Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Морская жизнь

  Все выпуски  

Морская жизнь 'Об отраслевых профсоюзах'


МОРСКАЯ ЖИЗНЬ

 

 


 

 

Об отраслевых профсоюзах.

Советские пароходства в своё время создавались моряками и портовиками, т.е. наемными работниками, которым в то время объяснили, что они сами являются собственниками средств производства. Поэтому в Советском союзе конфликта между трудом и капиталом не могло быть по определению и советское профсоюзное движение не имело классовой составляющей. И впрямь, какая классовая составляющая может быть в бесклассовом обществе?
Но сегодня кто у нас собственник средств производства в морской индустрии?
Я уже упоминал в одной из своих заметок , что в 90-х собственность из народной превратилась в государственную, т.е. собственником средств производства стало государство, а работники снова превратились в наёмных служащих.
И сегодня государственное предприятие выступает в качестве работодателя, т.е. эксплуататора, присваивающего добавочную стоимость, возникающую в результате наёмного труда своих работников. Забудьте советские времена, когда результаты труда работника социалистического предприятия возвращались работнику в том числе и через небюджетные фонды. Сегодня речь идёт о государственном капитализме, где государство в лице чиновников (и назначенных чиновниками менеджеров) эксплуатирует наёмных работников своих государственных предприятий, монополизированных по отраслевому признаку. Вообще то, многие чиновники полагают, что интересы государственных предприятий совпадают с государственными интересами. Этот тезис выступает в качестве презумпции, т.е. используемого по умолчанию.
Что же это получается? Получается, что интересы наёмного работника государственного предприятия теперь противостоят интересам государства (в лице чиновников). Конфуз, не правда ли? Работник, выдвигая требования к администрации государственного предприятия, выходит, выдвигает требования к государству. Так почему работнику, в случае конфликта интересов, не апеллировать напрямую к государственным органам? Зачем работнику посредник в виде «отраслевого» профсоюза? И чем сейчас этот «отраслевой» профсоюз занимается? Согласовывает с отраслевым министерством минимальную заработную плату на государственных предприятиях, определяя уровень рентабельности государственного бизнеса, т.е. входит «в долю» с чиновниками? (Не зря, наверное, замминистра транспорта Украины В.Касапчук свою отставку во время оранжевых правительств пересидел на тёплой должности советника руководителя отраслевого профсоюза, а после опять вернулся в кресло замминистра).
Выходит, что работнику, недовольному условиями труда проще обратиться не в профсоюз, находящийся «в доле» с чиновниками, а в прокуратуру.
Вывод: в условиях государственного капитализма роль «отраслевых» профсоюзов с успехом может играть суд и прокуратура.

Пока на это противоречие никто внимания не обращает. А жаль, ведь это один из резервов повышения конкурентоспособности морской индустрии, ведь чистота и прозрачность взаимоотношений между собственником средств производства и наёмным работником – залог предсказуемости, основа для договорённостей. И без разрешения этого противоречия между трудом и государственным капиталом о повышении конкурентоспособности морской индустрии говорить трудно.

Наблюдение напоследок: неестественной смотрится ситуация, когда в конфликте между чиновниками по поводу контроля над государственными активами на стороне чиновников выступает трудовой коллектив государственного предприятия.

 

До встречи

(C) C.Горчаков, 2007


В избранное