[pc] Казни Египетские и любовь Божия

Доброго здоровья всем читающим!
Казни Египетские и любовь Божия
Казни Египетские и любовь Божия
Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или
доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение
почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в
тупик даже самого искренне верующего христианина. О том, как и что отвечать
на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор
Сергей Худиев в проекте "Диалог с атеистами: православные аргументы".
Некоторые события в Библии - такие как казни Египетские или уничтожение
Содома и Гоморры - кажутся современному человеку шокирующие суровыми. Как
они сочетаются
с любовью Божией?
<Казни Египетские>, которые Бог, согласно книге Исход, навел на Египет,
причинили страдания многим людям, а, в итоге, и смерть египетским первенцам.
Как
это может свидетельствовать о любви Божией?
В книге Исход повествуется о том, как Египтяне превратили живших в их стране
евреев в рабов, и обращались с ними с нарастающей жестокостью, желая
совершенно
истребить. Но Бог послал пророка Моисея, чтобы вывести народ Божий из
Египта. Моисей раз за разом обращается к фараону с требованием <так говорит
Господь,
Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне>
(Исх.5:1) Фараон раз за разом отказывается, и каждый раз Египет постигают
нарастающие
бедствия: превращение воды в кровь (Исх. 7:20-21); нашествие жаб (Исх. 8:6);
нашествие мошек (Исх. 8:17); наказание песьими мухами (Исх. 8:24); мор скота
(Исх. 9:6); язвы и нарывы (Исх. 9:10); гром, молнии и огненный град (Исх.
9:23-24); нашествие саранчи (Исх. 10:13-15); тьма (Исх. 10:22); смерть
первенцев
(Исх. 12:29), пока, наконец, фараон не соглашается отпустить народ.
О чем эта история?
Во-первых, Бог вступается за угнетенных. Египет - это сверхдержава того
времени, воплощение богатства и блистательного могущества. Евреи в Египте -
рабы,
люди загнанные на самое социальное дно, их удел - изнурительный рабский
труд, фараон даже отдает повеление убивать всех новорожденных еврейских
мальчиков,
и никто не может ему возразить. Но, в отличие от языческих богов, которые
всегда на стороне богатых и могущественных, Бог Израилев вступается за
наиболее
бессильных и униженных людей, которые есть в Египте. Эта важная тема
проходит через всю Библию - Бог на стороне слабых, угнетенных, тех, кого
притесняют,
с кем обращаются несправедливо. Это совершенно революционное представление
для древнего мира. Да и для современного тоже.
Во-вторых - Бог есть Судия. Людям сильным и могущественным иногда кажется,
что они могут безнаказанно мучить, попирать и эксплуатировать своих ближних.
Но это не так - в конце концов, Бог совершит Свой Суд. Как сказано у пророка
Исайи, <Я накажу мир за зло, и нечестивых - за беззакония их, и положу конец
высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей; сделаю то, что люди
будут дороже чистого золота, и мужи - дороже золота Офирского> (Ис.13:11,12)
В-третьих, Бог - Владыка мироздания и податель жизни. <И над всеми богами
Египетскими произведу суд> (Исх.12:12) - говорит Господь. Бог показывает (и
Своему
народу, и Египтянам), что языческие божества, которым египтяне приписывали
власть над явлениями природы - от разлива Нила до чадородия - пустое место.
Все, чем пользовались Египтяне - регулярные разливы Нила, приплод скота,
богатые урожаи, сама жизнь - это дар Божий. И Бог может отозвать Свои дары,
если
люди упорно пользуются ими во зло.
В-четвертых, даже совершая суд над виновными, Бог проявляет долготерпение и
милость. Казни египетские идут по нарастающей - так, чтобы побудить фараона
и египтян к покаянию. Сначала вода превращается в кровь - напоминая о крови
избитых рабов и еврейских младенцев, умерщвленных по приказу фараона, затем
Бог, когда Его не слышат, постепенно увеличивает мощность сигнала - пока
дело не доходит до смерти египетских первенцев.
Но при каждой новой казни у египтян есть возможность покаяться и избежать
бедствия. Например, когда выпадает разрушительный град (Исх. 9:23-24),
Моисей
предупреждает об этом заранее, так что <Те из рабов фараоновых, которые
убоялись слова Господня, поспешно собрали рабов своих и стада свои в домы>
(Исх.9:20)
Есть возможность и избежать смерти первенцев - помазать косяки дверей
жертвенной кровью в знак веры и послушания Богу.
Таким образом, книга Исход рассказывает нам именно о любви Божией - которая,
приходит на помощь угнетенным, и, сталкиваясь с упорным, ожесточенным злом
и противлением, совершает праведный суд, хотя и при этом открывает
возможность спасения, так, что только ожесточенное упорство в неверии и
нераскаянии
навлекает на людей беду.
В истории Исхода Бог спасает евреев, а египтян подвергает казням - разве
справедливо миловать или карать в зависимости от происхождения?
Тут возникает недоразумение, связанное с тем, что в наши дни мы используем
слово <евреи> для обозначения происхождения. В древнем мире это было не так
- евреи, как народ Божий, были, прежде всего, религиозной общиной, человек,
в ней родившийся, мог покинуть ее, изменив истинному Богу и уйдя к
язычникам,
а язычник мог отвергнуть свое языческое наследие и присоединиться к народу
Божию. Что, по свидетельству Писания, многие египтяне и сделали, когда евреи
уходили из Египта, <и множество разноплеменных людей вышли с ними> (Исх
12:38).
В Библии рассказывается о том, как Бог испепелил города Содом и Гоморру, со
всеми их жителями. Разве
это проявление любви?
Суд Божий по отношению к неисцелимому злу - это проявление Его любви и
заботы о творении. Для человека древнего мира (как мы уже говорили,
рассматривая
историю хананеев) благословения и проклятия, навлекаемые, соответственно,
праведностью и грехом, носили коллективный и посюсторонний характер. Содом и
Гоморра - пример городов, которые достигли точки невозврата в своей
моральной деградации. Речь идет не только (и, даже, может быть, не столько)
о конкретном
грехе, который позднее стал называться по имени этого города, сколько о
общем падении нравов - которое достигло предела в попытке напасть на
посланных
в город ангелов. В традиционных культурах напасть на гостя - страшное
предательство, знак окончательной, безнадежной моральной гибели.
Авраам просит Бога сохранить Содом, если в нем найдутся хотя бы десять
праведников - но, увы, и их не находится.
Оригинал
ФОМА он-лайн
Автор:
Ольга Силаева