Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2007-10-08

[TIFLO] Re: Незрячий преподаватель

Здравствуйте.
Конечно, утверждение, что в нашей школе не осталось ни одного слепого
учителя достаточно сильно, также мне понравилось, что лишь единицы получают
высшее образование, и только слабовидящие, когда налицо обратная тенденция,
почти все идут в вуз-ы и сузы, другое дело качество полученного ими
образования, но это вопрос другой.
Посмотрим, что дальше скажет.

--
С уважением
Алексей
Самара
slep@s*****.ru

Выпуск листа на новом месте: 3061

   "alexey" 2007-10-08 11:29:47 (#695821)

[TIFLO] Незрячий преподаватель

Н.К. Антонов.

Незрячий преподаватель в средней специальной и высшей школе
Продолжение

Всякий человек, включаясь в жизнедеятельность нового коллектива, проходит определённый
период адаптации. Если при поступлении на работу он встречает доброжелательное
отношение со стороны администрации и коллег, то дальнейший успех зависит только
от него самого.

Педагогическая работа - это работа с людьми, и процесс вхождения
в коллектив здесь проходит более сложно. Выступая в качестве субъекта отношений
в новой социальной среде, человек становится их объектом, с которым вынуждены
контактировать другие субъекты данного социума. Для инвалида по зрению этот период
более сложен и нередко проходит достаточно болезненно. А многие выпускники вынуждены
отказаться от работы на педагогическом поприще.

Причины расставания с педагогической деятельностью различны. Как общие для любого
преподавателя (ограниченность, неправильный выбор, профессиональная несостоятельность),
так и специфические для незрячего, связанные с тем, что Л.С. Выготский называл
"наростом на слепоте".

Потеря зрения в подростковом или более позднем возрасте, особенно
негативно влияет на личность. Возникает комплекс неполноценности, ущемлённости,
придавленности слепотой. У слепорождённых, или потерявших зрение в раннем детстве
эти состояния менее выражены, так как о том, что значит видеть, они не имеют
или почти не имеют представлений. Кроме депрессивных психических состояний, у
незрячих имеют место несовместимые с учительским трудом черты и свойства личности.
Например, эгоизм, эгоцентризм, отсутствие чувства долга, самостоятельности, нерешительность,
упрямство, равнодушие к окружающим и т.п. Если их не преодолеть в школьные и
студенческие годы, вы не сможете учить, а будете только мучить и себя и других.
Готовясь к педагогическому труду, предстоит приложить не мало усилий, связанных
с общей социально - психологической адаптацией, формированием адекватного поведения,
с преодолением некоторых странностей и привычек, не свойственных нормально видящим
людям. Таких как качание, подпрыгивание, почёсывание, обкусывание ногтей, и т.п.
Я знал одного незрячего преподавателя ВУЗа, кандидата наук, высоко эрудированного
человека, который, предложив студентам самостоятельную работу, на время как бы
отключался от окружающего, сидел и спокойно ковырял пальцем в носу, используя
как бесценный продукт питания всё оттуда добытое. Водились за ним и другие странности.
На робкие замечания коллег он реагировал с раздражительностью и недоумением.
Проработав на кафедре два года, он вынужден был уйти.

Умение строить нормальные отношения с коллегами и студентами, вести диалог с
собеседником, владение технологией жеста, управление мимическими процессами
- всё это необходимые составляющие адекватного поведения незрячего педагога..

В прямом и переносном смысле инвалида по зрению не только встречают,
но и провожают "по одёжке". Выберите себе определённую форму и стиль одежды,
содержите её в порядке и чаще меняйте.

Большинство Ваших коллег о слепых знают только понаслышке или
мимолётным встречам на улице, которые не всегда вызывают у них приятные ощущения.
Особенно сейчас, когда многие незрячие не имеют работы и вынуждены заниматься
попрошайничеством. В первое время отношение коллектива будет настороженным. Кто-то
будет относиться с состраданием, жалеючи, кто-то - панибратски, покровительственно,
с иронией, кто-то - откровенно неприязненно и брезгливо. Ни с теми, ни с другими,
ни с третьими не следует конфликтовать, даже если они не правы. Доказательство
своей правоты через инициирование конфликта может привести к тому, что даже доброжелатели
изменят о вас мнение.

Упорное стремление к справедливости и правдоискательству свойственно
многим незрячим. Не показывайте коллегам, что они Вам малоприятны, наоборот,
с такими людьми следует быть предельно вежливым и корректным.

Создание положительного имиджа незрячего педагога в коллективе во многом зависит
от умения вести разговор с собеседником. Нормально видящие люди прежде, чем начать
словесное общение, устанавливают визуальный контакт. И, если, вступая в диалог,
не учитывать этого, то общение с нами затруднительно.

Не следует говорить с человеком, располагаясь к нему спиной или боком - собеседник
должен видеть ваше лицо и глаза. Некоторые незрячие, включаются в чужую беседу,
повторяют одну и ту же фразу несколько раз, считая, что их не слышат. Прежде
чем начать разговор, надо, что называется, "прокачать ситуацию", может ли, хочет
ли предполагаемый собеседник в данный момент с вами говорить. Каково его настроение,
не занят ли он каким то делом, требующим особой сосредоточенности. Конечно, здесь
нужно обладать развитой интуицией. По дыханию человека, например можно определить
его настроение. По движениям, которые вы слышите - характер занятий (читает,
пишет, о чём-то думает). Адаптированные слепые, работающие вне системы ВОС, хорошо
владеют подобными навыками.

В общении с окружающими незрячему преподавателю нельзя быть ни слишком замкнутым,
ни чрезмерно говорливым. Это две крайности, к которым склонны инвалиды по зрению.
Излишняя замкнутость не способствует коммуникабельности, а от излишней говорливости
собеседники просто устают и под разными предлогами стремятся избежать контакта.

Большое значение в реализации интеллектуального и педагогического
потенциала инвалида по зрению имеет умение владеть общепринятыми приёмами мимики
и жестикуляции. Зрячие люди овладевают ими по подражанию с раннего детства, не
зрячего этому надо учить. Преподавание курса мимики и пантомимики в школах для
слепых и слабовидящих детей призвано решить такую задачу. Но пока здесь накоплен
небольшой опыт. Нет подготовленных специалистов, не разработаны учебные методические
пособия.

Если незрячий не владеет приёмами мимики, его лицо выглядит маскообразно. У студентов
возникает ощущение отсутствие преподавателя в аудитории, и они занимаются своими
делами.

Лет тридцать назад стоял я на трамвайной остановке с баянистом нашего Дома культуры.
К нам подошла женщина с ребёнком лет пяти. Увидев его, малыш с удивлением воскликнул:
"Мама, смотри, вон, дядя стоит, спит и курит!".

Другой пример. По направлению райкома партии в областную библиотеку пришёл читать
лекцию знакомый мне преподаватель сельскохозяйственного института. После лекции
позвал меня покурить и высказал своё недоумение: "Странно, ведь у них у всех
были такие отрешённые лица, а сколько потом задали вопросов".

Продолжение следует

Выпуск листа на новом месте: 3060

   2007-10-08 07:26:18 (#695783)