Александр Заборов: Искусство взаимоотношения между людьми.
Александр Заборов: Искусство
взаимоотношения между людьми. www.zaborov.ru
Пустые угрозы
Понаблюдав за практическим ежедневным процессом воспитания детей (в наших пенатах), легко
придти к выводу, что основным, наиболее часто употребляемым, приемом является пустая угроза.
“Прекрати сейчас же или не пойдешь в аквапарк!”, “Доешь все или останешься дома!”, “Больше
никогда не буду покупать тебе игрушки!” - все эти угрозы останутся неисполненными, и это прекрасно
знают обе стороны. Особенно часто данный прием используют женщины.
Главная проблема в том, что ребенок перестает всерьез воспринимать ваши замечания: их слишком
много и они не несут в себе реальной угрозы, надо просто легким рёвом обозначить, что он принимает
правила игры.
Понаблюдайте (не вмешиваясь), как ваш ребенок общается с младшими родственниками или
детьми друзей. Вы получите полное представление о ваших любимых воспитательных приемах.
Если представить себе, что нас в жизни кто-то направляет, то, по-видимому, главными
побудительными средствами являются болезни, денежные проблемы и страх смерти.
Именно они заставляют нас решиться на перемены. А примирение с жизнью (отсутствие страха
смерти), внутренняя успокоенность - критерий того, что мы на своем пути.
Поместил в библиотеку воспоминания моего тестя Николая Ивановича Голубева. Так получилось, что мы с
ним общались мало - жили в разных городах. Но воспоминания прочитал в один присест.
Вроде бы простой, бесхитростный рассказ о жизни, но задевает за живое, и читать интересно.
Наверное, главное, что написано очень честно, без желания понравиться или угодить. Да и человек был
незаурядный - сильный и самостоятельный.
Прочитайте, зарубки того стоят. Получите хорошее представление о реальной жизни провинциальной
России в 30 - 50 годы прошлого века.
Кроме прочего, воспоминания служат прекрасной иллюстрацией того, как по разному течет время в
разные периоды жизни.
Можно совсем не делать замечаний ребенку и вообще не обсуждать того, как не надо.
Нужно просто объяснять, а лучше показывать, как надо. Уверяю вас, это возможно.
Если не знаете, как показать, или просто лень - промолчите, оставьте ребенка без управляющего
воздействия. Поверьте, мир не рухнет.
Вы поразитесь тому, как благодарен будет ребенок и как улучшится обстановка в семье.
За 20 лет в нашем быстроменяющемся мире жизненный опыт родителей далеко не во всем может
помочь детям. Возникает вопрос: чему учить, что останется ценным, и не будет тянуть назад?
Можно много теоретизировать на эту тему. Я предлагаю поделиться личным опытом, что мы
получили от родителей, и что передали детям, и что действительно работает.