[TIFLO] Город - без барьеров, жизнь - без отчаяния

Город - без барьеров, жизнь - без отчаяния
Максим Суворов
Сегодня в столице проживает 1,2 миллиона инвалидов, из них более 26 тысяч - дети,
которым нужно не только лечение. Как дать им полноценное образование?
Какими профессиями эти ребята смогут овладеть в будущем? Ответы на эти и другие
вопросы искали участники "круглого стола" "Новые технологии и подходы к
обучению детей-инвалидов. Проблемы в области социальной поддержки инвалидов",
который прошел в рамках Совета по социальной политике при президиуме Московского
городского регионального отделения партии "Единая Россия".
В переводных пособиях, посвященных инклюзивному образованию (совместному обучению
больных и здоровых детей) много говорится про "безбарьерное" пространство.
Создают его, по мнению здорового человека, сущие мелочи. Пандус у входа. Дверь
в класс, способная пропустить инвалидную коляску. Кабинка в туалете, в которую
втиснется коляска, и специальные поручни в этой кабинке. Но даже в Москве нормальные
условия для обучения детей-инвалидов есть не везде. К примеру, пандусы
есть только в четверти столичных школ. Лифтов - и того меньше. К этому добавьте
отсутствие специально обученного персонала и оборудования, компьютеров,
например, для ребенка с ДЦП, у которого нарушена пластика пальцев и который с
трудом попадает по обычной клавиатуре. Есть проблемы и во взаимодействии
с медицинскими учреждениями. Однако власти уверены - все эти проблемы решаются
и будут решены уже в ближайшее время.
- Решение проблем инвалидов является приоритетным направлением социальной политики
органов государственной власти города Москвы, - говорит депутат Мосгордумы
Татьяна Потяева. - Уже сейчас четко видны результаты целенаправленной работы
департамента социальной защиты в области поддержки и реабилитации инвалидов.
У нас есть замечательные школы и детские сады, в которых имеется все необходимое
для инклюзивного образования. Налажена система дистанционного обучения
нескольких тысяч детишек. Они занимаются у себя дома за компьютером. И с помощью
веб-камеры педагоги видят все, что делает их ученик. И наоборот. В одном
из детских садиков реализовали проект "сенсорного сада", который помогает маленьким
детям, лишенным зрения, гармонично развиваться и познавать мир. Возрождаются
футбольные команды слепых. Кроме того, в городе решается и вопрос создания "безбарьерной
среды" для инвалидов.
Это мнение разделяет и глава комиссии по социальной политике и трудовым отношениям
Мосгордумы Михаил Антонцев:
- Сегодня можно уже говорить о появлении специальной инфраструктуры, - говорит
он. - Появились переходы, которые оборудованы звуковыми сигналами для слабовидящих.
Начался повсеместный монтаж пандусов. Для передвижения инвалидов с нарушениями
опорно-двигательного аппарата приспособлено около 20 тысяч зданий и сооружений.
На улицах города действуют десятки маршрутов с низкопольными автобусами, в которые
можно войти на костылях или заехать на коляске. Впервые за долгое время
у нас появились специальные квартиры, приспособленные для проживания инвалидов.
В ближайшие 2 года планируется сделать доступными отделения Сбербанка,
почты, больницы, поликлиники - практически все социальные учреждения. Уже скоро
мы организуем для инвалидов "безбарьерную среду".
По словам Михаила Антонцева, последнее время столичная власть уделяет все больше
внимания проблемам инвалидов: в 2001 году Московской городской думой был
принят закон "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам
социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры", в 2005-м - закон "О
дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и лиц с ограничениями жизнедеятельности".
- Сегодняшний разговор по проблеме инвалидов касается многих, - в заключение
отметил руководитель регионального исполкома партии Виктор Селиверстов. - Никто
не застрахован от того, что член его семьи или он сам может стать инвалидом.
А значит, и решать эту проблему нужно вместе.
Слова "инвалид" не существует
Вот уже более 30 лет, как на Западе начали разрабатывать программы обучения для
детей-инвалидов, начали издаваться специальные книги для слепых, фабрики
стали производить синтезаторы речи, эргономичную мебель, устройства для чтения
книг (talking book machines), говорящие пишущие машинки, автоматические
приспособления для перелистывания книжных страниц, а также разнообразные протезы
и коляски, разработанные по последнему слову техники. Стоит отметить,
что даже слова "инвалид" в лексиконах многих англоговорящих стран не существует.
Там их, как правило, называют "людьми с ограниченными возможностями".
А чтобы ограничений у этих людей было меньше, местные власти устанавливают множество
приспособлений, облегчающих им жизнь, начиная от пандусов и заканчивая
сложной техникой. В большинстве европейских столиц все социальные учреждения
оснащены специальными электрическими подъемниками, позволяющими инвалидам
передвигаться без чьей-либо помощи. Как правило, предусмотрено место и для размещения
собаки-проводника. Особо стоит сказать об образовании. К примеру,
в голландских музеях имеются брайлевские буклеты-путеводители по каждому залу,
брайлевские надписи под экспонатами, диктофонные записи с описанием каждого
зала и размещенных в нем экспонатов или картин. Власти Парижа разделили людей
на 4 типа по уровню инвалидности (слуховой, умственный, зрительный и двигательный).
Для каждой группы предусмотрены особые экскурсионные программы, чтобы инвалиды
могли полноценно отдыхать в Париже и изучать его памятники истории и культуры.
Известия.Ру:
12:29 07.11.07
Выпуск листа на новом месте: 3109