Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Апгрейд Жизни - взойди по лестнице успеха Толерантность


Терпимое отношение к убеждениям других имеет большое значение для нашей успешности. Человек, который толерантно относится к мнению других людей, имеет возможность воспользоваться этим мнением. Если же Вы не можете терпимо относиться к мнению других, Вы, просто, не услышите других мнений, Вы не способны их слышать. Да и люди, зная, что этот человек не в состоянии терпимо кого-то выслушать, не станут высказывать свое мнение в присутствии не толерантного человека: нет смысла высказываться, все равно услышан не будешь.

Чтобы лучше понимать других людей, быть к ним более толерантным, хорошо знать стадии развития толерантности.

По мере роста образованности человека и его духовного развития,  растет и его толерантнось, и его способность анализировать чужие и собственные убеждения, не осуждая их.

Вильям Перри (William Perry) предложил такие названия стадиям развития толерантности:

Дуализм (Dualistic)
Множественность (Multiplicity)
Релятивизм (Relativism)
Приверженный релятивизм (Committed Relativism)

Дуализм это убеждение, что мироздание состоит только из двух фундаментальных принципов. Идеи либо хорошие, либо плохие. Правильные либо ошибочные. На этой стадии человек убежден, что идеи либо абсолютно правильные, либо абсолютно неправильные. Учитель  является гуру, советником, экспертом, который знает истину. Истина – вот то, что говорит этот эксперт. Нет ни какого резона слушать людей, которые не являются гуру или экспертами. Только последние знают истину, остальные - нет. Очевидно, в реальной жизни многие из нас никогда не выходят за пределы этой фазы развития. Более того, целые нации могут застрять на этой стадии. На этой стадии люди соглашаются со всем, что говорят эксперты и не придают значения тому, что говорят все остальные.

Множественность это стадия, на которой появляется убеждение, что много точек зрения являются одинаково достоверными. Существует множество идей, есть больше чем одно верное мнение. Точка зрения одного человека имеет такой же уровень достоверности, как и точка зрения другого человека. Нет абсолютов и нет объективных стандартов. На этой стадии человек применяет критицизм ко всему, однако без реального намерения найти истину. Они исследуют идеи и обоснование этих идей, но без реальной убежденности в истинности этих идей. В конце концов, это всего лишь точки зрения. Каждая точка зрения не лучше и не хуже любой другой. Нет абсолютной истины, следовательно, нет вообще никакой истины. Можно принять любую теорию, даже самую странную или придурковатую.

Релятивизм. (от латинского relativus — относительный) — абсолютизация относительности и условности наших знаний, ведущая к отрицанию возможности познания объективной истины.

Преодолев шок предыдущей стадии, человек обнаруживает, что есть теории, которые работают лучше, а есть теории, которые не работают вообще. Да, нет абсолютных истин, однако некоторые идеи явно лучше других. Они более рациональны. В них больше смысла. Они подтверждаются реальностью. Они позволяют больше узнать о мире и продвинуться дальше в поиске истины.

Приверженный релятивизм. На этой фазе люди демонстрируют приверженность к постоянному обучению и изучению разнообразных мнений и точек зрения, однако отбор подходящих для себя теорий и идей они производят сами на основании собственных критериев. Они осознают, что жизнь изобилует ресурсами для непрерывного развития, однако в жизни нет гуру и непогрешимых экспертов. Каждый может почерпнуть новое от любого другого, однако некоторые люди, например, профессора или гуру могут дать больше. При этом нет абсолютно точных и полных источников информации. Некоторые учебники лучше других, однако, никто не может лишить Вас права самостоятельно решать, что есть наилучшее. Для того чтобы принять взвешенное решение, Вам следует слушать и учиться у любого доступного источника. Присутствует уважение ко всем теориям, однако нет некритичной убежденности ни в одной. Убежденность основывается на хороших доказательствах. Личность на этой стадии помнит, какой она была на стадии дуализма, и поэтому выражает уважение к тем, кому еще предстоит поработать, чтобы пройти предыдущие стадии.

И притча по теме. 

Ступени учения

Даосская притча

Ле-цзы стал учиться.

Прошло три года, и я изгнал из сердца думы об истинном и ложном, а устам запретил говорить о полезном и вредном. Лишь тогда удостоился я взгляда Старого Шана.

Прошло пять лет, и в сердце родились новые думы об истинном и ложном, устами по-новому заговорил о полезном и вредном. Лишь тогда я удостоился улыбки Старого Шана.

Прошло семь лет, и, давая волю своему сердцу, уже не думал ни об истинном, ни о ложном, давая волю своим устам, не говорил ни о полезном, ни о вредном. Лишь тогда учитель позвал меня и усадил рядом с собой на циновке.

Прошло девять лет, и как бы ни принуждал я своё сердце думать, как бы ни принуждал свои уста говорить, уже не ведал, что для меня истинно, а что ложно, что полезно, а что вредно; не ведал, что для других истинно, а что ложно, что полезно, а что вредно. Перестал отличать внутреннее от внешнего. И тогда все чувства как бы слились в одно: зрение уподобилось слуху, слух — обонянию, обоняние — вкусу. Мысль сгустилась, а тело освободилось. Кости и мускулы сплавились воедино. Я перестал ощущать, на что опирается тело, на что ступает нога, о чём думает сердце, что таится в речах. Только и всего.

Тогда-то в законах природы для меня не осталось ничего скрытого.

 

 


В избранное