Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Морская жизнь

  Все выпуски  

Морская жизнь 'На Украине - транспортная революция!'


МОРСКАЯ ЖИЗНЬ

 

 


 

 

На Украине -  транспортная революция!

Как учил когда-то классик, когда низы не могут жить по-старому, а верхи не могут управлять по-старому, возникает революционная ситуация. Именно такая революционная ситуация сложилась летом в морской индустрии Украины.

В то время, когда умы большинства обывателей были заняты сообщениями СМИ о возможном развале парламентской коалиции и дальнейших перспективах политических игроков, революционная ситуация зрела и, так сказать, набирала силу. И вот, 3-го сентября, похоже, началось!

Напомню в нескольких словах предысторию. Команда бывшего социалиста И.Винского, обосновавшись в конце ноября 2007 г. в кабинетах транспортного ведомства на проспекте Победы, резко взялась за дело. Сразу же плюнув на все пункты программы действий Правительства, касающиеся развития морской индустрии, разворотливая «команда профессионалов» принялась «окучивать» государственные морские порты – последние крупные активы, находящиеся в, так называемой, государственной собственности.

Уже в марте, общаясь с журналистами, министр упомянул о том, что в его ведомстве подготовлена концепция реорганизации портового хозяйства, которая, по его словам «довольна радикальна».

Однако, ознакомиться с проектом этой «довольно радикальной» концепции не представлялось возможным, что само по себе уже настораживало. И впрямь, чего бы это государственному ведомству, содержащемуся на средства налогоплательщиков, работающему, по идее, в соответствии с заявленными Премьер-министром планами, скрывать от членов морского сообщества какие-то «довольно радикальные» концепции? Разве что из-за того, что они - слишком радикальны, т.е. выходят не только за границы здравого смысла, но и за пределы, установленные нормами действующего законодательства.

Так или иначе, но в мае начали раздаваться первые робкие голоса с призывами к транспортному ведомству опубликовать проект, так называемой, «концепции реформирования морских портов» для того, чтобы хотя бы заранее ознакомиться с предлагаемым чиновниками вариантом морского будущего страны.

Из министерства, в ответ, вылетело сообщение о том, что проект концепции, которая, оказывается, называется «Стратегия развития морских торговых портов Украины на период до 2015 года», пройдя сложный период согласований в других ведомствах – направлен на утверждение Правительства Украины.

Вот те на! Кто-то, где-то, неизвестно зачем, почему и с какой целью разработал стратегию будущего развития морской индустрии страны, а теперь эта «Стратегия», оказывается, уже направлена на утверждение Правительства и вот-вот станет руководством к действию.

В былые годы так бы всё и закончилось. Появилось бы решение Правительства, чиновники Минтранса взяли бы «под козырёк», дали указание руководителям отраслевых госпредприятий и государственная машина, заскрипев командно-административными шестерёнками, начала бы крутиться в направлении, указанном «партией и правительством». Ну, может, побухтел бы кто-нибудь недовольно. Не более.

В этот раз произошло удивительное событие. Не говоря дурного слова, одна морская общественная организация составила административный иск и направила его на рассмотрение суда. В иске Минтранс, ни много - ни мало, обвинялся в бездеятельности на том основании, что не выполнил требования законодательства о своевременном обнародовании планов переустройства морских дел. Небывалый случай! Впервые в истории морской индустрии страны представители морского сообщества от гражданских мер протеста (ну там, демонстраций, голодовок, громких заявлений и составлений жалоб в разные инстанции) перешли к судебному порядку защиты своих нарушенных прав. Весьма знаменательное событие. Шутка ли – судебный иск общественной организации к Министерству транспорта! Это - фактическое несогласие морского сообщества с государственной «политикой», которую проводит министерство. Тут бы чиновникам и призадуматься бы: – «А ну как суд рассмотрит иск и примет по нему решение? Что тогда будет?».

Но «команда профессионалов» решила, что ничего страшного не произошло и, наконец, 4-го июня победно возвестила, что Стратегия одобрена Правительством. Однако ни через неделю, ни через две текст соответствующего распоряжения Правительства так и не был опубликован. Конфуз вышел, однако! Вроде бы что-то одобрено, а ознакомиться и «принять в руководству» нечего. Заблудилась и потерялась Стратегия где-то на столах в секретариате Кабмина. Победная тональность чиновников с проспекта Победы как-то поутихла.

Тем временем, испытывавшие законные сомнения в обоснованности панируемых изменений в портовом хозяйстве страны морские профсоюзы высказались в том смысле, что без предварительного одобрения профсоюзами никакие планы переустройства морские дел не будут воплощены в жизнь. На всякий случай, «напряглись» и депутаты местных советов.

Вот так, граждане. Кто бы стал «вякать» против Минтранса лет десять назад, когда, принимались и воплощались в жизнь планы «развития» Черноморского морского пароходства? Одного окрика по телефону, письма за подписью замминистра было достаточно, чтобы уладить любой вопрос. А тут – целое Правительство принимает решение, а число несогласных с таким решением вопроса граждан всё прибывает. Административно-командная вертикаль дала трещину. Непривычная, в общем, ситуация для морской индустрии. Видно, время всё-же изменилось и доверия минтрансовским чиновникам нет ни на грош.

Однако, спустя полтора месяца, а точнее 16-го июля… не поверите, Правительство «повторно» одобряет проект «Стратегии развития морских портов»! Сложилось впечатление, будто бы, министрам так понравился сам процесс, что они готовы «на бис» всё «одобрять» и «одобрять», и «одобрять» стратегию за стратегией… Но, опять же, официальный текст соответствующего распоряжения Правительства вновь где-то «застрял».

И лишь 15-го августа текст распоряжения Правительства с текстом Стратегии появился на страницах официальных изданий. Общественная организация из Одессы – Коллегия юристов морского права (КЮМП), тут же составила административный иск к Правительству и направила его в суд, поскольку утверждённый вариант Стратегии развития морских портов в значительной мере противоречил положениям действующего законодательства.

3-го сентября судом был принят к производству административный иск КЮМП к Правительству! В соответствующем судебном постановлении первое слушание по делу было назначено на 30-е сентября, а Правительство Украины было обязано официально опубликовать информацию о том, что распоряжение Кабинета Министров Украины по Стратегии оспаривается в суде. Тем временем, другие морские общественные организации, члены которых пока что с заинтересованностью наблюдали за развитием событий вокруг пресловутой Стратегии, также принялись за дело. Несколько заявлений о вступлении с процесс на стороне истцов направлены в суд. Дело пошло!

Когда такое было в Украине, чтобы Правительство страны отвечало в суде за свои действия направленные против общественных интересов? Вот это именно то самое и есть, когда низы не могут жить по-старому, а верхи не могут управлять по-старому!

На подходе - морская транспортная революция!

 

До встречи

(C) C.Горчаков, 2008


В избранное