Традиции, обычаи, самобытность и творчество русского народа
Заповедные места.
Гжель – всемирно известный народный художественный промысел России.
Природа щедро одарила Гжель залежами многоцветных глин: белых, красных, черных, беложгущихся, кислотоупорных; песков, известняков. Это полный набор материалов, пригодных для изготовления различных керамических изделий: гончарных, майоликовых, фаянсовых, фарфоровых, бытовых и прочих.
По историческим документам еще в 1-й половине XIV века Гжель отмечается как центр керамического производства России, который являлся поставщиком гончарной посуды для царева двора.
А с середины XVIII в. гжельские мастера освоили технику майолики, позволяющую изготовлять посуду с многоцветной росписью по белой эмали.
Выбирая наиболее характерное из увиденного на других заводах, гжельские мастера создали свой мир, населенный ярко расписанными фигурками.
Рисовалибукеты и цветочные гирлянды, а также довольно изящные веточки.
Посуда на заводах Гжели расписывалась яркими красками (красной,зеленой, желтой), с обилием золота, иногда с использованием кобальта.
Еще во второй половине XVIII века вГжели стали возникать первые частные фарфоровые заводы.Бурный рост заводов Гжели начинается в 20-30-е гг. XIX века, а некоторые
гжельские предприятия сохранились и до первых десятилетий XX века.
Фарфор частных заводов Гжели отличался большой яркостью, сочетанием контрастных красок, лубочной трактовкой мотивов, разнообразных форм бытовых предметов.
Лучшими фарфоровыми фабриками Гжели были: завод братьев Новых, выпускавший фарфор и фаянс; заводы Никиты Храпунова, которые при изготовлении посуды ориентировались на западноевропейские образцы; завод Сафронова; фарфоровый и фаянсовый завод Тереховых и Киселева.
На рубеже XIX-XX веков, когда машинное производство стало постепенно вытеснять рукотворные работы, искусство Гжели начинает затухать. В советские годы крупные заводы переориентировались на выпуск технического фарфора.
В 20-30 годы двадцатого столетия началось воссоздание промысла: были созданы артели и мастерские. В 1929 году в д.Турыгино организована артель "Вперед, керамика". В 1936 году была переименована в артель "Художественная керамика" и в дальнейшем преобразована в Турыгинский завод "Художественная керамика".
С участием художницы Н.И. Бессарабовой была разработана подглазурная мазковая роспись кобальтовой краской с теневой росписью на фарфоре. В разработке участвовали гжельские живописцы. В послевоенные годы -Турыгино и Бахтеево стали родиной бело-синего фарфора. Вообще, сине-голубая Гжель – это голландская технология, отраженная в русских мотивах.
С 1946 по 1970-е годы коллектив пополняется профессионалами-художниками.
Стройная художественная система приемов гжельского письма закреплялась в индивидуальных почерках исполнителей.
Используяодин и тот же набор живописных элементов, каждый художник создает свойузнаваемый сюжет росписи: букет или отдельный цветок, животный и растительный мир, изображения людей.
Кистевой "мазок с тенями", ставший родовой приметой гжельского промысла, обладает широким тональным диапазоном: от глубоких и темных тонов до очень светлых и легких, тонов подглазурной росписи.
И если мастер, проводящий обжиг переусердствует или недодержит посуду, то цвет необходимый не получится.
Производство фарфоровой посуды – это творческий труд многих мастеров.
Не забывают художники Гжели и традиционную майолику. Здесь также широк диапазон предметов. Чайники, солонки, часы, кувшины и другие изделия привлекают внимание многоцветностью эмалевых красок.
В этих изделиях, отличающихся от фарфора некоторой тяжеловесностью и упрощенностью рисунка, с особой силой проявляется традиция народного творчества.
К сожалению, не всю продукцию, выставленную на прилавках, можно отнести к народному промыслу Гжель. Очень много кустарных работ под Гжель, где не выдержана технология производства, отсутствует подглазурный обжиг, а частый рисунок только закрывает подделку.
Настоящая Гжель - это праздник, который останется с Вами надолго.
Сине-голубая сказка, искусство из глубины веков, отшлифованное временем, дизайном современных художников. Изящество, теплота, неповторимость рисунка и форм- все это воплотилось в продукции мастеровГжели. Чайные сервизы, штофы, рюмки, подносы, сырные доски, сувениры и многое другое (сине-голубые расцветки с позолотой и без, а также белые икобальтовые цвета).