Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Сказка - ложь, да в ней намек

  Все выпуски  

Сказка - ложь, да в ней намек Медвежонок и Ослик


Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Знания о мире, о философии жизни передавались из уст в уста, переписывались, читались, впитывались испокон веков. Через сказку передаются знания о духовном пути души и социальной реализации человека.

Сказки играют значительную роль в образовании и сегодня. Они придают жизни смысл, теплоту, целеустремленность и значимость. При помощи сказки можно достучаться до детского сердца и передать главные важные жизненные принципы. Каждая сказочная ситуация имеет множество граней и смыслов. Ребенок, читая сказку, бессознательно выносит для себя тот смысл, который наиболее актуален для него в данный момент. Со временем человек меняется, и ту же самую сказку он может понять по-другому.

Когда ребенок начинает осознавать себя и исследовать устройство окружающего мира, у него возникает множество вопросов ко взрослым. Многие детские вопросы ставят учителей и родителей в тупик. Не так-то просто объяснить ребенку, почему все происходит так, как происходит, и «что такое хорошо, а что такое плохо». Наблюдая за судьбами героев, проживая сказочные ситуации, воспринимая язык сказочных образов, ребенок во многом формирует для себя картину личного мира. Будучи взрослым, человек вспомнит свои детские образы мироустройства будет воспринимать разные ситуации и действовать согласно сложившемуся личному  миропониманию.

Современные  условия жизни навевают на создания новых сказок, которые уже не сильно вписываются в привычные и такие понятные народные традиции.

На форуме Города Мастеров  была создана тема Детские и недетские сказки... (О страшилках и не только)
В качестве примера были даны две сказки. Они вошли  программным материалом в школьный учебник младших классов. Вопрос возник, можно ли такие сказки читать и пересказывать детям?  Сказка мне показалась очень интересной и вопросы, которые она подымает, дают пищу для размышления не только детям. Готов ли учитель к обсуждению следующей сказки?

Всю тему форума можно прочитать здесь

Выдержка из сказки со школьного учебника 2 класса. Предыстория сказки такова:

Медвежонок дружил с осликом, потом медвежонку пробило голову упавшим дубом. Дальше идет предсмертный диалог медвежонка и ослика...

* * * * * * *
"…Неужели все так быстро кончается? - подумал Ослик.
- Неужели кончится лето, умрет Медвежонок и наступит зима?
Медвежонок зашуршал опавшей листвой. "О чем ты думаешь?" - спросил он.
"Я? Лежи, лежи", - сказал Ослик.

Теперь он стал вспоминать, как они встретились, как под проливным дождем пробежали весь лес, как сели отдохнуть и как Медвежонок тогда сказал: "Правда, мы будем всегда?"
"Правда", - ответил тогда Ослик. А теперь Медвежонок лежал на опавших листьях с перевязанной головой, и кровь выступила на повязке.

"Как же это так? - подумал Ослик. - Как же это так, что какой-то дуб разбил Медвежонку голову? Как же это так, что он упал именно тогда, когда мы проходили под ним?"
Прилетел Аист. Ослик снова задумался.
Теперь он думал о том, как похоронить Медвежонка, чтобы он вернулся, как лето. "Я похороню его на высокой-высокой горе, - решил он, - так, чтобы вокруг было много солнца, а внизу текла речка. Я буду поливать его свежей водой и каждый день разрыхлять землю. И тогда он вырастет. Если я умру, он будет делать то же самое, и мы не умрем никогда..."

"Послушай, - сказал он Медвежонку, - ты не бойся. Ты весной вырастешь снова". "Как деревце?", - спросил Медвежонок. "Да. Я тебя буду каждый день поливать. И разрыхлять землю", - ответил Ослик. "А ты не забудешь?", - спросил Медвежонок. "Что ты!" - ответил Ослик. "Не забудь", - попросил Медвежонок.

Он лежал с закрытыми глазами, и если бы чуть-чуть не вздрагивали ноздри, можно было бы подумать, что он совсем умер. Теперь Ослик не боялся. Он знал: похоронить - это значит посадить, как деревце..."

Ложь этой детской сказки такова:
 "…Неужели все так быстро кончается? – подумал Ослик.
Такое только думать можно. В жизни не может быть конца, жизнь  - это бесконечный процесс, даже если кто-то и покидает ее.

Намек этой сказки таков :
Теперь Ослик не боялся. Он знал: похоронить - это значит посадить, как деревце...
Когда проходишь страх смерти, уже не страшно жить, ибо ведомо становится, что жизнь бесконечна, а смерть только переход куда-то…


Сказка включена в школьный учебник.
Обсудить тему можно на форуме здесь

snezhana_f@yahoo.com     - (адрес изменился)

Снежана


В избранное