В новой статье Юрия Афанасьева обнаружил первое вменяемое объяснение происхождения особенностей нашего государственного устройства. Стиль у Юрия Николаевича тяжеловат, я понимаю не все. Скажем такой пассаж: В том же смысле российский социум, рассматриваемый как отношения власти и населения, то есть в его субъект-объектных отношениях, представляет собой, как это было и всегда, тотальное господство власти в качестве моно-, а то и самосубъекта,
что изначально и абсолютно подавляет личность и, следовательно, исключает любое творческое начало.
Нет, все понятно! но что конкретно?! Или такой: Наконец, надо сказать, что становление России как большого общества, одной страны и единого государства произошло не путем преодоления докультурного — можно сказать, досовременного еще — состояния локальных миров, а, наоборот, путем превращения их догосударственной еще культуры во всеобщую норму.
Я постараюсь передать, что понял. Суть вопроса, основопологающая матрица заложены в процессе создания большого (объединенного) государства. Для России это 15 век и условия тогда были действительно уникальные.
“На Западе большое общество структурировалось, а власть в нем строилась на основе и в ходе взаимоотношений между собой множества уже существовавших тогда социальных субъектов: феодалов, городов, церкви, сословий. Все население складывающихся обществ было представлено такими социальными субъектами. Власть формировалась изначально как субстанция многосубъектная и уже сама по себе в своей завершенности представала как некий итог, как результат соглашения, как договор между различными субъектами. Подобная
логика присуща и монархической, и республиканской власти“. Именно такие государства и приходят к идее, что государство - нанятый аппарат, именно для них эта идея имеет смысл.
“На классическом Востоке власть большого общества — категория принципиально неиндивидуалистическая, несубъектная. Она сама — система, и происхождение у нее системное. Даже когда такая власть — один император, один шах, они как олицетворение власти никогда не “сами по себе”, они всегда остаются в системе. По отношению к другим властным образованиям и ко всему населению даже любой самый всемогущий властитель — не субъект, он Сын Неба в сложной системе конфуцианства,
буддизма, ислама, традиций, культа старших”. То есть он большой Начальник, но он свой и вырастает из живого организма страны (как я понял).
“Совсем иная логика становления большого общества, а вместе с ним и логика достижения и сохранения высшей власти в обществе утверждалась под сенью монгольского хана на протороссийском пространстве. Источник власти с самого начала становления большого общества силой обстоятельств был вынесен за пределы этого пространства. Великий князь получал из рук мо