Спортивная психология.

Приветствую подписчиков листа!
За спортсменов сборных команд России и их ближайшего резерва последние
несколько лет отвечают психологи ФГБУ Федерального научно-клинического
центра ФМБА России. Сегодня, специально для "Психологической газеты", они
расскажут об особенностях своей работы.
Итак, давайте знакомиться. Федеральный научно-клинический центр ФМБА России
был создан 5 лет назад. Он осуществляет организационно-методическое
руководство, координацию деятельности по спортивной медицине Центров
лечебной физкультуры и спортивной медицины, врачебно-физкультурных
диспансеров, профильных отделений лечебно-профилактических учреждений
субъектов федерации и муниципальных образований. Центр является клинической
базой кафедры лечебной физкультуры и спортивной медицины института повышения
квалификации ФМБА России, Российского государственного медицинского
университета.
Но, главное, наш центр организует медико-санитарное, медико-биологическое и
психофизиологическое обеспечение спортсменов сборных команд Российской
Федерации и их ближайшего резерва.
Важность психологического сопровождения национальных команд особенно
актуальна в свете спортивных успехов России на международной арене.
Олимпиада и Паралимпиада в Сочи, летняя Универсиада в Казани 2013 года,
чемпионат мира по хоккею и другие победы российского спорта - это не только
триумф тела, но и духа, внутреннего мира, психологической устойчивости и
выносливости спортсмена, на страже которой и стоит на первый взгляд
незаметная фигура спортивного психолога.
В чём заключается работа спортивного психолога?
В своей самой простой тракторе, спортивный психолог -- это специалист,
решающий задачу повышения мотивации во время тяжелых нагрузок, помогающий
лучше восстановиться и эффективней использовать внутренние ресурсы
спортсмена. У каждого отдельно взятого атлета своя мотивация занятия
спортом. Победы. Получение всеобщего признания или материальных благ. Дух
соперничества. Культ тела. Для многих людей предельная физическая нагрузка -
единственный способ целостно почувствовать свое тело. Поэтому одна из
ключевых задач спортивного психолога - найти индивидуальный подход к каждому
отдельному атлету.
Специализаций по видам спорта у психологов нет. Один человек может успешно
работать и с борцами, и с гимнастами, и со стрелками, и с футболистами. Но
сначала он должен хорошо изучить вид спорта, вплоть до принятого среди
атлетов сленга. Нет деления и по признаку командное или индивидуальное
консультирование. Хотя считается, что с командой работать сложнее.
В чём сложность работы спортивного психолога сборных команд России?
Работа со сборной командой проходит в условиях тесного сотрудничества с
тренерским и медицинским штабом: согласование направленности стратегии
психофизиологического сопровождения и психологической подготовки
спортсменов; определение диагностических методик; разработка комплекса
методов психологической профилактики; проведение психокоррекции;
осуществление психологического консультирования; выполнение плановых и
внеплановых мероприятий по психологической подготовке спортсменов сборной
команды. При выполнении вышеуказанных действий важно своевременно
информировать тренерский штаб о динамике психического и функционального
состояния с предложением конкретных рекомендаций по возможной коррекции
психического состояния спортсменов сборной команды, в том числе и плана их
подготовки.
Эта работа требует от специалиста особой подготовки. В равной степени с тем,
как тренер требует от своего подопечного достижения лучшего результата, не
имеет права останавливаться в своем профессиональном развитии и спортивный
психолог.
В рамках Центра дополнительного образования МГИ имени Е.Р. Дашковой
профессиональную переподготовку по специальности "Клиническая психология" в
2014 году прошли лучшие спортивные психологи нашего центра. Она стала не
только платформой для получения новых теоретических знаний (были освоены
следующие предметы: "Психофармакология", "Психотерапия: теория и практика",
"Расстройство личности", "Психодиагностика", "Патопсихология",
"Нейрофизиология", "Нейропсихология", "Проективные методы в клинической
психологии", "Современные подходы к комплексной реабилитации", "Психология
стресса", "Психология экстремальных ситуаций и состояний", "Статистические
методы и математическое моделирование"), но и практических навыков, а также
рабочей площадкой для обмена опытом и построения планов на будущее.
Высоко оценила результаты профессиональной переподготовки Эмма Хачатурова,
кандидат психологических наук, начальник отдела медико-психологического
обеспечения спортивных сборных команд России Федерального
научно-клинического центра спортивной медицины и реабилитации ФМБА, доцент
кафедры общей и клинической психологии МГИ имени Е.Р. Дашковой: "Рост
профессионального уровня психологов отдела медико-психологического
обеспечения спортивных сборных команд имеет ключевое значение для развития
спортивной психологии в России. Нам приятно, что профессионально успешные
специалисты-практики, работающие в национальных сборных командах, продолжают
свое обучение и растут профессионально. Спортивному психологу важно уметь
оказывать экстренную психокоррекционную и психотерапевтическую помощь,
поскольку от этого зависит результат работы всей сборной команды России!"
Одной из площадок для апробирования нового опыта стала работа спортивных
психологов организации на II летних юношеских Олимпийских играх в китайском
Нанкине в августе 2014 года (Симак Ж.К. - сборная по художественной
гимнастике) и на XII Европейском юношеском Олимпийском зимнем фестивале,
прошедшем в конце января 2015 года в западном округе Австрии, Форарльберге и
Лихтенштейне (Уляева Л.Г. - психолог российской сборной). На этих спортивных
площадках были успешно апробированы и внедрены также результаты
научно-исследовательских работ "Разработка комплексной методики повышения
психологической готовности спортсменов-олимпийцев на этапе подготовки к
соревнованиям" (авторы: Самойлов А.С., Хачатурова Э.В., Матвиенко С.В.,
Уляева Л.Г.) и "Самореализация личности в физкультурно-спортивной
деятельности" (коллектив авторов под руководством Уляевой Л.Г.),
представленных по итогам 2014 года на XVI Национальном психологическом
конкурсе "Золотая Психея" в номинации "Проект года в психологической науке".
Уляева Лира Гаязовна
кандидат психологических наук, доцентдоцент кафедры психологии, Российский
государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма
Редакция <<Психологической газеты>>23.03.2015