Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Морская жизнь

  Все выпуски  

Морская жизнь 'О национальности и гражданстве моряков'


МОРСКАЯ ЖИЗНЬ

 

 


 

 

О национальности и гражданстве моряков

Коллеги, вот что я подумал на досуге. В обозримом прошлом, Великобритания назначила себя «владычицей морей». Активное противостояние иноземных купцов при поддержке «своих» монархов навязываемому Великобританией диктату привело к появлению т.н. теории «свободы судоходства», т.е. не ограниченному рамками монарших (священных) прав пространству, где любой удачливый мореплаватель-подданный того или иного монарха мог искать для себя различных выгод.

Чрезвычайно ценная, надо сказать, была теория. Она обосновывала ограничение суверенных прав монархов в основном сушей, предоставив море в их общее владение. И уже 300 с гаком лет теория «свободы судоходства» царствует умами, несмотря на то, что монархии уже сошли с исторической сцены.

Подданство, как связь с «берегом» в теории «свободы судоходства», тем не менее, никто не отменял. И сегодня удостоверения личности морякам для работы за пределами государственных границ по-прежнему выдают государственные органы. Странно, не правда ли? Если бы моряки работали на торговых судах своей страны это, пожалуй, имело бы смысл. Но если моряк работает на судне под флагом другой страны – такой порядок вещей, по меньшей  мере, странен. На судне большее значение имеет часто не гражданство, а национальность моряка, которая определяет его культурные особенности и предпочтения, язык, мировосприятие. Гражданство моряка в теории «свободы судоходства» имеет смысл только при наличии национального флота под флагом национального государства.

Да, сейчас гражданство моряка пока «привязано» к государственной системе подготовки моряков. Считается, что государственный диплом об образовании является свидетельством качественной подготовки моряка в государственных морских ВУЗах. Опять же, этот тезис имело бы смысл обсуждать при наличии государственного флота. Но, штука уже в том, что в морских делах уже имеет силу не диплом об образовании, а рабочий диплом, который выдаётся на соответствие не государственным, а международным правилам.

К тому же центры подготовки и переподготовки, на которых моряк проходит повышение квалификации, уже не все государственные. И, по сути говоря, могут выдавать свидетельства не только по образцу какого-то одного государства. Но, вероятно, и по образцу других государств.

Скажем, что мешает какому-то центру переподготовки моряков в Одессе или, например, Измаиле выдавать свидетельства о квалификации монгольского образца? А? На мой взгляд – только неповоротливость морских властей Монголии, не желающих получить пару копеек за законное использование своих государственных символов. Ибо при отсутствии государственного флота иного «государственного» содержания, кроме как использование неких государственных символов в этих свидетельствах, выдаваемых на соответствие международным правилам на английском языке не имеется.

Сегодня для моряка чтобы найти работу в море всё меньше смысла в том, чтобы иметь паспорт какого-то определённого государства. Во всяком случае, наличие паспорта о гражданстве Украины не сильно сейчас помогает украинскому моряку, если он работает на судне под флагом «не своей» страны.

При существовании флота, фактически отделённого от государства, наличие моряков прочно «привязанных» к государству гражданством выявляет одно из основных противоречий сегодняшнего времени – отсутствию полноценного содержания под термином «гражданство моряка».

 

До встречи

(C) C.Горчаков, 2008


В избранное