Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Интеллигенция как социальная патология, сходная с сексуальной девиацией

На заметку «Как режиссируется культ личности», в которой я отметил склонность интеллигенции сотворять себе кумира и в качестве наглядного примера привел последний «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым» (НТВ, 18 февраля 2007 года, 22.00), в котором приняли участие Виталий Третьяков, Александр Дугин и Сергей Марков, - пришел отклик от известной жижистки ЧиЮлии (http://chijulia.livejournal.com/profile):

«Да, история этих господ так ничему и не научила, их занятие скорее не политология, а умение вовремя лизнуть власть предержащих... На взлет он пошел /Путин/, ага, начиная с разгона НТВ, с посадки Ходорковского, перестановки в правительстве, посадив на место министра обороны еще более некомпетентного человека, да и вообще, команда сия, собранная по принципу личной преданности, ему (путену) может и выгодна, а вот стране - нет.

А роль интеллигенции... Да разве ж это интеллигенция... Это "образованщина", но никак не интеллигенция, да и во времена сталина старых повыбили, а новые, быдло, получившее образование, певшие осанну кровопийце и тирану, да соратники по партии, боявшиеся кобы до мокрых штанов, даже получая пулю в затылок, славили его.

Тиранами не рождаются, тиранов делает толпа, а эти господа, гордо именующие себя политологами, скорее и есть порождение этой толпы, просто охлос...».

На этот комментарий я ответил – «Не так всё просто. Среди славящих Путина - не всегда "образованщина", а иногда люди эрудированные, имеющие репутацию "интеллектуалов" (Дугин, Третьяков и пр.). А что касается Сталина, то славили его многие "властители дум" как в России, так и за рубежом. Сотворение себе кумира, жажда идолопоклонства, культа личности - не всегда поверхностно-корыстно, а обычно выражает экзистенциальную несостоятельность даже очень подкованных-продвинутых людей. По-моему, эту экзистенциальную патологию, где-то созвучную с самоотказом и сексуальными отклонениями в любви и с антисемитизмом, русофобией и другими экзистенциальными фобиями-фрустрациями в ненависти и страхе, - пыталась исследовать Ханна Арендт, затем отчасти неомарксисты Франкфуртской школы и наконец блестящие французские "новые правые" философы. Очень интересная исследовательская проблема!».

Нельзя путать интеллигенцию, возникающую в недомодернизированных-недосубъектизированных обществах периферии, а иногда и в испытывающих кризис модернизированных субъектных странах метрополии, - с интеллектуально-профессиональными сообществами передовых обществ. Интеллектуалы в богатых странах – обычный средний класс, мало страдающий от комплексов. Интеллигенция в бедных странах – всегда болезнь, которую Сталин или Мао или современные исламисты норовят лечить хирургически (вспомним недавние угрозы в адрес нобелевского лауреата Орхана Памука даже в продвинутой вроде бы Турции), а Рейган почти вылечил терапевтически.

Будучи социальной патологией, интеллигенция больна букетом экзистенциальных недугов – от терроризма-самоуничтожения до идолотворчества-самоуничижения. Естественно, эти недуги схожи с другими глубинными изъянами психики, в том числе с сексуальными отклонениями или с ксенофобиями (особенно антисемитизм и русофобия, поскольку евреи и русские предстают избранническими народами и самим своим существованием травмируют несчастное сознание). Поэтому не охлос-толпа возводит кумира на пьедестал, а психически-недосубъектные, которые в досубъектных обществах составляют костяк интеллигенции. И я говорил поэтому Эвальду Васильевичу Ильенкову, что культ личности Сталина – это высшее порождение русской интеллигенции. Хотя ясно, что многие русские интеллектуалы, прежде всего авторы сборника «Вехи», смогли отшатнуться от вакханалии революционизма, в которую впала основная масса русских интеллигентов (почитайте Василия Розанова или Михаила Меньшикова), и призвали к здравомыслию, к принятию буржуазных ценностей.

Нынешние же творцы культа личности Путина – не столько простые люди с улицы, которым до лампочки какой-либо фанатизм, а такие же оборотнически-вывернутые интеллигенты, как и их предшественники конца 1920 – начала 1930-х годов, когда Сталин топтал возникшие при нэпе ростки низовой субъектности, раскулачивал низовых хозяев-собственников и гонял слишком самостоятельных интеллектуалов-профессионалов.


В избранное