Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психологическое кафе

[pc] Формы поведения людей.

ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ
"Я был бы рад, сказал Квадрат
Супругой взять себе окружность.
Но, что поделаешь, наружность
Моя мешает ... угловат"
Ф. Кривин

Формы поведения людей
На основе теории соционики, теории психоформ С.Деллингер и эмпирических
исследований были выделены такие дополнительные признаки типа как
ПСИХОФОРМЫ, или формы поведения.

4 основные психоформы типа:

1. Доминантная форма - соответствует элементу информационного обмена -
сенсорике и награждает людей реализмом, практичностью и лидерскими
качествами.

2. Творческая форма - соответствует интуиции, предрасполагающей к
отвлеченному, абстрактно-образному мышлению, сопоставлениям и догадкам, не
идущим от опыта - как своего, так и чужого. Поэтому большинство новых
открытий - следствие интуитивных озарений людей, обладающих не просто
смекалкой, предчувствием и живым воображением, а фантазией, отрывающей их от
реальности, за пределами которой они находят ответы на загадки науки или
природы.

3. Гармонизирующая форма личности - связана с развитой этикой,
предопределяет способность к проникновению во внутренний мир других людей,
способность к сочувствию и тонкой дипломатии.

4. Нормирующая форма личности - существует на базе логики, наделяющей людей
способностью к объективному анализу фактов, не отягощенному личным
отношением к ним.

Примечание: Существует 5-я "переходная" или "пограничная" форма личности,
которая встречается значительно реже и вносит свои исключения в общие
правила. Типы личности, имеющие такую психоформу, синтезируют в себе
характеристики нескольких психоформ. Их особенности зависят от того, какие
из психоформ у них выражены больше. Поскольку таких сочетаний может быть
много, мы не будем здесь на них останавливаться.

Независимо от того, какого типа личности человек, описанные нами

4 основные формы поведения, наделяют его особенностями, лежащими в основе
описаний 4-х основных юнговских типов: ощущающего, с развитой сенсорикой
(доминирующие типы); интуитивного - с развитой интуицией (творческие
личности); чувствующего, с развитой этикой (гармонизаторы); мыслительного -
с развитой функцией логики (нормирующие типы).

Понимание этих взаимосвязей очень хорошо помогает в диагностике типов и
подтипов. Обычно, у людей имеется сочетание двух психоформ, одна из которых
выражена более ярко. Однако, необходимо учитывать, что не существует прямой
связи 4-х психоформ с подтипами. Они создают только тенденцию к усилению
того или иного элемента информационного обмена, положенного, в первую
очередь в основу типа ( то есть первой функции в наименовании типа ) и, во
вторую очередь - подтипа (относительно усиленной у данного типа одной из
двух ведущих функций).

Например, у Новатора - интуитивно-логического экстраверта - первая функция -
интуиция, соответствует творческой форме личности. Даже, если у него
логический подтип, он не будет выглядеть как человек с типичной нормирующей
психоформой, несмотря на то, что она положена в основу его подтипа. Просто,
в отличии от интуитивного подтипа, он будет выглядеть как более рациональный
и старающийся все регламентировать человек. В этом и будет проявляться его
акцентированная (подтипная ) психоформа.

Не следует забывать, что ТИП ЛИЧНОСТИ - первичен, вместе со всеми его
главными признаками, а психоформы, как и акценты типа - лишь вторичные,
дополнительные признаки ТИПА.

Мы заметили, что 4 психоформы, как и 4 юнговских признака, проявляются в
двух вариантах - экстравертном и интровертном. Подобно тому, как этика
отношений отличается от этики эмоций, а сенсорика ощущений от волевой
сенсорики и т.д. они приближаются по своему содержанию к известным вам 8-и
элементам информационного обмена, лежащих в основе 8-и АКЦЕНТОВ ТИПА. Таким
образом, нам удалось выявить 8 ПСИХОФОРМ ТИПА и проследить, каким именно
акцентам типа они присущи.

Рассматривая связь между 8-ю психоформами и 8-ю акцентами типа, необходимо
учитывать, что сочетания акцентов типа, как и сочетание психоформ, вносят
качественные изменения в их общие, характеристики. К тому же, типные
особенности тоже накладывают свой отпечаток на проявление признаков акцентов
и психоформ типа. Это вовсе не запутывает картину, а только объясняет почему
один и тот же акцент или психоформа могут проявляться у разных типов
по-разному. Например, Гитлер, (тип Наставник ), просто несопоставим с другим
ярким представителем этого типа - Л.Н. Толстым.

В структуре личности Гитлера, человека акцентуированного, присутствовало
сочетание творческой и доминантной форм личности - базирующихся на
противоположных по значению соционических элементов (интуиции и сенсорики ).
Это нарушало нормальный информационный обмен этого типа, а индивидуальная
предрасположенность к болезни делала его крайне противоречивым и
непредсказуемым в мышлении и поступках.

Имея интуитивный подтип Наставника - Артист, с акцентом - Прогнозист, он
обладал прекрасными стратегическими способностями и мог входить в любой
образ. У него был выражен юнговский интуитивный тип, поэтому он отличался
богатством новых идей. Вследствие второго акцента на другой ведущей функции
- этике эмоций, он, как человек с акцентом Романтик, умел увлечь своими
идеями и эмоционально зажечь аудиторию. Его третий ярко выраженный акцент на
волевой сенсорике - Победитель - придавал этому типу крайне
неуравновешенный, бескомпромиссный характер и желание победы любой ценой.
Такое сочетание создало эмоционального и вместе с тем - формального лидера,
одержимого глобальной стратегической идеей переустройства мира.

Л.Н. Толстой, имевший тоже огромное, но положительное влияние на людей,
по-видимому имел этический подтип Наставника - Воспитатель, с акцентом на
этике эмоций - Романтик. Благодаря этому он был очень эмоциональным
человеком, сильно зависимым от настроения и, в то же время, умел
эмоционально увлечь читателя. У него также был сильно выражен акцент на
второй ведущей функции типа - интуиции, то есть Прогнозист. Без понимания
хода исторических событий, позволявшим ему точно моделировать ситуации,
свидетелем которых он не был, он бы не написал свой знаменитый исторический
роман "Война и мир". Его третий яркий акцент типа на интуиции возможностей -
Фантазер, придавал ему черты идейной неуступчивости и непримиримости, что и
послужило причиной его семейных проблем и даже ухода из дому, закончившегося
для него трагически.

(Продолжение в следующем письме).

Ответить   Sat, 21 Nov 2015 20:18:28 +0300 (#3336598)