199 года.

В исковом заявлении, поданном от имени Мегре, читаем: "Книги Мегре являются литературно-художественными текстами, которые можно отнести к научной фантастике". В результате этого иска был арестован тираж книги Ольги Стуковой. На суде представителями Владимира Мегре было заявлено (подчеркнем, что иск был подписан им лично), что Анастасия - это "образ-символ, т. е. самостоятельный художественный образ, имеющий эмоционально иносказательный смысл".

Приведем некоторые цитаты из "Заявления суду от ответчицы по делу Мегре В. Н., Стуковой О. В. от 23. 01. 2001 г.

"…Но после того как В. Мегре расписался в своем полном согласии со всеми судебными материалами, в т. ч. двумя рецензиями, в которых утверждается, что его книги - художественный вымысел или даже фантастика - теперь мне необходимо разъяснить свою позицию суду заново. Кроме того, за последние дни я встретилась с людьми, сотрудничавшими с В. Мегре многие годы, знавшими всю историю написания серии его книг и ситуацию вокруг этого.

Выяснилось, что В. Мегре НЕ ЯВЛЯЕТСЯ АВТОРОМ ИДЕИ И ВСЕЙ ИСТОРИИ ОБ АНАСТАСИИ. Есть люди (Ольга Гузь из Барнаула, академик М. П. Щетинин из Геленджика - его Школа Радости, основанная на тех же идеях, изложенных В. Мегре в его 3-й книге только в 1998 г., существует 9 лет - и мн. др.) и публикации более раннего времени (начиная с 1993 г. или даже ранее, хотя первая книга В. Мегре, по крайней мере, в Петербурге, появилась в 1997 году), из которых он мог заимствовать ключевые образы, темы и фразы своих книг:

  • "Образ светловолосой девушки из Сибири, на расстоянии исцеляющей и помогающей людям" (О. А. Гузь),
  • "Целебный Луч Анастасии", открывающей у людей Творческие способности на расстоянии" (О. А. Гузь),
  • "Стихи смоют с людей и планеты всю грязь" (О. А. Гузь, книга "Целебный Луч" от 1993 г., В. Мегре кн.2),
  • "Человек должен понять свое ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ - это его цель в жизни" (О. А. Гузь, 1993 г. - В. Мегре кн.4),
  • "Наша планета - живой организм" (В. Вернадский - Рерихи О. А. Гузь. В. Мегре, кн. 1-5),
  • "Целебные свойства кедра и его масла (известно начиная с Библии… - В. Мегре, кн.1-2),
  • "НЛО как темные цивилизации (иеромонах Серафим Роуз в 80-х годах 20 века - В. Мегре, кн.4) и многое другое.

Причем В. Мегре вообще ни на кого никогда не ссылается. Достаточно, кроме вышеизложенного, только одного доказательства: в 1998 году в своей книге "Анастасия - это Я" (стр.45) Ольга Гузь предсказала главную мысль следующей (4-й) книги В. Мегре - Сотворение. Через год или более вышла книга, изданная В. Мегре "Сотворение".

Стукова О. В."

Можно с уверенностью констатировать лишь 2 факта:

                    • Мегре юридически признал Анастасию вымыслом;
                    • Мегре создал сильную оппозицию в своем движении на базе "Бардов Анастасии" (части коллектива) и т. п.

Люди, которые в связи с данными скандалами якобы отреклись от Мегре или ушли по другим причинам:

  • Екатерина Ачилова;
  • Александр Коротынский;
  • С. П. Чепесюк;
  • Александра Магдо - режиссер;
  • Мария Карпинская - журналистка, правила работы Мегре;
  • Наталья Сергеевна Бондарчук - автор фильма о Школе Радости (г. Геленджик);
  • О. А. Гузь;
  • Александр Звенигородский;
  • Ольга Стукова;
  • И т. д.

Долго не реагируя на агитационную борьбу внутри движения Мегре, упустил момент, когда он мог спокойно решить проблемы с оппозицией.

Данное поведение привело к тому, что якобы появилось письмо самой Анастасии. 24 декабря 1999 года за несколько часов (в 7 час. утра) до предъявления Ольге Стуковой иска и повестки в суд (какое совпадение), т. е. когда она об этом и знать не могла, в Интернете появляется это письмо, выставленное на сайт Мегре в Москве некоей Оксаной из Красноярска. В нем Анастасия, очень обеспокоенная тем, что Мегре от нее все более отдаляется, уже пару лет не приезжает, "пьет и водит дружбу явно не с теми людьми", своим уникальным слогом, который не подделать и "который на порядок богаче и выше примитивного стиля самого Мегре, просит людей добрых передать ему это послание и прямо говорит":

"Давно не могу пробиться к Владимиру я - стена стоит меж нами, стена гордыни его. Забывать стал уроки мои и мысли свои, мечты и опыт прежний. Не в том правда, что сказано, но сила в том, что содеяно. И не в том радость, как в вере, а в созидании нашем всеобщем. И не в создании образа моего ложного, но в делах людских. И сила наша не в доверии ко мне, а в трудах людей, о нас не знавших, но твердо идущих по Пути своему. Передадите вы послание сие ему, Владимиру, иль сердцем своим расскажете - не важно это. Но пусть разрушит он стену свою, пока не поздно, пусть взор свой, затуманенный славой человеческой, на душу обратит.

В ложной силе своей положил он мысли свои на имя мое. Нет осуждения в словах, но надежда - пред волнами восторга и славы тяжко думать словами легкими, мечтами быстрыми.

Науку рода моего положил ты, Владимир, на службу себе. Коль путь в туман ведет, и глаза закрыты, так и рано песни складывать. Где друзья твои, где соратники истинные? Да не те, что слово ловят книжное, а те кто Путь прокладывают. Где тот учитель, что школу удивительную создал? Пришел ли он на праздник твой? Или привез ты женщину силы великой из станицы Шапсугской?

И соратник московский - не на месте душа его, видит сердцем путь ложный, да свернуть сил нет. Где он сейчас? Сколько может он сердце чувствующее вином глушить? Да и сам ты понимаешь все, да страшно покаяться перед собой да перед мечтой своей… Передадут тебе мои слова, знаю я.

Образом моим буквенным силу великую собрал ты, да не впрок намерения твои. Именем моим управлять ты хочешь. И книга последняя твоя в туман лишь может увести, искусной полуправдой ростки слабые света лишая. И Лучик мой ослабевший картиной лубочной закрывает. Не губи созданное уже. Отступи на время - придет оно…"

Сайты:

РедакияНаш прогноз по движению "Анастасия": следующим всплеском активности движения и его оппозиции будет 9-я книга, как бы последняя из трилогии. Мегре будет вынужден как-то продолжить свой труд, для поддержания власти, а оппозиция попробует отнять власть у "гуру".

На данный момент Мегре проигрывает информационную войну в среде интеллигенции (творческий костяк культа), но продолжает контролировать широкие массы рядовых культистов, зарабатывая при этом себе на жизнь.

Ниже мы приведем список интересных по нашему мнению статей и новостей, пометим некоторые, которые могут Вас заинтересовать.

Аналитика:

Статьи:

Лучшая статья спецвыпуска: Психолингвистический анализ картины мира в религиозном движении "Анастасия"

2003, Саракаева Э. А.

Движение "Анастасия" принадлежит к числу так называемых "экологических" религиозных групп. Идейной основой мировоззрения таких групп является пантеизм, связанный с обожествлением сил природы. Начало движению дала публикация серии книг Владимира Пузанова, пишущего под псевдонимом Мегре, о лесной жительнице по имени Анастасия. Эти произведения быстро распространяются и находят себе многочисленных поклонников, объединяющихся в группы и общества.

Согласно книгам Мегре, Анастасия, в чьем реальном существовании не сомневаются сторонники движения - представительница рода "сверхлюдей", обладающая уникальными способностями. Она может непосредственно общаться с "высшим разумом", предвидит будущее и может его изменять, способна исцелять мыслью, владеет гипнозом, телепатией, телекинезом, знает все существующие языки. Ей доступно все знание человечества, она "является неотъемлемой частью Природы" (1, 36). Экологическая направленность здесь очевидна - героиня является как бы олицетворением природы. Все поведение Анастасии подчеркивает тесную связь с природой - она живет на поляне в лесу, кормят ее белки, она постоянно трогает и "быстро поглаживает" листья и ветки растений.

Миссия Анастасии - объяснить людям "пагубность технократического пути развития" и указать путь к первоистокам (1, 48). В дальнейшем читатели узнают, что предназначение Анастасии состоит в том, чтобы родить Месс ю (от самого Владимира Мегре), что она и делает. Этот ребенок уподобляется Христу, на его рождение указывает звезда, подобная Вифлеемской. Обожествляется в группе и сама Анастасия. Она неоднократно сравнивается с богиней: "Анастасия является совершенным человеком, подобным Богу"; "В прессе ее называют "Хозяйкой Тайги", "Сибирской ведуньей", "Предсказательницей", "Божественным проявлением" (2); "Ты, наверно, первая, кого называют богиней, но не поклоняются, а говорят как с близким другом" (2, 202).

Доктринальная концепция движения "Анастасия" очень сумбурна и не выдерживает сколько-нибудь серьезной религиоведческой критики. Это учение, по мнению религиоведов, представляет из себя "хаотический навал высказываний о божественном" (4, 64).

Представление о Боге в книгах Мегре сначала антропоморфно: Бог - личность, упоминаемая с большой буквы. Потом он понижается в ранге до "вселенского разума". В третьей книге предлагается архаический сюжет: Бог творил человека и так этим был увлечен, что не успел подумать о себе самом и не создал свой собственный облик. Кроме него, существуют светлые и темные сущности, силы космоса и т. п. Также признается карма и переселение душ; из теософского пантеона заимствовано представление о Боге как об энергии, разлитой по Вселенной. Элементом, заимствованным из практик нео-языческого магизма является представление о том, что мечтой - только не абстрактной, а детализированной до мельчайших подробностей - можно сотворить все, что угодно. Хочешь иметь автомобиль - представь его в мельчайших подробностях (1, 58). Это учение квалифицируется как "визуализация" и является распространенной магической техникой, основанной на вере, что человек сам является творцом собственной реальности (3, 66).

Одной из особенностей текстов серии "Анастасия", общей со многими нью-эйджеровскими произведениями, является частое использование имен мифологических и исторических персонажей. Они перечисляются в один ряд и тем или иным образом связаны с Анастасией. Тем самым Анастасия, культовый персонаж, включается, по замыслу автора, в ряды богов, пророков и деятелей культуры. "И что же, знания лам Востока, Мудрость Будды и Христа, Йоги она знает? - Знает. (1, 359)". Анастасия, окруженная "божественным" ореолом, помещается в центр религиозной картины мира. Характерно, что автор, В. Мегре, не обладает багажом знаний о персонажах, перечисленных через запятую. Так, в вышеприведенном отрывке автор персонифицирует учение йогов, превращая его в какую-то Йогу; Майтрейю автор причисляет почему-то к "женским" божествам, хотя это - Будда грядущих времен, пол которого вообще не обозначен. Бог завещал человечеству, по словам Мегре, "сиять отныне в нави, яви, прави!". Привлеченный славянским звучанием этих слов, Мегре, кажется, не знает, что "навь" - это воплощение болезни и смерти, а также мертвец, труп (4).

Примером подобного же невежества является такой отрывок: "Шунята древней ведической литературы как раз и есть универсальная вычислительная машина (1, 19)". Шунята - это, наверное, шуньята, понятие буддийской (а не ведической) философии, обозначающее бессущностность, пустотность всех явлений. В ведической же философии оно резко критиковалось (4, 69).

Так же странно перечисление через запятую имен "просветленных", открывавших до Анастасии частицы истины человечеству. Это славянский "скотий бог" Велес, персонажи индийских эпосов Кришна и Рама, Иисус Христос, Аллах, Будда. Подобное нагромождение имен ориентировано на читателя, знакомого с ними понаслышке, из научно-популярных изданий и художественных фильмов, но не знающих достоверных исторических фактов и философских систем, связанных с упоминаемыми лицами. С помощью такого приема создается прецендентность текстов - читателю намеренно преподносятся малознакомые имена, призванные добавить весомости постулируемым тезисам. Для ответа на вопрос, какое психическое состояние моделируется книгами и стихами про Анастасию, обратимся к психолингвистическому анализу текстового материала. Основой нашего анализа послужит подсчет лексических элементов, анализ текста по эмоционально-смысловой доминанте и в целом реконструкция авторского замысла (4).

Текст, особенно художественный, всегда конструирует некую модель или образ мира. Сам текст является языковой моделью мира его автора. И всегда в художественном тексте находит отражение не только смысл, или сюжет - но и отношение к жизненным ценностям. Как пишет известный психолингвист В. П. Белянин: "В тексте есть как минимум две части: информационная и эмоциональная (эпитеты, метафоры, образы). Именно эмоциональная составляющая текста и оказывает основное влияние на читателя" (5, 9-10). В художественном тексте, по мнению ученого, эмотивность изначально задана при порождении. В рамках разработанной В. Беляниным теории эмоционально-смысловой доминанты различаются тексты "веселые", (эмоция радости), "печальные" (грусть, печаль), "светлые" (умиротворенность), "активные" (радость борьбы), "темные" (страх и злоба), "красивые" (негодование и удивление).

Каждому из этих типов текстов соответствует свой психологический тип личности, своя акцентуация. Более того, "содержание такого рода эмоций диктует структуру текста на всех уровнях его построения - сюжетном, фабульном, событийном. Оно определяет диспозиции персонажей и их функции, синтаксис фраз, и, конечно, метафоричность" (6).

Что же показывает психолингвистический анализ текстов Мегре?

Несмотря на традиционные для нью-эйджеровских групп призывы к любви и единению, лексика "светлого" плана, соответствующая паранойяльной акцентуации личности, не высоко частотна. Такие концепты, как "любовь", "свет", "истина", встречаясь в тексте, отражают неизбежную тематику религиозных текстов и представляют собой, по нашему мнению, скорее условность жанра. Уже на синтаксическом уровне "светлая" доминанта не проявляется. В отличие от "светлых" текстов, которым присущи развернутые сложносочиненные предложения с изобилием параллельных конструкций, текстам Мегре свойственен отрывочный, "телеграфный" размер, в них часто встречаются нарочито короткие предложения: "И он необычно быстро и легко побежал к Анастасии. Она со смехом убегала, петляя по поляне. Дедушка не отставал, но и догнать не мог. Вдруг дедушка охнул и присел, схватившись за ногу. Анастасия быстро повернулась, на лице ее было волнение." (2)

В книгах про Анастасию высоко частотна лексика с резко негативной дентоацией. В этом плане обращают на себя внимание не только книги Мегре, но и многочисленные лирические произведения последователей движения "Анастасия": "Я адским зудом исхожу"; "Все наше вязкое уродство, И грязь, и смрад, и вещизм, и злобство…" (7). В лирических произведениях самого Мегре также наличествует лексика этого плана: "Одурманено и рычаще Время зверя глотает плоть". В прозаических произведениях Мегре "темная" лексика еще более частотна. Часто встречаются лексические единицы, реализующие такие концепты как "тьма", "ад", "злоба", "страх": "Эй, предсказатели веков, тьму человеку предрекавшие, тем самым сотворившие и тьму и ад… Теперь о войнах не мечтайте. За интересы меркантильные свои обманом мракобесия людей в войну не вовлекайте" (2, 211).

Поклонники Анастасии чтят древние языческие сооружения - дольмены. Согласно их учению, люди, жившие у первоистоков человеческой культуры, придавали им особое значение. Но и об этих "святых" местах повествуется с применением "темной" лексики - "могила", "замуровать", "смерть": "(Предки медитировали ) будучи закрытыми каменными пробками в этом погребальном доме, замурованными заживо".

Характерной чертой "темных" текстов, создаваемых на основе эпилептоидной акцентуации (4), является неоднократное использование уменьшительно-ласкательных суффиксов. Героиня романа то и дело использует слова "дедулечка", "прамамочка" (!), ее саму поклонники зовут "Анастасиюшка". Ярко выраженным компонентом "темного" текста является слово "грязь", нередко встречающееся на страницах книг про Анастасию. Упоминание грязи и нечистот часто встречается и в лирике последователей движения. У самого Мегре сема "грязь" соседствует с семой "секс". Причем, в отличие от "красивых" текстов, где в лексической реализации этого концепта на передний план выступает эротика, в серии "Анастасия" интимные отношения предстают в виде какой-то тяжелой, безрадостной порнографии. То и дело упоминаются изнасилования, половые контакты и сексуальные фантазии. Даже протагонист серии, Владимир, от лица которого ведется повествование, встретив первый раз в лесу Анастасию, сразу же попытался изнасиловать ее (1).

В целом "темная" (эпилептоидная) эмоционально-смысловая доминанта текстов позволяет говорить об агрессивном отторжении окружающего, негативных жизненных установках, склонности искать и находить повсюду врагов. Когнитивная модель "темных" текстов основана на жесткой оппозиции добра, представленного узкой группой единомышленников, и зла, носителями которого выступают злодеи и некие почти демонические сущности - невежи, полулюди, стяжатели - иными словами, инакомыслящие, посягающие на авторитет религиозного лидера, Анастасии, и тем самым готовящие гибель всему человечеству.

Помимо первичной "темной" доминанты, в анализируемых текстах наличествует вторичная эмоционально-смысловая доминанта. В книгах часто встречаются элементы "красивого" (демонстративного) текста. Характерный компонент такого рода текстов (заметим, что к ним принадлежит жанр женских романов) - таинственность. Анастасия, загадочная обитательница тайги, живет в некоем месте, недоступном для непосвященных. Она открывает Мегре и его читателям скрытые истины, причем ее вещания покрыты ореолом тайны. Эффект таинственности достигается приемом сознательных недомолвок. Персонажи обмениваются неясными для читателя - и самого протагониста - намеками, что, по замыслу автора, должно придать повествованию загадочность и значимость. К примеру, неожиданно упоминается какой-то "Он", не связанный с предыдущим повествованием, - но кто такой таинственный Он, персонажи так и не проговариваются.

В "красивых" текстах большое внимание уделяется описанию цвета, окраски объектов. Там, как правило, присутствует вся палитра. Анастасия, например, умеет раскрашивать цветы разными красками. В согласии с особенностями "красивых" текстов, в книгах Мегре часто упоминаются животные: белки, медведи, собаки, птицы. Анастасия знает их языки, а звери прислуживают ей и снабжают продовольствием (дивно хороши эпизоды, в которых Анастасия забавляется, подбрасывая в воздух медведей и т. п.). Последователи движения "Анастасия" также отдают должное этой теме, перечисляя в своих стихах разнообразных представителей фауны, от морского ежа до марала (7).

"Красивым" текстам свойственно заострять внимание на том, как герои движутся, какие позы принимают. Движения Анастасии самые хаотичные. Подчеркивая раскрепощенность лесной жительницы, ее свободу от условностей, автор заставляет ее то и дело совершать прыжки и акробатические трюки. Обилие разных движений доходит до абсурда при описании дедушки Анастасии. Так, в эпизоде, в котором родственники отшельницы узнают, что она ожидает ребенка, будущего Мессию: "Дедушка заволновался, засуетился, подбежал к стоявшим на коленях своему отцу и внучке. Засеменил вокруг них, развел руками, потом вдруг и сам опустился на колени, обнял их.." (2)

Вторичная "красивая" доминанта текста свидетельствует о демонстративной акцентуации его создателя. Тексты этого рода, по словам Л. Толстого, нацелены на "воздействие на внешние чувства, то, что называется поразительностью… читатель заинтересован и этот интерес принимает за художественное впечатление" (8).

Когнитивная модель, заложенная в текстах такого рода, предполагает наигранность переживаний при внешней демонстративной аффектации чувств. Установка этого текста - воздействовать на воображение читателя, поразить его мелодраматическим эффектом.

Сопоставляя когнитивные модели текстов "Анастасии" - "темную" и "красивую", можно прийти к выводу о своеобразной картине мира, которую эти тексты моделируют. Такому миропониманию присуще дуальное деление мира на "своих", вовлеченных в группу, и "чужих", врагов; определенная экзальтация чувств, и даже слащавость, сопряженная с агрессивностью, направленной вовне - черты, характерные для религиозного объединения (секты) авторитарного типа.

Библиография

1 Мегре В. Звенящие кедры России. - 1988.
2. Мегре В. Пространство любви. - 1999.
3.
Прозрение, № 1 (6), 2001.
4.
Иванов Петр, священник. Культ Анастасии: таежный сериал для советской образованщины, или Гитары, деньги и кедровая каша в голове // Прозрение, № 1 (6), 2001. Иванов Петр, священник, доктор исторических наук, зав. сектором Института востоковедения РАН, помощник управляющего Московской епархией митрополита Крутицкого и Коломенского по церковно-общественным вопросам. Эта же статья под несколько другим названием опубликована в другом издании: Иванов П. Культ Анастасии: лесной соблазн постсоветской интеллигенци; о секте "анастасийщины" // Материалы международной научно-практической конференции "Тоталитарные секты - угроза XXI века". Нижний Новгород, 23-25 апреля 2001 года. - Нижний Новгород: Изд-во Братства св. Александра Невского, 2001. С. 144-174.
5. Белянин В. П. Эмотивность и доминанта художественного текста // Когнитивные и культурологические подходы к семантике. - 1999.
6. Белянин В. П. Основы психолингвистической диагностики. Модели мира в литературе. - М., 2000.
7.
http://www.anastasia.ru
8. Толстой Л. Н. Что такое искусство? - М., 1985.

http://evolkov.iatp.ru/linguistics/Sarakaeva_EA/Anastasia_world_picture.html

РедакияЮмористический рецепт дня от "Мефистофеля"Анти-культист: если после прочтения нашей рассылки у Вас закружилась голова и чувствуете что Вас:

а) зазомбировали;

б) хочет уничтожить ФСБ РФ;

в) Вы знаете секрет, но никому не скажете - даже себе!;

г) Вы понимаете, что Президент РФ не знает о том, что его окружение находится под властью "злых сил", а спасти положение можете только Вы?!;

д) Вы хотите открыть свое экопоселение в Заполярном округе;

То сильно трите талисман из кедра, потритесь сами о кедр, выпейте кедрового масла, прочитайте пару книжек величайшего писателя Мегре и вызывайте скорую... ;)



Рассылка '                                                                  redactor.openmind@gmail.com                                                                http://www.sektam.net


В избранное