Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Информационный Канал Subscribe.Ru

Перевожу Рильке, читаю Платона

"Восьмая элегия" Рильке из "Дуинских элегий" - это поэтическое Откровение смерти
и бессмертия. Поразительно глубоко! Мартин Хайдеггер наверняка вдохновлялся этим
шедевром, когда писал свой главный трактат "Бытие и Время". Ключевые истины элегии
и трактата - совпадают. Сергей Хоружий в своей синергийной антропологии тоже
во многом отталкивается от прозрений Рильке в "Восьмой элегии". А когда я обсуждал
с Олегом Генисаретским смысл творчества Театральной лаборатории метода "ТОТ"
(руководитель Антонина Ростовская),
то решили следующее занятие с актерами провести именно по тексту "Восьмой элегии".


Беда в том, что в русских переводах, увы, утрачены некоторые важнейшие нюансы
истины, открывшейся Рильке. На немецком языке не очень прозрачно, а в русском
переводе ещё труднее эти нюансы передать.

Владимир Микушевич нередко упрощает (http://imwerden.de/pdf/rilke_duineser_elegien.pdf),
а Екатерина Жукова местами переводит удачно и точно, а местами не очень (Литературная
учеба, 2001, Книга 2, стр. 182-190). А здесь надо выдержать на высоте каждую
строку, каждое предложение. Тем более, что все части этого произведения отражают
целое, понимаемы в контексте всего смысла элегии.

Решил переводить по-своему, ориентируясь на систему мышления Хайдеггера. Мучился
полдня, в сомнениях по поводу следующего места - Frei von Tod./ Ihn sehen wir
allein; das freie Tier/ hat seinen Untergang stets hinter sich/ und vor sich
Gott, und wenn es geht, so gehts/ in Ewigkeit, so wie die Brunnen gehen. Буквально
- "Свободную от смерти./ Её лишь видим мы; тогда как вольный зверь/ имеет свою
кончину всегда позади себя/ и перед собой Бога, и когда он уходит, то уходит/
в Вечность так же, как уходит родник".
Может быть, кто-нибудь поможет?.

Застрял с заметкой "Платон". Целый день перечитывал диалоги Платона, чтобы написать
выжимку хотя бы на страничку. Надо выделить ключевое, самое оригинальное и глубокое
в Платоне. Но какой аспект философии Платона ни возьмешь - уже вроде бы было
у Пифагора, Парменида, Сократа и других греческих философов. Платон сам осознавал
свою связь с учителями и предшественниками и потому участниками диалогов сделал
Парменида, Зенона, Сократа, многих учеников Сократа и других реальных лиц, как
бы подчеркивая свою преемственность
и даже непервопроходство. Я раньше немало писал о Платоне - например, в книге
"Молодежь и прогресс" (1980), и в 1960-ые годы, когда работал с Алексеем Федоровичем
Лосевым, даже подготовил тысячестраничную рукопись. Однако в свете Правой Веры
и особенно "прикладной эсхатологии" по-новому надо взглянуть на те же идеи Платона,
которые, как постоянно подчеркивал Лосев, являются "порождающими моделями", а
на компьютерологическом языке - "кодами-программами". 

Надо сосредоточиться на вопросе о том, как Платон в учении об идеях переосмыслил
Пифагорово учение о числах. Кроме того, надо ещё раз, в свете современной релятивистской
космологии, осмыслить утверждение Платона о том, что космическое время повернуло
вспять не очень давно, и обратный ход времени привел к важным биологическим и
психическим последствиям у наших предков и даже высек искру самосознания у них.

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.skurlatovdaily
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное