Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Читая Библию...

  Все выпуски  

Читая Библию...


Новый завет
Евангелие от Матфея
Притчи Иисуса

Собрал как-то Иисус своих учеников и начал рассказывать им всякие притчи. Вокруг них собралось, как обычно, много народа. Непонятно по какой причине, Иисус решил читать свою лекцию, сидя в лодке.

13.1. Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря.

13.2. И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку сел; а весь народ стоял на берегу.

Не успел Иисус рассказать первую притчу, как ученики спросили его: а зачем ты загадками-то говоришь? Нет чтобы четко, прямо, ясно и по существу. Как говорится, с точным указанием должностей и фамилий. Было бы все понятно. Иисус, поглядев на собравшийся народ, ответил: а это я специально так. Потому что не всякому дано понять смысл моих слов. А вам я его специально растолкую.

13.10. И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?

13.11. Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано,

13.12. ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет;

13.13. потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;

13.16. Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат

И стал растолковывать.

Сперва рассказал притчу о сеятеле.

13.3. вот, вышел сеятель сеять;

13.4. и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то;

13.5. иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.

13.6. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло;

13.7. иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его;

13.8. иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.

А смысл этой притчи простой: кто не слушает божье слово и не следует ему - тому царствия божьего не видать. Вот и все. Можно было сказать коротко и ясно.

Далее рассказал притчу о пшенице и плевелах.

13.24. Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем;

13.25. когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел;

13.26. когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.

13.27. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?

13.28. Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их?

13.29. Но он сказал: нет, - чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы,

13.30. оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.

Смысл - тот же самый. Кто по-настоящему верует - тому добро пожаловать в рай, т.е. в житницу к Богу. А остальные - плевела, которым гореть в аду.

Еще далее - притчу о горчичном зерне.

13.31. Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем,

13.32. которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.

Думаю, растолковывать не надо. Смысл опять примерно тот же. Будешь верить - будет тебе хорошо.

Правда, рассказывая такую притчу, Иисус продемонстрировал незнание ботаники. Рассмотрим, что представляет из себя горчица.

Горчица - это вид однолетних травянистых растений. Родиной горчицы считается Средиземноморье. В диком виде встречается на территории Европы и Азии, на севере Африки. Семена шаровидные, красновато-бурые или темно-бурые, диаметром 1,0—1,6 мм.

Во-первых. Горчичное зерно вовсе не является "меньше всех семян". Зерно мака - мельче. А зерна таких растений, как повилиха или омела и того меньше.

Во-вторых. Ладно, про размер Иисус вполне мог не знать. Как и те, кому он это все рассказывал. Но вот то, что горчица - не дерево, а трава (как, кстати, и банан), они вряд ли не знали. Ведь оно растет у них перед глазами.

Высота стебля некоторых видов (например, черной горчицы) может достигать 240 см. В его ветвях вполне могут отдыхать птицы небольших и средних размеров. Видимо, именно поэтому Иисус и ошибается, когда называет высокую траву деревом.

А вот ученики притчи не поняли. И, как только Иисус закончил свою лекцию, обратились к нему за разъяснениями. Мол, растолкуй нам, что да как. Пришлось ему дать дополнительные разъяснения этим избранным, которые должны были дойти до этого самостоятельно (см. 13.16).

13.36. Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле.

13.37. Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий;

13.38. поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого;

13.39. враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы.

13.40. Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего:

13.41. пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие,

13.42. и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов;

13.43. тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!

И далее добавил еще несколько притч.

13.44. Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то.

13.45. Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин,

13.46. который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее.

13.47. Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода,

13.48. который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон.

После чего спросил учеников: ну теперь-то поняли, что я имел в виду? Все же предельно просто. Конец будет однозначный: праведников - в рай, остальных - в ад. Вот вам и весь смысл.

13.49. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных,

13.50. и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.

13.51. И спросил их Иисус: поняли ли вы все это? Они говорят Ему: так, Господи!

Успокоился на этом Иисус, отпустил своих учеников и принялся поучать народ в синагоге. Люди слушали его и удивлялись - откуда у сына простого плотника столько мудрости?

13.53. И, когда окончил Иисус притчи сии, пошел оттуда.

13.54. И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы?

13.55. не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?

13.56. и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него все это?

Впрочем, и так все понятно. Иисус был человек умный, с хорошо подвешенным языком, поэтому умел привлечь к себе внимание и оказать нужное воздействие на окружающих его людей.

Чего нельзя сказать о его "блаженных" (см. 13.16) учениках, которые должны "иметь уши, да услышать". В дальнейшем они все так же не могли понять смысла притчей и каждый раз просили Иисуса растолковать его. Чему сам Иисус очень удивлялся.

15.10. И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте!

15.11. не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека.

15.12. Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились?

15.13. Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится;

15.14. оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.

15.15. Петр же, отвечая, сказал Ему: изъясни нам притчу сию.

15.16. Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете?

15.17. еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон?

15.18. а исходящее из уст - из сердца исходит - сие оскверняет человека,

15.19. ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления -

15.20. это оскверняет человека; а есть неумытыми руками - не оскверняет человека.

А вот и еще один пример того, что "имеющие уши" то ли их не имели, то ли ими не слышали.

16.5. Переправившись на другую сторону, ученики Его забыли взять хлебов.

16.6. Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской.

16.7. Они же помышляли в себе и говорили: это значит, что хлебов мы не взяли.

16.8. Уразумев то, Иисус сказал им: что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли?

16.9. Еще ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч человек, и сколько коробов вы набрали?

16.10. ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали?

16.11. как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской?

16.12. Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского.

А вот лучшее доказательство того, что ни у одного человека нет достаточной веры. Причем высказанное самим Иисусом.

17.20. Иисус же сказал им: истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;

Увы, но силой слова или силой мысли двигать горы пока никому не удавалось, какие бы примеры и доказательства не приводили верующие.

Кстати, данная фраза очень хорошо перекликается с фразой из книги "Анастасия": "люди могут зажигать звезды и двигать планеты".

Конечно, можно говорить, что это очередная метафора. Но тогда скажите пожалуйста, как отличить то, что является метафорой от того, что ей не является? Почему тогда не считать метафорой непорочное зачатие? Или воскресение?

Иисус не только людей притчами потчевал, но и применял их в делах вполне конкретных. Например, когда к нему с учениками подошел собиратель податей и попросил денег, между ним и Иисусом произошел вот такой диалог:

17.24. Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы?

17.25. Он говорит: да. И когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних?

17.26. Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны;

Мол, все мы сыны божьи, так что нечего нам тут платить.

Потом, правда, отвел Петра в сторону и сказал ему: заплати им все-таки, чтобы другие без оплаты не ломанулись.

17.27. но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя.

Таким образом Иисус схитрил: не заплатил сам, хотя денег просили именно с него. Остап Бендер да и только.

 

На сегодня все. До новых встреч.


В избранное