Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2007-09-28

[TIFLO] Re: Преподавание слепых в классах со зрячими

Здравствуйте, рассыльчане! Здравствуйте, ирина Николаевна! никогда бы не
подумал, что человек, который всю жизнь посвятил обучению работы со слепыми,
мог быть противником ьтого, что слепые учителя работают в школе. Я тоже
знал профессора Литвака: Когда-то он был рецензентом моей дипломной работы
на тему: "специфика Трудового воспитания и профориентация в школах для
слепых и слабовидяЩих". Тогда он произвёл на меня нормальное впечатление.
Правда, на мой вопрос о том, сколько незрячих студентов обучается на
тифлопедагогическом факкультете, я ответа не получил. Мне было даже сделано
предложение стать студентом дефектологического факкультета, но из-за
определённых обстоятельств, этому не суждено было осуществиться.
Неужели такой человек-сухарь мог обучать работе со слепыми. А интересно мне
знать: работал ли когда-либо Литвак в школе для слепых детей? Или все его
умозаключения только голая теория.
С уважением и почтением
штоковецкий ярослав

blind_sht***@s*****.com

Выпуск листа на новом месте: 3031

   2007-09-28 13:56:15 (#693720)

[TIFLO] Re: Преподавание слепых в классах со зрячими

У нас немка была, жива, слава богу, так мы говорили: "ишь ухабы, ходить
мешают", это мы известную немецкую фразу переводили та, которая

"ich heute classen dinct", извиняюсь, если не правильно, не помню уже.
А у Архипыча, царствие ему небесное, особым шиком считалось встать, пройти
за его стулом, пройти к графину, попить воды, пройти таким же Макаром назад
и чтоб он не заметил.
Мало кому удавалось, мне удавалось.
А все потому! что они заостряли на этом наше внимание.

С уважением
Алексей
Самара
slep@s*****.ru

Выпуск листа на новом месте: 3030

   "alexey" 2007-09-28 13:52:44 (#693715)

[TIFLO] Re: Слепые с остаточным зрением

Здравствуйте.
У нас для всех в Брайлевских классах, независимо от остатка зрения было
обязательное обучение Брайлю.
Даже пытались, чтоб они пальцами читали и не подглядывали, для этого и глаза
завязывали, и специальные установки, деревянные такие ящики, ставили, книги
туда ложатся и всё.
В итоге пальцами они, конечно, читали ужасно, но глазами Брайль читают все.
Тут не до техники, конечно.
А нас, тотальников, обязательно учили Гебольду, я до сих пор на приборе всё
могу написать.
Если у человека есть остаток, его надо учить и плоскому шрифту, и учебники с
укрупненкой нужны, конечно.
Учить надо всему, что получится, а потом уж человек выберет сам, что ему
больше надо.

С уважением
Алексей
Самара
slep@s*****.ru

Выпуск листа на новом месте: 3029

   "alexey" 2007-09-28 10:17:32 (#693683)

[TIFLO] Re[4]: Преподавание слепых в классах со зрячими

Здравствуйте, Ольга.
На обслуживание слабовидящих должен быть секретарь и он у слепых учителей
есть, посмотрите положения.
Так было всегда, математик у нас был сильнейший, Кочергин Иван Архипович,
царство небесное, у него была секретарь, она проверяла слабовидящих, то же
по русскому, Князева Нина Семёновна была, царство небесное, то же самое.

Секретарь обязан быть той же специальности, посмотрите документы, у
математика математик, у литератора русист.

эх, скажу я Вам, это та ещё была учёба

Ну это говорит о ваших учителях.
У нас слепые учили и учат, а сколько специалистов всероссийского уровня они
выпустили, не перечесть.
Да, бывало всякое, дети народ такой, это как себя поставишь.
Обидно, что вы сказали. с вами за слепых учителей и их право преподавать
буду драться.

С уважением
Алексей
Самара
slep@s*****.ru

Выпуск листа на новом месте: 3028

   "alexey" 2007-09-28 09:40:28 (#693674)

[TIFLO] Re[5]: Преподавание слепых в классах со зрячими

Здравствуйте, уважаемые участники рассылки!

Валентина, Вы пишете:

В> В том, что при незрячем преподователе ученики втихушку шалят,
В> Так и в зрячих школах ученики шалят на уроках, и не всегда зрячий учитель
В> может заметить это.

Так в том-то и соль, что у зрячих мы всё-таки не наглеем, тихушничаем, а у слепого
это делается настолько открыто, что
даже он сам это знает, но не может повлиять на ситуацию. Ну давайте будем честными,
вспомните детство - на мольбу
слепого учителя начать писать что делает большинство? Ага, вспомнили :)? - всё
правильно - все хватают грифели
и стучат по прибору :)) - хотелось заснять это на камеру и послать в мин.образования,
дабы этим комиксом скрасить их трудовые
будни :). Конечно, несмотря на шумовую завесу, которую всё-таки создают особо
совестливые пишущие, слепой слышит, что это совсем не тот звук,
которого жаждет его просветительская душа, но сделать-то что он может? Попугать
администрацией? А, не ровен час, руководство школы поставит вопрос
о его неспособности организовать учащихся... - а кому оно надо, скажите мне :)?
Вот и происходит то, что происходит...

В> Такова специфика детского возраста детей.

Так и я о том же - учитывать надо бы это.

В> Были среди
В> нас и слабовидящие, но знание брайля для них было обязательным. брайль знали
В> многие наши зрячие учителя

Минуточку... что значит "Брайль знали многие"? У нас знание Брайля для учителей
было
обязательным требованием. Была аттестация учителей, если не путаю, ежегодная.
Не знала Брайля у нас одна-единственная
учительница, но её предмет был всё-таки почти устным.

В> И слепые в добрые советские времена
В> поступали в высшие учебные заведения без проблем. а в современной России

Ага, и вода раньше была мокрее, и килограмм тяжелее, и рубль длиннее :(, И мы
были моложе, и водка по 3.62 :(... И безработицы в сегодняшнем
виде не было (шучу). Кстати, насчёт безработицы - сколько Ваших одношкольников
после ВУЗа не смогло трудоустроиться и
пошло со своим образованием в работяги?
То-то же...

В> Как-то у нас в
В> школе заболел слепой математик и прислали к нам зрячего , так мы его долго
В> уговаривали диктовать нам помедленнее,он не мог проверить наши тетради, не
В> может правильно показать решение примеров в столбик.

Боже! И вправду школа у Вас была по тем временам фантастическая.
Что значит:

В> зрячий не научит делать матиматические графики с помощью прибора.

Вы же о Советских временах говорите :-О. Такого, чтоб преподаватель спец.школы
отличался тем, что Вы описываете, по
определению быть не может и это ещё очень мягко сказано - уму непостижимо, "не
знал, как диктовать, как объяснить"
построение таблиц и графиков на приборе". Как же он, бедолага, аттестацию проходил?
За магарыч чтоли? Всё это, по
отзывам знакомых, имеет место быть в современной школе, но в Совке, при всех
его пороках, уж такого беспредела точно не было.
Я вот пытаюсь вспомнить, сколько же в нашей школе было учителей математики...
Где-то около десятка. На всё-про всё одна
слепая (в качестве наглядного пособия), все остальные зрячие. Конечно, я не могу
похвастаться тем, что успела поучиться
у каждого из них, но такое, о чём Вы пишете, разумеется, не могло существовать
даже в кошмарном сне.
У нас так математичка вообще была суперская - Её объяснения понимал даже самый
тупой, самый
заядлый пофигист не могли у неё не знать предмет. После неё можно было без доп.подготовки
поступать в ВУЗ, но она, спасибо ей
на добром слове, всегда в первую очередь говорила о целесообразности, старалась
напомнить о том, сколько слепых после ВУЗа не смогли найти работу
по специальности и стоят теперь у станка.

В> слепой учитель лучше знает специфику обучения
слепых детей!

Да знать-то они знают, а вот передать знания, увы, зачастую не могут. До сих
пор вспоминаю нашего немца - умница мужик,
знал и немецкий, и английский. В универе его очень ценили, считали сильным, но
мы-то, дети, придавали ему значение не более, чем дождю за окном :).

В> слепой учитель лучше знает специфику обучения
слепых детей!

Да как сказать - помните, может быть, пособие для начинающих осваивать компьютер,
которое написано Сарой Морли? Я с
него начинала, и из всего, что мне попадалось, оно именно для начинающего слепого
было самое доступное. Нет, все
остальные учебники,
что встретились на моём пути, тоже очень хорошее, но без того, что написала Сара,
мне было бы представить себе происходящее на
экране крайне затруднительно. А ведь она совершенно зрячая, и так описала картинку,
как будто сама воспринимает её
ещё и на ощупь. Нет, я не хочу обидеть наших незрячих товарищей, которые создавали
тоже очень хорошие пособия - я говорю именно
о том, что описания вида экрана она сделала блестяще, хоть и зрячая. Вот также
классно нам, например, математичка
объясняла и чертежи, и различные таблицы, и объёмные фигуры, и просто многие
визуальные вещи, которых уж и не упомнишь
всех - конечно же, слепые её коллеги рядом не стояли по этой способности.
Я могла бы ещё привести очень много примеров (одному богу известно, сколько зрячих,
умеющих при определённой подготовке
хорошо объяснять слепым мне встречалось), поэтому говорить, что слепым детям
слепые учителя объясняют лучше, просто несправедливо и некорректно.

   Carrying_rain 2007-09-28 08:50:57 (#693659)

[TIFLO] Re: Преподавание слепых в классах со зрячими

Здравствуйте, уважаемые участники рассылки!

Irina Zarubina, Вы пишете:

IZ> мне повезло больше.
По-моему слепые преподаватели и дисциплину держали,
IZ> и предмет свой знали дай бог каждому.

Про уровень знаний я не спорю, даже не пытаюсь :), а вот насчёт дисциплины...
Не говорю, что редкие исключения невозможны, но
чаще всего слепой не может владеть вниманием аудитории, особенно подростковой
и детской.

IZ> И тут зрение неважно.Я и у зрячей
IZ> преподавательнице с подругой в карты играла на уроках, если она смотрела
на
IZ> наши занятия сквозь пальцы.

Ирина, ну что мы всё в одну кучу - я и чаёк попивала у зрячей химички, но попробуй
у зрячего не писать в ответ на его приказ или
отвечать ему по книге :)...

IZ> И вязала у многих зрячих.

А при чём это-то тут :-О? Ничего "жареного" в этом нет, у нас это поощрялось,
мы все вязали на многих уроках у зрячих. И
много чего ещё полезного делали - - уж я теперь и не упомню. Разве об этом речь
идёт и разве стоит сравнивать
несопоставимые явления?!

IZ> С моей точки зрения слепые в школе даже должны быть как
IZ> пример того, чего...

Хм, здесь я, отчасти, согласна :) - благодаря тому, что
мы могли наблюдать наших слепых преподавателей,
что называется, в работе, каждый понимал, что именно по этой профессии слепому
идти не стоит. Ну разве в исключительных
случаях. Например, пользоваться компьютером меня учили слепые - и учили классно!

IZ> плохие учителя как слепые, так и зрячие просто в
IZ> школе не должны работать.
IZ> было бы желание...

Уф, что там у нас Астафьев писал про плохих:
"Плохого мужика и плохую женщину зашить бы в мешок
и утопить. Просто! Вот как бы до нее, до простоты
той, доскрестись"...

Недостижимо благость такая, и причин тому несть числа :(...

   Carrying_rain 2007-09-28 08:50:26 (#693658)

[TIFLO] Re: Слепые с остаточным зрением

Здравствуйте, уважаемые участники рассылки!

Irina Zarubina, Вы пишете:

IZ> Полезно ли обучение слепых с очень низким остатком зрения по
IZ> плоскопечатному шрифту? Какой смысл такого обучения, если человек видит

Хорошо Вы сказали: "если человек видит", только надо добавить "пока :( видит".
Прошло не так уж много времени с тех пор, как я
закончила школу, а большинство моих одноклассников уже стали слепыми. По разным
причинам, но у человека с низким остаточным
зрением прогноз зачастую 1 и тот же, и это как раз тот случай, когда исключения
только подтверждают правило.
Слава богу, тогда ещё было понятие "брайлевские классы", так что эти люди не
остались
в информационном вакууме, хотя те, кто хоть чуть-чуть носом видят до последнего
читают зрячий шрифт с немыслимыми лупами,
а потом каются... Но выбора-то у них всё равно нет, ибо профессиональной литературы
нет по брайлю. То есть, я хочу
сказать, НЕ_БЫЛО_ВЫБОРА -
Техника стремительно развивается. Развиваясь, дешевеет. Вы поняли, к чему я клоню?
Через каких-нибудь сколько-то лет
покупка брайлевского дисплея перестанет быть несбыточной мечтой - в любом случае,
дешеветь будет и этот девайс, и, стало
быть, научную и пр. профессиональную литературу можно будет читать не только
"носом" или на слух, но и по брайлю. Улавливаете? Почти
любую литературу. Сегодняшние дети вырастут, у них будет техническая возможность
в универе и на работе не тратить свой и без
того скудный, хлипкий остаток зрения, а физической возможности читать с брайлевского
дисплея благодаря веянием моды у
них в нужный момент не окажется :((.

IZ> только крупно написанный шрифт. Читать может лишь "Нашу жизнь", "Школьный
IZ> вестник" и несколько десятков книг, изданных укрупненным шрифтом?

Ирина, они ещё на электронную лупу надежды питают, хоть она и стоит, как самолёт.
Но удобная, зараза! Но дело даже не в этом: лупой можно
пользоваться, пока ты не пропил своё остаточное зрение. И каждый носомсмотрящий
надеется и втайне и явно, что это
кто-то другой ослепнет,
а он-то сделает всё мыслимое, чтоб подгляд сохранить - вымолит у господа или,
если
понадобится, у дьявола :). А вот способность читать пальцами, хоть и может потеряться,
но, согласитесь, это уж в очень
редком случае...

IZ> Многолетний опыт говорит о том, что брайлисты с остаточным зрением, как
IZ> правило, обычным образом читать научатся.
IZ> Хотя с написанием письменными
IZ> буквами красиво и разборчиво есть проблема.

Да прекрасно они на этом руку набивают... Ну пусть не все так красиво, да ведь
сейчас совсем зрячие так пишут, что без
слёз не взглянешь :).

IZ> А вот брайль такие ученики наотрез учить, как правило, отказываются.

Ирина, я тут, случайно, не ослышалась? Мы с Вами
ещё помним Советские времена, и фраза "наотрез учить
отказываются" лично для меня звучит также странно, как, например, такая: "ребёнок
отказывается учить астрономию, потому
что он небесный свод всё равно не видит". Ну разве не выглядит это нелепо и даже
смешно? Да попробовал бы прежде хоть 1 сказать, что он
"отказывается учить брайль"! Это никогда не обсуждалось. Ну да, все очень-слабовидящие
дети скулили, что они хотя в
зрячий класс, но с таким же успехом можно было ныть я хочу ноги от ушей или миллион
долларов" :).
А если бы кому-то пришло в голову настаивать на своём, вложив даже всю силу влияния
родителей, держу пари, этого ученика бы позорили на каждом уроке так,
что он сам уже умолял бы пересадить его на брайль. Не потому, что кому-то захотелось
самоутвердиться, а исключительно в интересах
этого ребёнка, которых пока что ни он сам, ни его совсем далёкие от этой практики
родители не могут осознать.
Кстати, а ведь действительно, вспоминаю - были у нас такие примеры, ребёнку давали
эту возможность - убедиться, что не успевает он за
классом по-зрячему писать, читать и т.д.

В заключение хотела бы сказать, что детей с очень низким остаточным зрением хорошо
бы, на мой непросвещённый взгляд, обучать так, как
будто завтра им предстоит внезапная его потеря, ибо очень уж зыбкая это вещь
- остаток :(.

На этом позвольте закончить мой доклад для "общества ценителей Брайля" :-/!
Благодарю за внимание :)!

   Carrying_rain 2007-09-28 08:50:20 (#693657)

[TIFLO] Самые ленивые студенты в Европе - британцы

25 СЕНТЯБРЯ 14:20

Самые ленивые студенты в Европе - британцы

Согласно исследованию, проведенному Институтом политики в области высшего образования,
британские студенты посвящают учебе всего 20 часов в неделю, что
дает право назвать их самыми нетрудолюбивыми студентами в Европе. Как пишет The
Daily Mail, немецкие студенты учатся как минимум 34 часа в неделю. Самыми
трудолюбивыми признаны подростки Португалии, посвящающие учебе 41 час.
// <Газета.Ru>

Выпуск листа на новом месте: 3024

   2007-09-28 07:58:51 (#693652)

[TIFLO] европейские нормы

Количество рабочих мест для инвалидов приведут в соответствие с европейскими
нормами

26.09.2007

По европейским нормам количество вакантных рабочих мест для инвалидов должно
составлять не менее 30% от общего числа вакансий. В Петербурге число вакансий
для инвалидов составляет пока 25%.

В настоящее время в городе проживает почти 755 тысяч инвалидов, из них трудоспособных
- 123 тысячи человек. В 2005 году для них было создано 17 тысяч
мест, в 2006 - 18 тысяч, в первом полугодии 2007 года - 16 тысяч мест.

Как заявила во вторник губернатор Валентина Матвиенко на заседании городского
правительства, инвалиды должны ощущать себя полноценными членами городского
сообщества. Она потребовала от руководителя Комитета по занятости Панкратова
взять эту проблему под личный контроль.

www.echomsk.spb.ru

Выпуск листа на новом месте: 3023

   2007-09-28 07:55:22 (#693650)

[TIFLO] Преподавание слепых в классах со зрячими

Здравствуйте! Уважаемые участники рассылки!
Максим Георгиевич, Литвак утверждал, что слепым лучше преподавать в вузах.
Туда люди пришли за знаниями и поэтому квалификация преподавателя для
большинства студентов важнее многих других качеств. Дети же значительно
отличаются от студентов и поэтому и причин, по которым слепой не может
работать в школе (особенно начальной) гораздо больше. Да и образовательный
процесс в школе требует больше визуального контроля.
С уважением
Ирина

Выпуск листа на новом месте: 3022

   2007-09-28 02:24:48 (#693636)

[TIFLO] Преподавание слепых в классах со зрячими

Здравствуйте! Уважаемые участники рассылки!
Павел Васильевич, ваше письмо вызвало у меня сначала улыбку. А потом
невольно задумалась. Вот тут мы спорим какой учитель лучше. Исходим мы
прежде всего по-видимому из своих представлений о слепом и зрячим учителе.
Большинство участников рассылки не по наслышке знает и тех и других. Но
корректно ли сравнивать эти образы? Тем более, что образ сложился из опыта
общения с незначительным кругом представителей слепых учителей и большой
группы зрячих. Сравнение некорректно по многим параметрам. По-моему мы
делаем вывод опираясь прежде всего на сложившиеся у нас в голове стереотипы.
Кто-то пишет о некомпетентности слепых учителей, другие - о том, что они
лучше доносят знания до слепых. По-моему все правы и неправы. Почему я это
утверждаю По-моему это и объяснять не стоит итак многое очевидно. Но что бы
мы не писали на эту тему мы думаем о том, что учить незрячих должны хорошие
учителя. И вдруг Павел возвращает нас на землю О чем Вы тут пишете? В школах
и плохих то учителей скоро не останется... Может в данной ситуации имеет
смысл подумать о возвращении слепых учителей в школу? Тем более, что, как
правило, коллектив школы знает своих учеников и вряд ли согласится на то,
чтобы бездарь работал в их коллективе. Хотя всякое бывает.
Читала лекции я пару лет тому назад завучам школ. И тема слепых учителей
невольно всплыла на одном из семинаров. Многие слушатели хорошо отзывались о
слепых учителях. Много добрых слов сказали в их адрес. Не буду тратить время
на их пересказ. Но было одно яркое выступление завуча, рассказавшей об
учителе в их школе. Мало того, что он по ее мнению плохой учитель. Он
оказался еще и плохим человеком. Его сокращали, но суд восстанавливал
инвалида. Она прямо заявила , что никому не советует брать слепого на
работу. Слава богу, что повезет и слепой впишется в коллектив и будет
добросовестно выполнять свои профессиональные обязанности. Но не сложись и
школа никогда не сможет от него избавиться. Суд всегда встанет на сторону
инвалида. ДА и общественное мнение заклеймит директора, притесняющего
слепого. Так что лучше и ситуацию не создавать.
С уважением

Ирина

Выпуск листа на новом месте: 3021

   2007-09-28 02:16:37 (#693631)

[TIFLO] Преподавание слепых в классах со зрячими

Здравствуйте! Уважаемые участники рассылки!
Владислав, полностью согласна с Вами и теми участниками рассылки, кто
считает обсуждаемое письмо дискриминационным по отношению к слепым учителям.
Но принято оно было из благих побуждений. Прежде всего с целью заботы об
учащихся. Письма Ольги как раз ярко проиллюстрировали то, что думали те кто
побудил появление этого документа. Одним из ярых сторонников очищения наших
школ от слепых учителей был известный тифлопсихолог Алексей Григорьевич
Литвак. Я имела честь быть его ученицей. Обсуждаемая тема многажды
поднималась нами и на лекциях и в непринужденной обстановке вечерних
посиделок. Люди мы были уже многоопытные, многие занимали большие посты и
каждый со своей позицией и не считали за особый грех и с Литваком по
некоторым проблемам поспорить. Литвак прямо говорил, что большинству слепых
учителей в школе не место. Они не могут следить за дисциплиной, осанкой
учеников, постоянно контролировать действия учеников, не способствуют
развитию остаточного зрения у учеников с остаточным зрением и прочее. НА
лекциях мысль о непригодности слепых учителей он завершил фразой: "А кто из
Вас хотел, чтобы вашего ребенка учил слепой учитель?". Ответом ему была
практическая тишина студентов. Для тех кто недавно подключился к нашей
рассылке напомню, что училась я на спецфакультете при РГПУ, где обучались
работники ВОС. Цель организации этого факультета была подготовка кадров для
работы реабилитолагами и прочими специалистами прежде всего в системе ВОС.
Так что основная масса зрячих студентов имела большой опыт работы со слепыми
работниками УПП. Мы потом когда в кругу слепых обсуждали это занятие с
грустью отметили, как же зрячие доверяют слепым...
С уважением
Ирина

Выпуск листа на новом месте: 3020

   2007-09-28 01:47:48 (#693628)