Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Как перестать беспокоиться и начать фотографировать" Анализ внешности фотомодели


Доброе утро всем!

Лето – благодатная пора для съемок фотомоделей. И неважно кто стоит у вас перед объективом, молодая красивая девушка или убеленный сединами старик. Они все – модели. Поэтому давайте сразу поговорим о том, на что надо обратить внимание, чтобы на снимках Ваша модель выглядела фотогенично.

АНАЛИЗ ВНЕШНОСТИ, ИЛИ КАК СНЯТЬ ФОТОМОДЕЛЬ, ЧТОБЫ ЕЙ ПОНРАВИЛОСЬ

При съемке портрета перед фотографом всегда встает острым ребром вопрос: как снять человека, чтобы сделать ему красиво? Самые профессиональные фотографы имеют в своем арсенале «домашние заготовки», которые они применяют ко всем людям, пришедшим к ним на съемку. И это не всегда получается. А что тут говорит про неискушенного человека, которого дернул черт приобрести в магазине фотоаппарат? Во время съемки думать обычно особо некогда, да и в подавляющем большинстве случаев модель ждет от фотографа четких указаний, что ей делать? А тот входит в ступор и ничего лучше чем «положите ногу на ногу» и выдавить из себя не может…

Поэтому во время съемки ВСЕГДА надо «плясать» от внешности фотографируемого человека, от его характера, внутренней сущности. Поговорим конкретно о внешности.

Как учит статистика, человеческое тело состоит из: голова – 1 шт.; туловище – 1 шт.; руки и ноги – по 2 шт.; пальцы на руках и ногах – 20 шт. На лице мы обычно можем наблюдать: нос и рот по 1 шт.; глаза, уши, брови – по 2 шт.

Вот из этого «конструкторского набора» многие века великие художники, скульпторы, а потом уже и фотографы, создают произведения искусства, которые являются предметом восхищения у мировой общественности до сих пор. Поэтому придумать что-то принципиально новое сложно.

Но изначально абсолютна любая модель гармонична, и по-своему красива. Надо лишь донести это посредством фотографии до зрителя. К сожалению, это удается далеко не всегда… Рассказывают, что когда Микеланджело упрекнули в недостаточной похожести портретов герцогов Медичи на «оригиналы», он спросил: «А кто заметит это через сто лет?»

Для фотопортрета важны чисто индивидуальные черты модели, как тела, так и души. Они выполняют функции основных линий в композиции. Все остальное лишь дополняет их. Невозможно перечислить по пунктам, каков источник обаяния в целом. У каждого человека он свой: улыбка, мимика, жесты, поза, волосы, осанка... 

Чтобы из любого человека получилась фотомодель, а не фоторобот, давайте попробуем оценить обольстительность его внешности и ответить на вопрос: получится ли из него Венера Милосская (с руками) или Аполлон Бельведерский (в трусах и майке).

В жизни практически не встречается людей с некрасивыми глазами. Что касается психологических аспектов, то мы запрограммированы отвечать на призыв больших, широко распахнутых глаз. У маленьких детей глаза и зрачки увеличены по сравнению с другими пропорциями головы. У женщин они обычно также больше по размеру по сравнению с мужчинами.

Расширение зрачков является признаком любого эмоционального возбуждения, не обязательно связанного с любовью и вожделением, а и сильной апатии, враждебности или гнева. Исследование психологов показало, что зрачки человека сужаются, когда он смотрит на неприятные ему вещи. Это подсознательно воспринимают все, за исключением рыночных торговцев, привыкших торговаться, которые обычно воспринимают сужение зрачков покупателя как знак неподдельного интереса.

Слабое освещение увеличивает зрачки, что дает непроизвольный толчок для развития взаимного интереса и служит непременным условием интимной обстановки. Поэтому глаза на снимках увеличивают любыми доступными средствами.

Так как «из своей шкуры не вылезешь», нужно знать, что во внешности человека плохо, а что – нет. Под каким ракурсом его можно снимать, а под каким – нет. Что из частей тела надо подчеркнуть, а что – скрыть. Как говорится, лучше маленькая рыбка, чем большой таракан. 

И не забывайте, что любой снимок визуально добавляет к весу модели килограммов пять-семь. 

Начнем анализировать внешность с лица.

Как известно, в природе нет ничего симметричного. И лица людей – не исключение. Да-да, они асимметричны, у кого-то больше, у кого-то меньше. Но объектив фотоаппарата не обманешь, и все несоответствия выявляются, как под лампой у следователя. И хотя у большинства телеведущих явная асимметрия лица, что придает им динамику на экране, у профессиональных фотомоделей – наоборот.

Асимметричность отклонениями от оси симметрии линий носа, губ, глаз, скул, а также разыми размерами глаз. Она обычно не портит художественные снимки, чего нельзя сказать о снимках на документы, а делает их более динамичными и интересными. То же самое можно сказать и о мимике. Как известно, асимметричность движений мимики лица связана с функцией моторного речевого центра, который обслуживает правую часть тела. Поэтому у правшей в подавляющем большинстве правая часть лица более рельефна и богата мимикой, чем левая. У левшей – наоборот. Фотографировать человека надо ВСЕГДА со стороны, более богатой мимикой.

Как показывает криминалистическая практика на примере фоторобота, природа гораздо богаче одарила внешность мужчин, впрочем, как и всех самцов, чем женщин. Поэтому слабый пол вынужден гнаться за мужским, прибегая к косметике, макияжу, выщипыванию, выдергиванию, эпиляции, подбриванию, малярным и штукатурным работам на лице и прочим, обычно никчемным для сильной половины, процедурам, чтобы выглядеть достойно. 

Например, у женщин практически не встречаются глаза, наружные края которых опущены по сравнению с внутренними, извилистые или раздваивающиеся брови. Лысина, усы и борода тоже большая редкость. Однако природа с избытком наделила женщин некоторыми другими качествами…

Следует учитывать, что слишком темные волосы снижают фотогеничность. Не зря современная химия подарила нам такой великолепный продукт, как блондинок. Ничто так не красит женщину, как перекись водорода. Но верно подмечено: черного кобеля не выбелишь до бела. 

Длинные волосы у женщин несут в себе такой заряд фотогеничности и привлекательности, что от него грех отказываться. Также при помощи прически можно эффективно убирать явную асимметричность лица, прикрывая волосами одну его половину.

Для людей пожилого возраста также имеют значение морщины на лице, которые совсем необязательно запудривать или скрывать. Возраст – это богатство, которое еще необходимо заслужить.

Что касается формы лица, овала и его профиля, здесь нельзя дать каких-то однозначных рецептов. Слишком много факторов влияет на его фотогеничность. Но особая роль все-таки принадлежит подбородку. Если он у человека острый и выступающий вперед — можно сказать, что он фотогеничен. Когда подбородок отсутствует или размножается в геометрической прогрессии — тут как раз и возникают проблемы со съемкой.

Выводы должны касаться только каких-либо серьезных и заметных отклонений от нормы, от «среднего значения» на лице модели. Например: слишком большой..., слишком выпуклый..., слишком скошенный..., слишком асимметричный..., слишком глубоко посаженный..., слишком извилистый..., слишком скрученный..., слишком пьяный... Хотя, как говорится в народе, лучше иметь длинный нос, чем длинный язык.

Самое интересное, что при восприятии изображения зрителем пропорциональность туловища у мужчин практически не имеет значения, хотя без осанки и конь – корова. Но, как говорится, красота мухомора мух не радует.

У женщин – наоборот. Тут влияет и соотношение размеров бедер, талии и груди, длина рук и ног. С другой стороны, в арсенале фотографов есть немало средств, чтобы на фотографиях человек выглядел не хуже чем Афродита, выходящая из морской, мыльной или пивной пены, или Геракл, еще не потасканный двенадцатью подвигами.

Также следует обратить внимание на различные особенности кожи: пигментные пятна, волосы не на тех местах, где принято (у женщин), родинки, веснушки, заметные шрамы и прочее. При цветной фотосъемке они могут визуально выделиться, иногда даже не смотря на использование разнообразной косметики. Желательно, чтобы на лице не было крупных пор на коже, бородавок, кругов и «фонарей» под глазами.

На снимках также важны не только форма лица и тела, но и их «цветовое решение». Каждый человек, особенно женщины, имеют свою цветовую палитру, которая основывается на цвете глаз, волос, типе кожи. Если волосы модели окрашены в тот или иной цвет, несоответствующий типу кожи или цвету глаз, то возникает сильное противоречие, которое портит всю внешность модели. Такие фотографии годятся только для стенда "Они позорят этот стенд своими фотографиями!"

Если цвет кожи и волос можно легко изменить при помощи разнообразных косметических средств, более постоянным является цвет глаз, изменить который могут лишь те модели, которые носят соответствующие контактные линзы. Но в любом случае он является наиболее стабильной константой цвета в вашей внешности и поэтому от него следует исходить, подбирая цвета косметики, одежды и обуви. Как говорится, хороший маникюр может украсить не только руки женщины, но и лицо мужчины.

Если у модели выступающий подбородок, расстояние между глазами больше среднего, нет явной асимметрии лица, все в порядке с кожей и нет крупных бородавок на кончике носа, к тому же пропорциональная фигура, узкое тело, причем, бедра уже, чем плечи, длинная шея и длинные ноги, особенно голени, то особых проблем при съемке не будет.

В жизни изредка встречаются люди, которые всегда получаются фотогенично на снимках. И иногда даже возникает вопрос: а при чем здесь фотограф? Человек, который просто нажимал на кнопку затвора?

Однако, в большинстве случаев наши фигуры оставляют желать лучшего, причем некоторые отклонения типа длинного или короткого туловища, маленьких плеч, больших бедер, большой груди, длинной шеи (у женщин) не вызывают какого-либо внутреннего дискомфорта, а иногда наоборот, служат большей привлекательности и фотогеничности. А зачастую части фигуры противоречат общепринятым стереотипам о женственности или мужественности. В принципе, сколько существует у человека частей тела, столько существует и комплексов по их физической непривлекательности.

У мужчин обычно комплексов по поводу своей внешности не возникает, за исключением, разве, маленького роста, лысины на голове и еще кое-чего, обычно не попадающего под объектив камеры.

По большому счету, необходимо делать акцент на сильной стороне внешности, чтобы недостатки были лишь их фоном, уходящими на задний план. И самое главное, при этом модель не чувствовала себя физически ущербной.

Почему же именно конкретная внешность оказывается наиболее фотогеничной, чем любая другая?

Дело в том, что наше восприятие красоты человека инстинктивно и закреплено в памяти опытом тысяч поколений. Любая красивая линия, форма — это своеобразное решение природы за тысячи лет естественного отбора. Объяснение красоты заложено в самом нашем существе.

Что мы считаем красивым и как это согласуется с законами природы?

В основном это показатели здоровья: блестящая, ровная, гладкая и плотная кожа, густые волосы, ясные, чистые глаза, яркие губы, прямая осанка, высокая и гордая посадка головы. Все это признаки энергии и жизненной активности хорошо развитого и здорового тела. Именно энергия в человеке воспринимается нами как прекрасное и привлекает внимание, так как в силу природного инстинкта этот человек наиболее подходит для борьбы за существование.

Мы восхищаемся большими глазами, но с точки зрения природы у них большая поверхность сетчатки, а, следовательно, лучше зрение. Широко расставленные глаза обеспечивают большую стереоскопичность. Ровные, здоровые зубы, изогнутые правильной дугой, обладают наибольшей механической прочностью. Как говорится в народе, глаз меток, да зуб редок. Длинные ресницы лучше защищают глаза, а если они изогнуты вверх — не смерзаются на морозе. Роль дугообразных бровей — отводить пот от глаз. Если они будут излишне густые, то на них будет скапливаться грязь. Если рельефные мышцы красивы у мужчин, то у женщин должен быть слой подкожного жира, по замыслу природы как необходимый запас для питания вынашиваемого ребенка. Именно этот слой создает мягкие линии женского тела, коими все восхищаются. Мужская шея должна быть короткой и сильной, чтобы выдерживать бои и нести тяжести. Женская шея — длинной, так как женщина по своей природе страж детей и очага. Широкие, округлые бедра некрасивы у мужчин и великолепны у женщин, что необходимо для проведения нормальных родов. А тонкая талия есть компенсация широких бедер для подвижности и гибкости тела. Они наиболее сексуально привлекательны, так как не свойственны мужчинам.

Вообще источником привлечения и возбуждения являются части тела, воплощающие эти отличия между мужчиной и женщиной. Чем они выразительнее, тем сильнее влечение.

Мы воспринимаем человека в зависимости от того, правильно или нет он принимает те или иные положения тела. Физически тренированная и ведущая правильный образ жизни, психологически цельная личность красива в любой ситуации. Она инстинктивно принимает правильные с точки зрения природы, и даже физических законов позы и выполнят разнообразную работу.

Например, согнутая, «горбатая» спина старит любого, пусть даже молодого человека.

Почему, например, модель великолепно смотрится на высоких каблуках, особенно если умеет ими пользоваться и не ходит приседающей утиной походкой? Потому, что изменяется пропорция ноги и голень делается длиннее бедра. Такое соотношение есть наилучшее приспособление к бегу. 

Мы восхищаемся длинными волосами, которыми в древности прикрывали детей от холода. В наше время они связаны с юностью и сексуальной привлекательностью.

Вообще между фотогеничностью и реальной жизнью есть одно очень большое противоречие: чем фотогеничнее поза (в большинстве случаев), тем она вреднее для здоровья модели в реальной жизни при постоянном повторении. Это надо учитывать.

То есть человеческая красота есть наибольшая природная целесообразность, необходимая человеку в древности для выживания. В наше время, особенно в городах, каноны красоты меняются в соответствии с условиями жизни и социальным положением, как всего населения, так и отдельных его слоев. Но все равно эти каноны диктуются матушкой-природой, которые лишь подвергаются самому неожиданному акцентированию одеждой, обувью, стилем поведения, внешностью... Хотя зачастую многие модные веяния в первого взгляда выглядят прямым уродством, или, как минимум, небольшим сумасшествием, однако потом, на стадии логического анализа, предварительное впечатление может быть пересмотрено и подогнано под стереотипы, которые чрезвычайно непостоянны. Но это уже индивидуальная переоценка ценностей. Она называется установкой — внутренней подготовленностью к известным впечатлениям. Именно она исправляет недостатки фигуры и маскирует реальные свойства, именно на ней построено действие моды. Но установка, к сожалению, не долговечна. Как и мода…

Поэтому при съемке в модной одежде надо быть чрезвычайно осторожным – через короткое время модель будет выглядеть на снимке несуразно с точки зрения новых модных тенденций. Постоянно лишь одно – природная красота и обаяние.

По жизни смешны не те качества характера и внешности, которыми обладает модель, а те, на которые она претендует, не имея их. Так что лучше оставаться самим собой.

Каждая эпоха создает свой идеал красоты, который не имеет ничего общего с красотой здорового, физически развитого тела. Такая красава, что в окно глянет – конь прянет; во двор выйдет – три дня собаки лают. В его основе лежат отклонения от нормально развитой фигуры, как результат воздействия сиюминутной и непостоянной моды, искажающие пропорции туловища при помощи различных аксессуаров, одежды, обуви, просто прямой деформации тела. Эти идеалы создаются на основе признаков максимальной сексуальной привлекательности, которые в разных странах у разных народов в разное время чрезвычайно разнообразны и непредсказуемы.

Ярким примером такой моды является формула 90 х 60 х 90. Такие параметры бывают обычно у женщин, имеющих астенический (тонкокостный) тип телосложения, когда продольные размеры преобладают над поперечными. Этакий развилистый длинноног. Эти же параметры для нормо- и ширококостных представительниц слабого пола будут свидетельством заболевания дистрофией различной степени тяжести и не нести никакой эстетической нагрузки. Худая корова еще не газель.

Однако нормальное физически развитое тело, начиная с античных времен и кончая современностью, всегда служило, и будет служить, эталоном красоты, несмотря на все модные течения, которые, как известно, вызваны усталостью восприятия.

Именно поэтому, подсознательно чувствуя ущербность сиюминутных идеалов, многие фотографы впадают в крайности контрастных сопоставлений и абсурдных сочетаний: модель снимают с немыслимых позах, ракурсах, освещении, окружающем интерьере, но...

Каждое общество формирует свой образ идеала женщины и мужчины. Идеал на то и идеал, чтобы к нему стремиться, но никогда не достичь.

В следующей рассылке поговорим о том, какими средствами обладает фотограф, чтобы исправить недостатки внешности.

ВНИМАНИЕ! 

С 28 по 30 июля в лесах Лениградской области на озере Лампушка в рамках конкурса авторской песни «Лампушка 2006» проводится Фестиваль авторской фотографии «ФотоЛампушка 2006».

Ждем всех желающих!

Подробности на сайте www.masterfoto.info


В избранное