Александр Заборов: Искусство взаимоотношения между людьми.
Александр Заборов: Искусство
взаимоотношения между людьми. www.zaborov.ru
Грипп
Друзья, прошу прощение за долгое отсутствие. На меня напал какой-то особо вредный грипп,
но вроде бы начал приходить в себя. По советской еще привычке побоялся привиться, может
быть, был не прав?
Приятно, что развернулась такая бурная дискуссия, по предыдущим темам. Постараюсь
восполнить отставание.
Просмотрел дискуссию по теме “О главном”. Все ушло в заоблачные, астральные выси. Между
тем, тема весьма прагматична.
Начну с экспериментально установленного факта. Соотношение положительных и
отрицательных эмоций у конкретного человека не зависит от внешней среды. Предчувствуя
вопль Рудольфа: “Ссылку в студию!”, скажу так. Можете поискать по интернету. Но лучше
проверьте сами на собаках, друзьях, мамах, женах/мужьях.
То есть у каждого человека соотношение эмоций свое, личностная константа. Чем
определяется? Может ли меняться? Может ли человек самостоятельно изменить это соотношение?
Вот это уже вопросы для “горних высей”.
Во время болезни пересмотрел с ребенком фильмы о Гарри Поттере. Я не буду рассуждать о
литературных достоинствах серии (книги мне нравятся). Хочу поделиться соображениями о том,
почему она пользуется такой популярностью. Ведь книг на тему фентези и до Дж. Роулинг было
огромное количество.
Уверен, что произведение, пользующееся популярностью такого уровня, обязательно содержит
весьма глубокие идеи и мысли, каким бы незатейливым оно не казалось на первый взгляд (так
же, как, например, и “Семнадцать мгновений весны” Юлиана Семенова).
В небольшом местном журнале “Успех” наткнулся на выборку по вопросам воспитания (опять
автора не было). Там обнаружился замечательный и, главное, очень практичный рецепт для
определения сути наших проблем с детьми. Я изложу, как понял.
Существуют четыре основные причины нарушения поведения у детей:
- борьба за внимание;
- борьба за самоутверждение против чрезмерной опеки;
- желание отомстить;
- потеря веры в собственный успех.
Различить, с чем именно вы столкнулись, можно по возникающей у вас при этом эмоции.
Альберту Швейцеру принадлежит фраза: “Пример не самый главный способ воздействия, он -
единственный способ”. Слова абсолютно ничего не решают. Слова или раздражают, или, в лучшем
случае, их пропускают мимо ушей.
Очень наглядно это видно по передаче “Снимите это немедленно”. Напомню: приглашается
дама, публично уничтожается ее старый гардероб. Подробно, на манекенах объясняют, ей как
надо одеваться. Вручают кредитку и отправляют по магазинам.
Так вот. Ни одна дама ни разу не сумела воспользоваться данными ей советами.
Выход был всегда один: ведущие сами подбирали даме одежду, и только после этого она
начинала хоть что-то понимать. Вспоминайте эти примеры, когда вы читаете нотации детям. А
лучше найдите время и научите. Даже играть игрушками нужно учить.