Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2006-04-30

[TIFLO] благотворительность

Независимая газета/ 28 апреля

Иван Сапрыкин

Благотворительность, выгодная для бизнеса
В социальные проекты Томской области вложено еще 28 миллионов рублей

Разговоров о необходимости возрождения традиций российской благотворительности
в последнее время ведется больше чем достаточно. Думается, что критическая
масса благих пожеланий уже достигла того предела, когда должны начинаться конкретные
дела. Один из показательных примеров - деятельность в этой сфере нефтяного
холдинга ОАО НК <
РуссНефть
>, входящего в десятку крупнейших нефтегазовых компаний страны.

По сути дела, сама структура вертикально интегрированной компании, насчитывающей
17 тысяч сотрудников и работающей в 17 регионах России и СНГ, подразумевает
развитие и благотворительной деятельности. Недаром во всех регионах действия
компания реализует масштабные социальные и благотворительные программы на
основе соглашений с администрациями субъектов Федерации.

Так, по инициативе президента холдинга
Михаила Гуцериева
в конце 2005 года почти 30 детским учреждениям Томской области <РуссНефть> оказала
помощь в сумме 28 млн. руб. Будь то капитальный ремонт детского дома
<Орлиное гнездо> или приобретение собственного транспорта и новой мебели для
школы-интерната для слабовидящих детей в Томске; спортивный инвентарь на сумму
более 1 млн. руб. для Уртаманской специализированной школы-интерната или медицинское
оборудование на более чем миллион рублей для областного дома ребенка;
700 тыс. руб. на благоустройство детского реабилитационного центра <Огонек> или
постройка нового здания для Шегарской школы-интерната для умственно отсталых
детей - все эти и многие другие проекты, по сути, и есть то реальное социальное
партнерство, о котором опять-таки так много говорят в последнее время.

Обо всем, что было сделано в школах и интернатах Томской области на деньги, выделенные
<РуссНефтью>, конечно, рассказать сложно. Но очень характерны оценки,
которые дали благотворительной деятельности компании томичи. <Помощь <РуссНефти>
была просто неожиданным и приятным подарком, - подчеркивает директор детского
дома <Орлиное гнездо> Людмила Дударева. - При скудном бюджетном финансировании
все планы по улучшению материальной базы коллективу не выполнить. Помощь
<РуссНефти> оказалась очень кстати>. Вообще все руководители детских учреждений,
не сговариваясь, отмечают: благотворительная деятельность <РуссНефти>
свидетельствует о новом нравственном уровне отечественного бизнеса.

Естественно, все это вписывается в продолжение традиций российской благотворительности.
Но можно отметить и еще один важный момент. Создание вокруг такой
компании, как ОАО НК <РуссНефть>, в каждом из регионов, где расположены ее предприятия,
благоприятной социально-психологической среды - это прямая выгода
не только для самого региона, но и для основной производственной деятельности
компании.

Выпуск листа на новом месте: 1925

   2006-04-30 18:04:34 (#543692)

[TIFLO] "Музей, поделившийся зрением".

Новосибирская Государственная Телевизионная и Радиовещательная компания
28.04.2006 11:53 Познакомить незрячих и слабовидящих с историей Сибири

Татьяна Белаш

Познакомить незрячих и слабовидящих с историей Сибири

Фото
Сегодня в Новосибирском краеведческом музее состоялась презентация проекта "Музей,
поделившийся зрением".

Познакомить незрячих и слабовидящих с историей Сибири - через экспонаты музея
- задача авторов проекта. Для посетителей этой категории оборудованы три экспозиционных
зала, Специальные датчики, установленные в помещении, позволяют незрячим безопасно
передвигаться в новом пространстве. Керамические и каменные экспонаты
инвалидам по зрению разрешено брать в руки, хрупкие - заменяют муляжи. Проводить
же экскурсии по всему музею, для организаторов проекта, пока мечта.

Ирина Сальникова, автор проекта "Музей, поделившийся зрением": "Это процесс достаточно
долгий и сложный, пока что это освоение музейного пространства и
касается духовной культуры древнего населения Сибири, но это не однодневная выставка,
это наработка материала для того, чтобы мы могли наработать методически,
как же надо работать с адресной группой населения".

Выпуск листа на новом месте: 1924

   2006-04-30 15:28:36 (#543666)

[TIFLO] Слепой определяет цвет на ощупь

Слепой определяет цвет на ощупь - Правда.Ру
Незрячий Сергей Фетисов из Владимира может различать цвета на ощупь, а также
утверждает, что способен видеть ауру человека и чувствовать его боль.

Слепым Сергей стал в четырнадцать лет по своей оплошности. Решил смастерить самопал
и опробовать его.
Самодельное огнестрельное
оружие
взорвалось у него прямо в руках. Пуля вошла в левый глаз и прошла почти через
весь череп. Врачи утверждали, что у мальчишки нет никаких шансов, однако Сергей
выжил. Но зрение доктора ему вернуть уже не смогли.

Благодаря неуемной энергии Фетисов не впал в отчаяние и нашел в себе силы жить
дальше. Вступил во всероссийское общество слепых, научился читать по Брайлю
и работать на конвейере. Необычные способности Сергей открыл в себе несколько
лет тому назад. В общество слепых приехала женщина и стала учить всех желающих
на ощупь определять
цвет.

У большинства не получалось назвать окраску карточки, но Сергею это удавалось.
С помощью упорных тренировок Фетисов добился невероятных результатов, теперь
он уже отчетливо <видит> пальцами любой цвет.

К способностям Сергея скептически относились даже близкие друзья. Однажды знакомая
попросила определить цвет ее волос. Сергей долго держал в руках волосы
женщины
и никак не мог понять, почему не может определить их цвет. Потом с недоумением
сказал: <Ты какая-то разноцветная: и рыжая, и белая, и черная>. Знакомая
лишь засмеялась, на самом деле она сделала клорирование, все перечисленные Сергеем
цвета действительно присутствовали у нее на голове.

Совсем недавно Фетисов обнаружил в себе и другие способности: он стал видеть
ауру
человека
и чувствовать чужую боль. <Я, конечно, не УЗИ и ставить диагноз не могу, - говорит
Сергей. - Просто знаю, что сейчас, к примеру, у человека голова болит,
или, скажем, зуб - я это чувствую>.

Ауру, по словам Фетисова, он видит, только прикасаясь к человеку. <Она, - поясняет
Сергей, - у людей разная, но не однотонная. Хорошая аура - светлых тонов:
желтая, красная. А плохая - коричневая или черная>.

Выпуск листа на новом месте: 1923

   2006-04-30 12:19:28 (#543624)

[TIFLO] "Город друзей"

Городские / Новости Рязани - город Рязань на городском сайте RZN.info

г. Рязань,
В Рязани завершился конкурс добровольческих инициатив "Город друзей" | 28 апреля
2006 года, 15:56

В Рязани завершился конкурс добровольческих инициатив "Город друзей", организованный
региональным фондом "Содействие", сообщило в пятницу ИА "Интерфакс".

По словам менеджера социальных программ фонда Максима Керносова, на конкурс,
стартовавший в конце марта текущего года, поступило порядка 20 проектов социальной
и экологической направленности. "При их оценке учитывалась актуальность, охват
людей, для которых они предназначены, и самое главное - использование при
реализации проектов труда добровольцев, так как основной целью конкурса являлся
поиск инициативных граждан", - отметил М.Керносов.

Победителем конкурса признан проект "Бродячие артисты", предполагающий создание
на базе школы для слепых и слабовидящих детей музыкального театра, добавил
представитель фонда.

Выпуск листа на новом месте: 1922

   2006-04-30 12:12:13 (#543622)

[TIFLO] ОБУЧЕНИЕ ПЛОСКОПЕЧАТНОМУ ПИСЬМУ

"Школьный вестник" N 3, 2006.
Николай Антонов, Венера Денискина

ОБУЧЕНИЕ ПЛОСКОПЕЧАТНОМУ ПИСЬМУ НЕЗРЯЧИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Продолжение. Начало в n2 2006 г.

3. АЛГОРИТМЫ НАПИСАНИЯ БУКВ, ЦИФР И ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ

Алгоритмы - это определённые технологические правила выполнения тех или иных
практических действий. Их соблюдение в любом виде деятельности позволяет людям
достигнуть высокого профессионализма в работе, выполнять её технологично и качественно.

В коррекционной работе со слепыми и слабовидящими детьми обучение предметно-практическим
действиям по алгоритму имеет особое значение. Если зрячие дети выполняют те или
иные практические действия по подражанию, глядя на взрослых и копируя их действия,
то ребёнка с нарушением зрения необходимо учить выполнять их в определённом порядке.
При обучении письму по системе Гебольда детей также надо научить распознавать
и писать буквы, цифры и знаки препинания строго по алгоритмам. Именно поэтому
в предлагаемом пособии подробно расписаны соответствующие алгоритмы.

Алгоритмы распознавания и письма букв едины. Разница в том, что при распознавании
буквы у детей должен быть сформирован её идеальный образ. А при письме - он материализуется
на бумаге.

При выборе правильного алгоритма учитель должен определить наиболее технологически
удобный способ распознавания и письма буквы, найти условные точки её начала и
конца.

Так, письмо буквы <Б> технологичнее начинать с первой условной точки прибора,
а завершать в пятой, последовательно соединив 1, 4, 6, 3, 2, 5 точки, не отрывая
ручки от бумаги, а письмо буквы <Ч> - с 4-й условной точки через 5-ую ко 2-й
с отрывом ручки от листа во 2-й условной точке и соединением линий первой и третьей
точек.

ОБЩИЙ ВИД НАПИСАНИЯ БУКВ РУССКОГО АЛФАВИТА И ЦИФР ПО СИСТЕМЕ ГЕБОЛЬДА

АЛГОРИТМЫ НАПИСАНИЯ БУКВ

Общие указания.

Прежде всего надо усвоить нумерацию точек в клетке при письме. Этих точек девять
(9). Точки 1, 2, 3, 4, 5 и 6 имеют нумерацию, аналогичную той, которая используется
при письме по системе Брайля: 1-я точка находится в правом верхнем углу клетки,
под ней по вертикали располагаются 2-я и 3-я точки, а в левом вертикальном ряду
сверху вниз располагаются 4-я, 5-я и 6-я точки. Как уже отмечалось выше, 7-я
точка находится между 1-й и 4-й, 8-я - между 2-й и 5-й, а 9-я - между 3-й и 6-й.

Предлагаемый ниже порядок распознавания и письма букв, как показывает опыт, наиболее
удобен для обучения. Он чередует письмо простых и сложных, гласных и согласных
букв, что позволяет уже на первом уроке записывать слоги и простые слова.

При обучении письму шрифтом Гебольда строчные и заглавные буквы не различают,
т. к. клетки прибора для письма одного размера.

РУССКИЙ АЛФАВИТ

А

Соединить 6, 1, 3 точки, затем 5 и 2.

М

Соединить последовательно 6, 4, 8, 1, 3 точки.

У

Соединить 4, 5, 2 точки, затем 1, 3 и 6.

И

Последовательно соединить 4, 6, 1, 3 точки.

Р

Последовательно соединить 6, 4, 1, 2, 5 точки

Ш

Последовательно соединить 4 ,6, 3, 1 точки, затем- 7 и 9.

Л

Последовательно соединить 6, 1, 3 точки.

Н

Сначала соединить 4 и 6 точки, затем 1 и 3, 5 и 2 точки.

О

Обвести клетку по периметру, начиная с 6 точки

Т

Соединить 4 и 1 точки, затем 7 и 9.

К

Соединить 4 и 6 точки, потом последовательно 1, 5, 3

Ы

Написание буквы <Ы> в приборе для письма по Брайлю требует от учащихся особых
умений и навыков, так как буква состоит из двух отдельных частей. Соедините последовательно
4, 6, 9, 8 и 5 точки, а затем 1 и 3.

С

Соединить последовательно 1, 4, 6, 3 точки

Д

Алгоритм письма буквы <Д> соответствует алгоритму письма буквы <Л> с дополнительным
соединением 6 и 3 точек.

П

Соединить 6, 4, 1, 3 точки.

Х

Буква <Х> имеет вид обычной плоскопечатной буквы. Соединить 6 и 1, а затем 4
и 3 точки.

З

Последовательно соединить 4, 1, 5, 2, 6 точки.

Е

Последовательно соединить 1, 4, 6 и 3 точки, а затем соединить 5 и 2 точки.

В

Буква <В> адаптирована для написания в клетке прибора. Она пишется без отрыва
ручки от бумаги путём соединения 1, 4, 6, 3, 2, 5 и 1 точек.

Ж

Выполняется по алгоритму буквы <Х> с дополнительным соединением 7 и 9 точек.

Й

Письмо буквы <Й> выполняется по алгоритму письма буквы И с проведением небольшого
штришка вокруг 7 точки.

Ё

Букву <Ё> при письме шрифтом Гебольда удобнее исключить, заменяя её буквой <Е>.

Ь

Последовательно соединить 4, 6, 3, 2, 5 точки.

Б

По алгоритму буквы <В>, исключая соединения 5 и 1 точек.

Г

Последовательно соединить 1, 4, 6 точки.

Ч

Соединить последовательно 4, 5, 2 точки, а затем - 1 и 3.

Я

Последовательно соединить 3, 1, 4, 5, 2, и 6 точки.

Ю

Буква <Ю> при письме шрифтом Гебольда заметно отличается от обычной. Её письмо
осуществляется по алгоритму письма буквы <К> с дополнительным соединением 1 и
3 точек.

Э

Соединить последовательно 4, 1, 3, 6 точки, а затем 5 и 2.

Ф

Соединить последовательно 5, 4, 1, 2, 5 точки, затем 7 и 9.

Ц

Соединить последовательно 4, 6, 3, 1 точки, затем 3 и 8.

Щ

Письмо буквы <Щ> осуществляется по тому же алгоритму, что и <Ц>, но с дополнительным
соединением 7 и 9 точек.

Ъ

Последовательно соединить 4, 7, 9, 3, 2 и 8 точки.

ЦИФРЫ

В качестве образца письма цифр шрифтом Гебольда предлагаем использовать цифры
международного стандарта цифр при написании индексов на почтовых отправлениях:

1 - последовательно соединить 5, 1 и 3 точки.

2 - последовательно соединить 4, 1, 2, 6и 3 точки.

3 - выполнять по алгоритму письма буквы <З>.

4 - по алгоритму буквы Ч.

5 - начать писать в 1 точке, соединить её последовательно с 4, 5, 2, 3, 6 точками.

6 - последовательно соединить 1, 5, 6, 3, 2 и 5 точки.

7 - соединить точки 4, 1, 5, 6.

8 - по алгоритму буквы <О>, добавив соединение 5 и 2 точек.

9 - соединить 6, 2, 1, 4, 5, 2 точки.

0 - пишется по алгоритму письма буквы О.

ОСНОВНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗНАКИ

Знак сложения (плюс) образуется соединением 7 и 9, 5 и 2 точек.

Знак вычитания (минус) - соединить 5 и 2 точки.

Знак умножения соответствует алгоритму письма буквы <Х>.

Знак деления обозначается 1 и 3 точками.

Знак равенства (=) пишется двумя параллельными чертами, соединением 5 и 2, 6
и 3 точек.

ОСНОВНЫЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ

Точку при письме удобнее ставить в левом нижнем углу клетки прибора.

Запятая пишется соединением 5 и 6 точек.

Тире соответствует написанию знака минус.

Вопросительный знак обозначается соединением 4, 1 и 6 точек.

Восклицательный знак обозначается точкой в левом нижнем углу прибора (6 точка)
и вертикальной чертой, соединяющей 4 и 5 точки.

Точка с запятой обозначается точкой в верхнем левом углу клетки (4 точка), и
вертикальной чертой, соединяющей 5 и 6 точки.

Двоеточие обозначается 4 и 6 точками.

Знак открытых кавычек соответствует соединению 5 и 6, 2 и 3 точек.

Знак закрытых кавычек - соединению 4 с 5, и 1 со 2 точкой.

Знак открытых скобок обозначается соединением 1 и 3 точек, а закрытых - 4 и 6
точек.

Выпуск листа на новом месте: 1921

   2006-04-30 09:45:06 (#543598)

[TIFLO] Ю. Котов

"Школьный вестник" N4, 2006.
Юрий Кочетков

МОЙ ПЕРВЫЙ ДРУГ, МОЙ ДРУГ БЕСЦЕННЫЙ

День 1 сентября 1960 года остался в моей памяти на всю жизнь. Московская школа-интернат
N1 для слепых детей, первая школьная линейка... Мы оказались рядом: я и Юра Котов,
мальчик с не по возрасту серьёзным выражением лица. Казалось, он напряжённо прислушивается
к чему-то. Позже я узнал, что у него, кроме плохого зрения, были ещё проблемы
со слухом.

Первое время учителя нас путали. Мы были одного роста - метр двадцать пять, одной
комплекции - оба худенькие, в одинаковых очках с толстыми стёклами. Помимо внешнего
сходства, нас ещё и звали одинаково: Юрами, и фамилии начинались на одну букву.
Учитель физкультуры Владимир Михайлович Якунин прозвал нас <Добчинский и Бобчинский>.
Тогда мы ещё не знали, что это герои пьесы Гоголя, но не обижались.

Подружились мы в первые же дни жизни в интернате. Наши парты в классе оказались
рядом: Юра сидел впереди меня, ближе к учительскому столу, а я - за ним. Писать
и читать по Брайлю мы научились первыми в нашем 1 <А> и уже в декабре стали читателями
не только школьной библиотеки, но и Российской Центральной библиотеки для слепых.
Сближало нас и то, что детство мы провели примерно одинаково: оба воспитывались
не в тепличных условиях под бдительным оком родителей, а во дворах, где свободно
гуляли в мальчишеской компании (каждый в своей, поскольку я родился в Москве,
а Юра в Подмосковье). И у Юры, и у меня были зрячие братья-ровесники, и мы разделяли
с ними все перипетии ребячьей жизни: беготню и игры, лазанье по деревьям и крышам
сараев. Во дворе к нам относились, как к равным. Мы тоже ощущали себя равными
нашим зрячим друзьям и вели себя, как равные, хотя синяков и ссадин получали,
конечно же, предостаточно.

Родился Юра Котов 21 декабря 1952 года в ближнем Подмосковье, в селе Воронцово
(ныне район метро <Беляево>), в семье рабочих. Шустрый и подвижный, на уроках
он преображался: становился внимательным, усидчивым, сосредоточенным. Учился
всегда на <отлично>, чего, к сожалению, не могу сказать о себе.

К 5 классу Юра полностью потерял зрение, но менее активным не стал: быстро научился
ориентироваться и в школе, и в школьном дворе. Несмотря на успешную учёбу, примерными
детьми мы не были. Помню, как в 6 классе дружно прыгали с подоконника второго
этажа на кучу угля, привезённого для отопления школы. В том же 6 классе нас с
Юрой на две недели исключили из школы за сознательное битье стёкол в классе (били
вечером, после уроков) и за <Столетнюю войну> в спальне, когда десятки шахматных
фигур летали над нашими головами по всей комнате (в ходе этой битвы был разбит
плафон).

Отнюдь не оправдывая эти и прочие выходки, попытаюсь сейчас понять причины такого
поведения: переходный возраст, неуемная энергия, которая требовала какого-то
выхода, а интернатская среда всегда достаточно однообразна и замкнута; возможно,
это был своеобразный протест против заорганизованности, неизменности режима,
который нам в подростковом возрасте стал казаться слишком строгим.

Седьмой класс стал переломным в судьбе Котова. Юра всерьёз увлёкся математикой.
Допоздна, когда все остальные уже спали, он читал дополнительную литературу,
решал задачи повышенной сложности, которые давал ему учитель математики Михаил
Иванович Егоров. Нам, его одноклассникам, казалось, что для него вообще не существует
нерешаемых задач. По сути, выбор будущей профессии состоялся именно тогда, и
с 13 - 14-летнего возраста Юрий целеустремленно пошёл по избранному пути.
Клички, которые дети дают друг другу, порой оказываются удивительно точными.
У Юры была кличка <Жбан>. Я тогда думал: почему его так прозвали? Теперь же мне
кажется, что жбан, то бишь сосуд (особенно если он наполнен ценным содержимым),
вполне можно сравнить с головой умного человека:
В старших классах открылся ещё один талант Котова - преподавательский. Одноклассники
постоянно обращались к нему за помощью, и не было случая, чтобы он кому-нибудь
отказал. Юрий мог часами разъяснять непонятное. Я помню экзамен по геометрии
в 11 классе. До экзамена оставалось два дня, и за это время Юра сумел вложить
в мою голову практически весь материал по геометрии за 10 и 11 классы. В результате
я успешно сдал нелюбимый мною предмет. Кстати, этот талант Юрия востребован по
сей день: его и сегодня часто приглашают преподавать на различных курсах по совершенствованию
в области компьютерной грамотности незрячих специалистов. Своими знаниями в области
компьютерных технологий он неоднократно делился на различных российских и международных
конференциях, посвящённых вопросам обучения незрячих людей работе с современными
компьютерами.
Я убежден, что только по глупости некоторых наших учителей Котов не получил золотой
медали (а серебряные в тот 1971 год были отменены): за сочинение по произведениям
Маяковского, чьё творчество Котов хорошо знал, ему поставили четвёрку. Причем
на вступительных экзаменах в МГУ, куда он поступал, не имея никаких льгот, на
общих основаниях, за сочинение примерно на ту же тему Юрий получил <отлично>.
Жизнь на какое-то время развела нас: разные вузы (у Юры - мехмат МГУ, у меня
- редакционно-издательский Полиграфического), разный круг общения, адаптация
в новой для каждого из нас студенческой среде. Встречались редко, но в студенческие
каникулы, как правило, отдыхали вместе, чаще всего - в подмосковном доме отдыха
<Здоровье>.
В 1976 году Юрий Котов с отличием окончил механико-математический факультет Университета
и поступил в аспирантуру. Ещё в студенческие годы его работы печатались в журнале
<Вестник МГУ>. Некоторые из них были переведены на английский язык и опубликованы
в США. В 1981 году Юрий успешно защитил диссертацию на соискание учёной степени
кандидата физико-математических наук на тему <Некоторые свойства индуктивных
размерностей>. В 1992 году из Научно-исследовательского института, где он работал
на должности старшего научного сотрудника, Юрий перешёл в консультационно-методический
центр ВОС (с 1995 года - Российский центр компьютерных технологий ВОС) на должность
главного специалиста по компьютерной технике. Он участвовал в разработке специализированного
программного обеспечения для незрячих, а также в создании новых рабочих мест
для слепых на основе компьютерных технологий.
В 1978 году Юрий женился, <родил> дочь и сына. Сейчас дети уже взрослые, оба
получили высшее образование, работают.
Все эти годы мы не теряли друг друга из виду, перезванивались, встречались лично
и семьями, когда надо было - помогали, чем могли: и советами, и материально (времена-то
в начале 90-х были лихие). Но я и не мечтал о том, что когда-нибудь мы будем
работать вместе - слишком разные сферы деятельности были избраны нами. Но, как
говорится, никогда не говори <никогда>.
Единственный в России журнал для слепых детей, главным редактором которого я
являюсь около двадцати лет, называется <Школьный вестник>. Его основной технической
силой были электрические печатные машинки. Но в конце 90-х началась эра компьютеризации.
Технология печатания брайлевского текста тоже резко изменилась, появилось новое,
более совершенное печатное оборудование. Хочу отметить, что <Школьный вестник>
в своё время первым среди брайлевских периодических изданий начал печатать рельефно-графические
иллюстрации и первым стал выпускать музыкальное приложение в виде гибких грампластинок.
Нужно было <держать марку>, ведь журнал привык идти в ногу с прогрессом.
Редакции журнала срочно понадобился человек, который во всей этой технике был
бы докой. Я не задумываясь пригласил Юрия Ивановича Котова на должность редактора
по брайлю и благодарен Юрию, что он пришёл в <Школьный вестник>. Иметь в штате
столь высококвалифицированного специалиста, обладающего широкой эрудицией и обширными
знаниями в области компьютерных технологий - большая удача для редакции журнала.
А для меня лично это ещё и большая радость - работать вместе со старым испытанным
другом.

Выпуск листа на новом месте: 1920

   2006-04-30 03:27:14 (#543560)

[TIFLO] УСПЕШНЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ - ПОФИГИСТЫ?

"Школьный вестник" N4, 2006.

УСПЕШНЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ - ПОФИГИСТЫ?

Ещё один показатель, кро-ме привычного IQ (Intelligence Quotation, коэффициент
интеллекта), стали учитывать за рубежом при приёме на работу. Специальными тестами
выявляется так назы-ваемый EQ (Emotional Quotation), высокие показатели которого
ценятся даже больше, чем IQ.

Западные прагматики дав-но заметили, что учащиеся вузов и колледжей, имеющие
отличные оценки и высокий коэффициент интеллектуального развития, далеко не всегда
становятся успешными руководителями и делают карьеру, придя на производство.

Поэтому принимать кандидата на высокую зарплату, учитывая только его интеллектуальный
потенциал, не всегда оправданно: эти люди зачастую не могут стать настоящими
лидерами, воодушевить и объединить вок-руг себя коллег, добиться высокой производительности
всего коллектива.

Для успешной командной работы в бизне-се весьма необходимы такие качества, как
высокая коммуника-бельность, оптимизм и чувство юмора, располагающая внеш-ность,
личное обаяние и даже некоторый пофигизм, позволяю-щий легко справляться со стрессами
и не падать духом во время возможных неудач. Эти параметры и определяются коэффициен-том
эмоционального развития.

Установлено, что руководители крупнейших предприятий и компаний далеко не всегда
учились на <отлично> и не всегда могут похвастаться высоким IQ, а вот EQ у них
просто зашкаливает.

Изабелла Савичева

Выпуск листа на новом месте: 1919

   2006-04-30 02:05:27 (#543551)

[TIFLO] ОБУЧЕНИЕ ПЛОСКОПЕЧАТНОМУ ПИСЬМУ

Николай Антонов, Венера Денискина
"Школьный вестник", N 2, 2006.

ОБУЧЕНИЕ ПЛОСКОПЕЧАТНОМУ ПИСЬМУ НЕЗРЯЧИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ВВЕДЕНИЕ

Владение умениями и навыками письма обычными буквами необходимо каждой социально
адаптированной личности при глубокой зрительной патологии. Оно позволяет незрячим
людям чувствовать себя увереннее и комфортнее в общении с окружающими и быть
более независимыми.

Обучение осуществляется в начальных классах специальных (коррекционных) школ
для слепых и слабовидящих детей. Программа по русскому языку для начальных классов
школ III-IV видов предусматривает обучение незрячих (слепых) учащихся, имеющих
остаточное зрение до 0,04, чтению плоскопечатного текста и письму прописями.
Дети, не имеющие остаточного зрения, обучаются плоскопечатному письму шрифтом
Гебольда, знакомятся с письменными буквами и учатся расписываться.

Обучение ведётся во 2 - 4 классах на уроках русского языка или коррекционных
занятиях. При необходимости оно продолжается в классах среднего звена учителями
русского языка или тифлопедагогами, проводящими с детьми коррекционные занятия.
Если в школе есть дети, ослепшие в школьном возрасте, или дети с прогрессирующими
заболеваниями органа зрения, то могут быть созданы разновозрастные группы.

Методика обучения незрячих детей с остаточным зрением письму прописями и чтению
плоскопечатного текста описана в методическом пособии Р.А. Вершининой <Обучение
плоскому письму детей с остаточным зрением> (1990).

Цель предлагаемого пособия - обоснование и описание методики обучения письму
шрифтом Гебольда и знакомство с письменными буквами детей без остаточного зрения.

Заметим, что в отличие от Р.А. Вершинной мы не считаем, что <не следует тратить
силы и время для обучения частично видящих детей (т.е. слепых детей с остаточным
зрением - прим. авторов) письму печатными буквами, так как такое письмо не найдёт
в дальнейшем применения и, наоборот, сыграет отрицательную роль при обучении
этих детей письму прописями: при снижении зрения трудно запомнить и отличить
двоякое написание одних и тех же букв, и дети часто их путают>.

На наш взгляд, этот вопрос должен решаться строго индивидуально в отношении каждого
ребёнка с учётом рекомендаций врача-офтальмолога. Учитель-дефектолог и врач-офтальмолог
при принятии решения должны исходить из всей группы факторов, характеризующих
зрительную патологию ребёнка: остроту зрения, офтальмологический диагноз с прогнозом
на будущее (зрение может сохраниться на имеющемся уровне, или болезнь носит прогрессирующий
характер, или возможно улучшение зрения), особенности психического развития и
состояния, уровень развития мелкой моторики, а также возможности зрительного
восприятия. Таким образом, чтению плоскопечатного текста должны обучаться все
дети с остаточным зрением, а письму прописями - не все. Например, слепых детей
с остаточным зрением при сочетании у них таких патологий, как дальнозоркость
и частичная атрофия зрительного нерва, рациональнее обучать именно письму шрифтом
Гебольда, так как письмо прописями (что требует зрительного контроля) вызывает
у них сильнейшие боли глаз и головы.

Однако уметь расписываться письменными буквами должны все дети, независимо от
наличия или отсутствия у них остаточного зрения. Идентичность росписи может быть
достигнута только путём постоянной длительной тренировки.

Исходя из вышеизложенного, в настоящем методическом пособии предлагаются специальные
приёмы и алгоритмы обучения письму шрифтом Гебольда не только тотально слепых
детей, но и детей с остаточным зрением. Основная задача обучения детей без остаточного
зрения - формирование тактильного образа букв и умения их воспроизвести, а для
детей с остаточным зрением - формирование тактильно-зрительного образа. Для решения
этих задач педагогу надо иметь рельефный алфавит, адаптированный для бисенсорного
восприятия.

Особое внимание следует обращать на развитие двигательных навыков плоскопечатного
письма, так как их усвоение составляет значительную трудность для детей, обучающихся
по рельефно-точечной системе Брайля.

Надеемся, что наши рекомендации помогут учителю не только успешно овладеть и
пользоваться предлагаемой методикой, но и решать важные общекоррекционные задачи:

1. Развитие мелкой моторики и осязания.

2. Развитие зрительного восприятия у слепых детей с остаточным зрением.

3. Развитие умений и навыков ориентировки в малом пространстве.

4. Развитие памяти и внимания при распознавании и письме букв.

5. Другие.

Пособие включает примерное тематическое планирование уроков во 2 - 4 классах,
алгоритмы письма букв, цифр и знаков препинания, а также весь необходимый дидактический
материал.

1. ОСНОВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Описываемый шрифт был создан Гебольдом (инспектором и старшим преподавателем
института слепых в Барби) в 1856 году на основе латинского алфавита. Он представлял
собой разновидность плоскопечатного шрифта, адаптированного для письма слепыми.
Первоначально этот шрифт использовался не только для письма, но и для чтения.
На его основе способом оттиска печатались книги для слепых, но по мере распространения
рельефно-точечной системы Брайля он стал использоваться только для письма.

Применительно к русскому алфавиту шрифт Гебольда был адаптирован тифлопедагогом
и офтальмологом А.И. Скребицким в 1882 году. Поэтому его современную модификацию
мы лишь условно связываем с именем Гебольда, имея в виду сам принцип письма.

Для письма шрифтом Гебольда используется прибор для письма по Брайлю либо его
специальная модификация без шеститочий.

Письмо производится шариковой ручкой или остро очиненным простым карандашом по
клеткам и строчкам прибора. Использование единого стандарта клеток и строчек
прибора позволяет независимо от наличия зрения записать любой текст, соблюдая
строку и равные размеры букв.

Как было отмечено выше, обучение ведётся в основном во 2 - 4 классах.

Во 2-м классе для обеих групп, то есть как для тотально слепых, так и для слепых
с остаточным зрением, предлагается знакомство с буквами плоскопечатного алфавита.
Дети с остаточным зрением могут воспроизводить отдельные печатные буквы либо
на контрастном фоне, либо путём построения их моделей. Дети без остаточного зрения
воспроизводят буквы либо способом построения моделей, либо вычерчивания их на
плёнке прибора для рельефного рисования и черчения <Школьник>, либо на бумаге
для письма по Брайлю с помощью специальных тифлографических инструментов.

Модели букв изготавливаются детьми по образцу из различных материалов: эластичной
проволоки, пластилина, пенопласта, картона и т.п. В качестве образца используются
модели, заранее изготовленные учителем из плотного картона и адаптированные для
бисенсорного восприятия детьми с остаточным зрением. Дети без остаточного зрения
могут пользоваться в качестве образца рельефными оттисками плоскопечатных букв,
выполненных на пластике или плотной бумаге. Хорошим подспорьем здесь могут служить
букварь для взрослых слепых и рельефно-графические пособия с рельефными шрифтами,
выпускаемые в Москве на специализированном предприятии ВОС <Логос> (тел. производственного
отдела 683-17-11).

Для правильного распознавания моделей букв, а также складывания отдельных слогов
и слов необходимо найти способ их крепления к поверхности плотного листа картона,
фанеры или металлического листа. Можно использовать буквы магнитной азбуки для
дошкольников, а также модели, изготовленные из магнитной резины.

После того, как дети научатся распознавать все буквы, цифры и знаки препинания
плоскопечатного алфавита, нужно перейти к их распознаванию и письму в адаптированном
варианте. Адаптированными для письма шрифтом Гебольда являются те буквы, цифры
и знаки препинания, которые при стандартном написании в своей конфигурации содержат
округлости или петельки и не могут быть воспроизведены в оригинале в клетках
прибора Брайля. Например, буквы В, О, С, Ю, Ц, Ф и др. Здесь также используются
различные модели.

Только после того, как дети научатся распознавать все буквы алфавита в их оригинальном
и адаптированном вариантах, можно переходить к обучению письму. Как показывает
наш опыт, пока не сформирован образ всего алфавита в его стандартном (обычном)
и адаптированном видах, одновременное распознавание и письмо букв для большинства
детей затруднительно.

Таким образом, основной задачей обучения, решаемой во 2-м классе, является формирование
образов букв (тактильного для тотально слепых и тактильно-зрительного для детей
с остаточным зрением) и начало их письма.

Начиная обучение письму, учителю необходимо выяснить, кто из детей уже знаком
с плоскопечатным шрифтом, а кто нет. Кто из детей с остаточным зрением может
писать прописями, а кто сможет или уже может только читать плоскопечатный текст.
Дети с остаточным зрением, возможности которых позволяют им обучаться письму
прописями и в дальнейшем пользоваться сформированными умениями, обучению письму
шрифтом Гебольда не подлежат.

Проводимое нами в течение пяти лет опытное обучение показало, что большинство
незрячих детей младшего школьного возраста с остаточным зрением может только
читать плоскопечатный текст, но не может писать ни письменными, ни печатными
буквами. В то время, когда дети, вообще не знакомые с плоскопечатными буквами,
занимаются их распознаванием, учащиеся, умеющие читать, совершенствуют технику
чтения текста, набранного крупным шрифтом. Они включаются в общую работу только
тогда, когда начинается изучение адаптированного алфавита и непосредственное
обучение письму.

Наиболее сложной группой учащихся в наших школах являются дети, полностью потерявшие
зрение в школьном возрасте и пришедшие в специальную школу из массовой школы.
Таких детей необходимо сначала обучить системе Брайля, и лишь потом - письму
шрифтом Гебольда. Одновременное обучение и тому, и другому письму весьма затруднительно
и неэффективно.

В 3-м классе закрепляются умения и навыки, полученные во 2-м классе, отрабатывается
техника письма всех букв, цифр и знаков препинания. От написания отдельных букв,
слогов и слов дети переходят к записи текстов, составленных из коротких предложений.
К концу года третьеклассники должны свободно владеть письмом.

Независимо от наличия остаточного зрения на этом этапе учащихся необходимо знакомить
с письменными буквами, пользуясь имеющимися в каждой школе альбомами с алфавитами,
выполненными рельефным способом (напоминаем, что выпускаются они предприятием
ВОС <Логос>). К обучению письму прописями детей с остаточным зрением и на этом
этапе следует подходить строго индивидуально (может - пусть пишет), но научиться
воспроизводить свою подпись должны все.

В 3-м классе совершенствуется техника чтения плоскопечатного текста теми детьми,
которые раньше других свободно овладели письмом.

В 4-м классе формирование умений и навыков письма в основном завершается. Отведённое
на обучение время главным образом используется для записи достаточно больших
текстов либо под диктовку учителя, либо путём самостоятельного списывания с книги.
При этом тотально слепые дети пользуются текстом, написанным по системе Брайля,
а дети с остаточным зрением - плоскопечатным текстом. Это способствует развитию
у тех и других учащихся техники чтения.

Кроме того, в 4-м классе продолжается знакомство учащихся с письменными буквами,
отрабатывается умение идентифицировать свою подпись. Дети с остаточным зрением
пишут отдельные слова и небольшие предложения, пользуясь специальным трафаретом.

2. ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И СОВЕТЫ УЧИТЕЛЮ

Дорогие ребята!

Приступая к обучению письму шрифтом Гебольда, усвойте и соблюдайте в дальнейшем
следующие правила:

1. Научитесь распознавать и читать руками рельефные оттиски как обычных, так
и изменённых для письма шрифтом Гебольда плоскопечатных букв.

2. Представьте, что в клетке прибора для письма не шесть, как при письме по
Брайлю, а девять точек. Седьмая точка находится между первой и четвёртой, восьмая
- между второй и пятой, а девятая - между третьей и шестой точками клетки прибора
Брайля.

3. Научитесь правильно держать шариковую ручку: под небольшим наклоном к правому
плечу между большим, средним и указательными пальцами примерно в двух сантиметрах
от кончика стержня.

4. Пишите слева направо. Помните, что плоскопечатное письмо не является зеркальным,
подобно письму шрифтом Брайля.

5. В случае, если Вы пользуетесь для письма обычным прибором, а не специальным
(без шеститочий), подкладывайте под лист тетради брайлевскую бумагу, иначе кончик
стержня ручки будет прокалывать тетрадный лист в местах расположения точек шеститочия.

6. Обязательно фиксируйте бумагу в приборе, как при письме по Брайлю, и постоянно
следите за тем, чтобы она не съезжала со шпеньков.

7. Прежде чем начать писать буквы, подготовьте руку к письму, для чего научитесь
проводить ручкой различные линии в клетках прибора, не только прямые по бортику,
но и по диагонали, вертикально и горизонтально посередине клетки.

8. Пишите буквы строго по заданным правилам, помните, что всякое лишнее прикосновение
ручки к бумаге оставляет на ней след.

9. Не нажимайте на ручку слишком сильно. Сильный нажим рвёт и пачкает бумагу,
письмо получается грязным, неразборчивым.

10. Ваша правая рука при письме должна быть достаточно расслаблена,
локоть отведён от туловища на 15 - 20 см.

11. Научитесь не отрывать ручку от бумаги в случаях, когда
это не требуется для письма буквы.

12. Научитесь резко отрывать ручку от бумаги, когда этого
требует правило письма буквы.

13. При письме считайте внимательно клетки и строчки прибора
для того, чтобы не потерять последнее написанное слово. Всегда помните, какую
букву вы написали последней.

14. При обучении сочетайте письмо простых и сложных букв.
Такое сочетание вырабатывает более развитые и устойчивые навыки письма.

15. Изучайте буквы в таком порядке, чтобы через два - три
урока из них можно было бы составлять слова. Записывайте эти слова, неоднократно
повторяя и увеличивая их количество по мере письма новых букв.

16. После того, как вы научитесь уверенно писать все буквы
алфавита и знаки препинания, переходите к записи развернутых текстов, постепенно
увеличивая количество слов.

Соблюдение этих рекомендаций и советов поможет ученикам быстро овладеть письмом
шрифтом Гебольда, а учителю более полно и в совершенстве овладеть методикой обучения.

Выпуск листа на новом месте: 1918

   2006-04-30 01:39:43 (#543539)

[TIFLO] Беседы

"Школьный вестник" N3, 2006.

ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ И УЧИТЕЛЯ

Вячеслав Озеров


БЕСЕДЫ С РОДИТЕЛЯМИ НЕЗРЯЧИХ ДЕТЕЙ *
*Цикл публикуется в сокращённом варианте

БЕСЕДА ДВЕНАДЦАТАЯ: ОБЩАЯ И СРЕДНЯЯ ШКОЛА

Прошли четыре года, ребёнок уже учится в пятом классе. Новые условия: каждый
предмет ведёт свой учитель, со своим характером, манерой ведения урока. Другие
воспитатели, классный руководитель. Другое классное помещение. А тут ещё новые
предметы, которые Вы подзабыли - ну как тут поможешь ребёнку?

А нужна ли ему помощь в повседневной учебной жизни? Помощь в том виде, в котором
вы оказывали её ребёнку в начальной школе, ему уже не нужна. Если ребёнок умеет
учиться, то учителя в небольших классах легко донесут до него знания, воспитатели
проследят за выполнением домашних заданий. За четыре года совместной учёбы и
жизни в школе дети научились поддерживать друг друга и всегда готовы прийти на
помощь - важная особенность школ слепых.

Но не расслабляйтесь и постоянно интересуйтесь ходом учёбы, поощряйте удачи и
помогайте ребёнку разбираться в проблемах. А проблем будет много.

Учиться вашему ребёнку ещё не менее шести лет, в школе слепых учебная программа
общей школы завершается в десятом, а не девятом классе, как в массовых школах.
Среднюю школу он закончит после обучения в 11 и 12 классах. В десятом классе
придётся решать, что делать дальше: продолжить обучение в 11 - 12 классах и получить
аттестат об окончании средней (полной) школы, или пойти учиться в среднее профессиональное
образовательное учреждение, или думать о трудоустройстве.

А пока впереди шесть лет учёбы. Это очень интересные годы становления взрослеющего
человека как личности. Через год - два паинька-ребёночек превратится в подростка
с собственными интересами, со своим мнением на происходящее вокруг него, со своими
пристрастиями и требованиями. Наступит так называемый <кризис подросткового возраста>,
несущий свои радости и горести.

Уже в конце начальной школы у ребёнка изменяется оценка своих возможностей. Раньше
оценка жизненной успешности совпадала с оценкой родителей и учителей. Теперь
эта оценка, а точнее - самооценка, базируется на мнении товарищей по учёбе; на
восприятии своих возможностей, через призму зрительного дефекта; на оценке способности
делать то же, что и другие; на восприятии своего внешнего вида и на других, часто
непонятных для нас факторах. Ребёнок начинает самоутверждаться. В этот период
проявляются многие недочёты воспитания, допущенные в предшествующие годы.

В начале кризиса подросткового возраста многие дети начинают активно интересоваться
причинами своего плохого зрения. Часто предъявляют родителям необоснованные претензии,
считая, что они <не всё сделали>. Другие дети, наоборот, впадают в уныние, грубят,
плохо ведут себя, начинают хуже учиться, им кажется, что с таким зрением у них
нет будущего. Третьи начинают требовать к себе снисхождения. Четвёртые не прочь
<выбить> дополнительные блага. Вам необходимо найти способы снятия психологического
напряжения у подростка от этих вопросов. Это можно сделать только в содружестве
с работниками школы. Бывает, что в этот период они видят и общаются с ребёнком
больше, чем вы, и, рассказав много интересного о вашем ребёнке, помогут найти
с ним общий язык и <утрясти> недоразумения. Игнорирование или несвоевременное
реагирование на эти вопросы может оставить неизгладимый след на взаимоотношениях
в семье.

А пока ещё не наступил этот период, подумаем о том, что можно сделать, чтобы
помочь ребёнку повысить свою самооценку. Специалисты отмечают, что <:слепые и
слабовидящие старшеклассники выделяют те качества личности, которые ценны для
становления их самостоятельности и самоутверждения>[1].

Существенное влияние на собственную самооценку незрячего школьника оказывает
его способность самостоятельно перемещаться - ездить по собственным делам без
сопровождения взрослых. Произойдёт это, как правило, не ранее 9 - 10 класса,
но к этому необходимо готовиться в 5 - 6 классах.

Если у ребёнка глубокое нарушение зрения и ему в будущем придётся использовать
белую трость, то с 10 - 11 лет необходимо приучать его брать трость с собой при
каждом выходе из дома, даже если он идёт с сопровождающим. Необходимо убедить
ребёнка в том, что в этом нет ничего постыдного, а трость, в первую очередь,
нужна не ему, а окружающим - они при виде белой трости внимательнее относятся
к её владельцу. При поездках в школу в часы пик белая трость в руках Максима
неоднократно спасала нас от столкновений со спешащими навстречу людьми. Со временем
ношение трости войдёт в привычку, и она превратиться в средство, обеспечивающее
безопасное передвижение её владельца в пространстве.

Почему в 10 - 11 лет? В этом возрасте у незрячего ребёнка появляется интерес
к самостоятельному передвижению, и он начинает понимать, что без трости ходить
опасно. Если в этот период он не привыкнет ходить с тростью, то в 13 - 15 лет
вы вряд ли уговорите его взять её в руки - ему <стыдно>, и только лет через пять
юноша или девушка начнут признавать необходимость трости при хождении и пожалеют,
что не научились пользоваться ею раньше.

Разговариваю с Николаем, 22 лет, тотально слепым:

- Коля, наблюдал, как ты идёшь по городу. Очень уверенно. Когда ты самостоятельно
пошёл с тростью? Что тебя заставило сделать это?

- Учась в школе, до 18 лет я не пользовался тростью. Считал, что она <портит>
мой вид. А тут мне повезло договориться о свидании с девушкой. Надо идти! А как?
Не пойдёшь же с мамой на свидание. Нашёл в школе у товарищей трость, походил
с ней вокруг школы - вроде всё получается. В субботу с родителями приехал домой.
А наутро, сказав, что пошёл гулять во двор, отправился на свидание. Идти было
минут десять - пятнадцать, с родителями я не раз ходил по этому маршруту. Ну
и намучился я: спотыкаешься о бордюры, натыкаешься на кусты. Мешают прохожие.
Вокруг какие-то ларьки. Кажется, что все машины едут на тебя. То, что ходить
самостоятельно так сложно, для меня было открытием. С помощью прохожих, с грехом
пополам добрался до места. Чуть не опоздал на свидание, хотя вышел заблаговременно.

- А разве вас не учили в школе ходить с тростью?

- Когда я учился в 5 классе (11 лет[2]), у нас ввели уроки ориентировки, они
нам очень нравились, но учитель часто болел. В те годы все хотели ходить самостоятельно,
но в школьной жизни трость обычно не нужна. Там если надо ехать куда-нибудь,
то все едут с сопровождающими. Родители также не настаивали на использовании
трости. В 8 классе (14 лет) у нас снова ввели ориентировку, но мы уже занимались
формально, для галочки - <Ходить с тростью - зачем? Над нами будут смеяться зрячие!>

- А как же ты научился ходить один?

- Жизнь заставила. Все началось со свидания, о котором я вам рассказывал. Но
пока учился ходить, чего только не было: свалился в люк, чуть не попал под машину,
а сколько раз плутал, опаздывал. Многому научили в реабилитационном центре для
слепых. Спокойно я стал ходить всего года два.

Нужны ли комментарии?

Некоторые родители не знают, где взять трость и какая она должна быть. В школьной
программе есть часы, на которых слепых детей обучают пространственной ориентировкё,
в том числе с использованием трости, но в обязанность школы не входит обеспечение
детей тростями. Это задача органов социальной защиты, но для получения бесплатной
трости необходим документ (индивидуальная программа реабилитации инвалида) от
медико-социальной экспертизы (МСЭ) - государственного органа, дающего заключение
об инвалидности. Иногда легче купить трость самому, чем получить необходимую
бумагу от МСЭ. Где купить трость, можно узнать в первичной организации Всероссийского
общества слепых (ВОС) при школе или в отделении ВОС вашего региона.

Белые трости бывают трёх основных видов: опорные, трости - щупы и складные. Опорные
трости обычно нужны для слабовидящих пожилых людей или для людей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата, трости - щупы в основном используются при обучении
хождению на занятиях в школе или реабилитационном центре, а также для слепых,
перемещающихся на небольшие расстояния без использования общественного транспорта.
Для детей и мобильных инвалидов по зрению целесообразнее использовать складную
трость. Они бывают разной конструкции и различной длины. Вначале, когда ребёнок
будет использовать трость в качестве средства сигнализации для окружающих, её
длина в развёрнутом виде не принципиальна, но желательно, чтобы она была не ниже
его пояса. Если же трость будет использоваться по прямому назначению, то в вертикальном
положении её ручка должна быть в пределах грудной клетки. Немецкие тифлопедагоги
считают, что трость для хождения должна, как и лыжная палка, доходить до подмышки.
Как научить ребёнка самостоятельно ходить, мы поговорим в тринадцатой беседе.

А сейчас обсудим одну проблему, <малозаметную> для родителей, особенно для тех,
у которых дети проживают в интернате. Часто такие родители не замечают перехода
ребёнка во <взрослое> состояние и возникающие при этом <внешние> последствия.

Мама, забрав ребёнка в конце недели из школы и придя домой, говорит: <Прежде
чем ужинать, помойся под душем и переоденься - от тебя пахнет интернатом>. А
в понедельник, собирая ребёнка в школу на пять - шесть дней, забывает дать ему
на смену рубашки, носки и нижнее бельё.

С наступлением половой зрелости у подростка меняется деятельность многих систем
организма, в том числе системы потоотделения. От него начинает пахнуть <взрослым>
человеком. Если запах маленького ребёнка для взрослых не очень заметен, а мать
вообще не замечает его, воспринимая как собственный, то запах, исходящий от половозрелого
подростка, воспринимается окружающими, в том числе и родителями, совершенно по-другому.
Воспитатели жалуются: <Утром, на подъёме, меньше всего хочется заходить в спальню
к старшеклассникам. Стоит такой дух, что мутнеет в глазах>. Замечания окружающих,
сделанные подростку по поводу его <пахучести>, вызывают у него недоумение и выводят
из себя. Он не понимает, чего от него хотят, и он отчасти прав - человек не чувствует
своего запаха.

Поэтому необходимо своевременно приучить ребёнка к гигиене всего тела. Все родители
учат детей мыть руки, лицо, ноги, чистить зубы, купаться в ванне. Но к 10 - 11
годам необходимо приучить ребёнка более тщательно соблюдать правила гигиены.
В школе воспитатели также заставляют детей ежедневно мыться, но воспитатели не
имеют возможности лично заниматься обучением детей соблюдению гигиены и не могут
(а иногда и не имеют права) проконтролировать качество мытья. Да и ребёнку не
очень хочется бежать из тёплой спальни по <холодному> коридору в умывальню, поэтому
он <жульничает> и плохо моется. А утром, для профилактики, пользуется широко
разрекламированным дезодорантом, не понимая, что тот не спасёт его от брезгливых
замечаний товарищей и взрослых.

Поэтому родителям необходимо приучить ребёнка ежедневно мыться под душем, а если
это невозможно, то уметь ежедневно подмывать над раковиной подмышечные впадины,
промежности, соблюдать гигиену половых органов. Ребёнок должен иметь возможность
ежедневно заменять рубашку (сорочку), носки; не реже двух раз в неделю менять
нижнее бельё. Всё это должно войти в обязательную привычку, ребёнок должен понимать,
зачем это нужно. Если нельзя обеспечить нужным количеством сменного белья - научите
ребёнка стирать и обеспечьте его стиральными средствами. Сказанное касается не
только юношей, но и девушек.

Если вы сумеете своевременно приучить ребёнка к этим, вроде бы само собой разумеющимся
вещам, то поможете ему в повышении самооценки, что немаловажно в преодолении
проблем подросткового возраста. Конечно, это не все проблемы и, возможно, не
самые <важные>, которые вам придётся решать во время обучения ребёнка в общей
и средней школе, но опыт их решения, при наличии хорошего контакта с работниками
школы, позволит решить большинство других.

Выпуск листа на новом месте: 1917

   2006-04-30 01:31:33 (#543538)