Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Иисус Христос "триждырожденный"

Воскресение – не рождение. Рождение – это прорыв к свету новых измерений сущего, а воскресение – это возвращение к свету бытия. Воскресение Иисуса Христа после Голгофы и Второе Пришествие – не рождение.

Иисус Христос, судя по Евангелиям, рождался трижды. Физическое («земное») рождение Младенца Иисуса в Вифлееме – первое рождение. А «второе» или «небесное» рождение произошло на еврейскую пасху в Иерусалимском храме, когда Отроку Иисусу исполнилось 12 лет. Этот возраст издревле считался у евреев рубежным – отрок приобретал возможность стать «сыном Бога». С Отроком Иисусом это произошло не фигурально, а буквально – благодаря тому, что «благодать Божия была на Нем» (Лука 2:40), он взят был от земных родителей, а когда «через три дня /родители/ нашли Его в храме» (Лука 2:46), он сказал им – «Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему» (Лука 2:49). Второе рождение– «рождение в Отце Небесном».

Об этом подробнее - в заметке «Два Рождества Христовых» от 7 января 2007 года. Третье рождение Иисуса Христа, после которого он начал нести людям Свою Благую Весть– это «рождение в Святом Духе». Оно произошло при Крещении Его в Иордане от родившегося на полгода раньше Его довольно близкого родственника Иоанна Крестителя – «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Матфей 3:13-17).

Иоанн Креститель возвещал перед этим иудеям – «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата Его /которою веют хлеб/ в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» (Матфей 3:11-12).

В Евангелии от Иоанна сказано – «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (1:29-34).

Важный момент – признание Иоанна Крестителя «Я не знал Его». В Комментарии к этому месту говорится – «Лично Иоанн Креститель, очевидно, знал Иисуса и до этого явления (смотри Евангелие от Луки 1:26-55 о посещении Марией своей родственницы Елизаветы); для подтверждения же Его посланничества нужно было особое свидетельство, которое и дано в следующих стихах» (http://www.bible-center.ru/biblecomment?comm=brs89&txt=joh+1). Такое толкование вызывает недоумение как отсылающее к ещё не случившемуся, тогда как легче объяснить «незнание» Иоанна Крестителя тем, что он после второго рождения-преображения Иисуса не видел Его много лет и соответственно «не знал» Его как «Сына Бога». И возраст Сына Бога отсчитывается не с земного, а с небесного рождения. Лишь тогда согласуются два свидетельства Евангелий о том, сколько же лет было Иисусу Христу. В Евангелии от Иоанна иудеи видят Иисуса Христа воочию и говорят – «Тебе нет еще пятидесяти лет» (8:57), а в Евангелии от Луки сказано, что «Иисус, начиная Своё служение, был лет тридцати» (3:23). Ясно, что иудеи давали Иисусу Христу «земной возраст», а евангелист свидетельствовал возраст рождения «Сына Бога» в Отце, то есть от «второго рождения» в Иерусалимском храме двенадцатилетнего Отрока Иисуса. На Кресте Голгофы распяли Иисуса Христа, когда ему по земному возрасту было около 45 лет, о чем свидетельствует, кстати, отпечаток на Туринской Плащанице.

Теперь – самый тонкий момент данной заметки. Когда были искушения Иисуса Христа в пустыне – после второго рождения в Отце как «Сын Божий» в Иерусалимском храме или после третьего рождения в Духе Святом на Иордане? В Евангелии от Матфея срезу после рассказа о Крещении сказано (Глава 4):

«1 Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, 2 и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. 3 И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. 4 Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. 5 Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, 6 и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. 7 Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. 8 Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, 9 и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. 10 Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. 11 Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему».

В Евангелии от Марка сказано ещё определеннее – «немедленно после того Дух ведет Его в пустыню. И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему» (1:12-13). В Евангелии от Луки – «Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от Диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал» (4:1-2). Однако в Евангелии от Иоанна, которое при описании Крещения и особенно следующих сразу за ним дней отличается конкретностью, свойственной очевидцу событий, говорится о том, что «на другой день» после Крещения обрел Иисус Христос «около десятого часа» первого из Своих апостолов - Андрея Первозванного (1:35-40). Далее тут же – «На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною» (1:43). Значит, на третий день после Крещения весь в делах был Иисус Христос, искал учеников-орговиков – самое решающее для любого пророка, ибо «жатвы много, а делателей мало» (Лука 10:2), «и сказал /Иисус Христос»: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве» (Лука 4:24). А «на третий день» (Иоанн 2:1), то есть на четвертый день после Крещения Духом Святым, - «был брак в Канне Галилейской, и Матерь Иисуса была там» (Там же). «После сего пришел Он в Капернаум, Сам и Матерь Его, и братья Его, и ученики Его; и там пробыли немного дней» (Иоанн 2:12). Как видим, ни о каких 40 днях в пустыне и искушении Диаволом нет речи, всё конкретно и понятно – Иисус Христос сразу после рождения в Духе Святом энергично приступает к проповеди и не мучается самоистязанием и сомнением.

«Сорок дней», как и «три дня» удаления Отрока Иисуса от родителей после второго (небесного) рождения в Иерусалимском храме – метафоры длительности, сопоставимые с сорока днями пребывания Моисея на Горе Синай и с тремя стадиями возмужания человека, сопоставимыми с тремя земными искушениями «в пустыне». Как Моисей удалился от своего народа, чтобы на горе пообщаться с Господом Богом, так и Иисус удалился от родителей и от земной Родины ради общения с Отцом Небесным в каких-то горных краях. Как известно, в 1887 году Николай Нотович открыл в буддийском монастыре Химис (Ладакх, или «Малый Тибет») древнюю рукопись о пребывании «Иссы» (Иисуса Христа) в Гималаях, в Индии и Тибете (http://www.agni-yoga.net/BASE/hrist/index3.html http://www.veter-s.ru/index/id/1890 http://nervana.nm.ru/india/jesus/2.htm http://prophet-rus.narod.ru/ и т.д.). Эти свидетельства положены в основу учения современного всемирного движения Ахмадийя, с которым многие знакомы по производимому им чаю «Ахмад». Версия серьёзная, надо её учитывать. С точки зрения этой версии рассмотрим свидетельства евангелистов об искушениях Иисуса в пустыне.

Прежде всего, примем как факт, что Евангелие от Иоанна хронологически достовернее говорит о конкретных деяниях Иисуса Христа после Крещения, чем явно вставной текст о «сорока днях» искушений Иисуса в пустыне – в трех синоптических евангелиях. Дух Святой снизошел на Иисуса Христа в Крещении и преобразовал Его в Спасителя, но ещё ранее, как четко сказано в Евангелии от Луки, Дух Святой взял Отрока Иисуса под Своё водительство в «небесном» Его рождении в Иерусалимском храме – «благодать Божия была на Нем». И повел Его в пустыню. Два рождения – «в Отце Небесном» и в «Духе Святом» - совмещены в синоптических евангелиях, отсюда и кажущееся противоречие с Евангелием от Иоанна.

Если под «пустыней» и «горами» подразумеваются действительно обширные пустынные районы Ирана, Афганистана, Индии, Кашмира, Гималаев, Тибета – то становится понятнее и формы трех искушений. Все три – типичны для индийско-тибетских подвижников, и в их преодолении – суть восточной духовной практики. Первое искушение – камни сделать хлебами – обычное воздержание от пищи, практика аскетизма. Второе искушение – преодолеть тяготение земли – йогическая практика левитации. Третье искушение – взять себе все царства мира – напоминает отречение Будды от царской власти, практику превосходства брахмана над кшатрием.

Преодолевая кажущиеся противоречия евангельских свидетельств, приходим к несравненно более богатому и конкретному пониманию земного пути и эсхатологической миссии Иисуса Христа, чем в расхожем поверхностном обрядоверии. «Три рождения» - привычное «земное» в Вифлееме около 12 года до нашей эры, «небесное» в Иерусалиме и «в Духе Святом» в водах впадающей в Мертвое море реки Иордан, и эти воды рифмуются с водами Реки Мертвых или Реки Забыть (Река Лете, отсюда «летальный исход)) и с Истиной (Алетейя), - несомненны. Ключ же к миссии Иисуса Христа – в Святом Духе. О Его роли в Святой Троице и в христологии и в конце концов в прикладной эсхатологии – в последующих заметках.


В избранное