Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Читая Библию...

  Все выпуски  

Читая Библию...


Новый завет
Евангелие от Иоанна
В начале было Слово

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Коротко и четко, но непонятно.

Вот она, эта знаменитая фраза. Многие думают, что с нее начинается Бытие. Да я и сам когда-то так думал. Нет. С нее начинается Евангелие от Иоанна. Четвертое и последнее каноническое Евангелие.

1.1. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

1.2. Оно было в начале у Бога.

1.3. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.

1.4. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.

1.5. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.

Почему такой большой смысл отдается слову? Потому что, назвав предмет, человек выделяет его. Названный предмет как бы начинает существовать в сознании человека, получает смысл. Точно такую же смысловую нагрузку слова человек переложил на Бога. С одной лишь разницей: Бог с помощью слова сотворяет весь окружающий мир. Называя, давая имена, Бог творит этот мир. Такой подход характерен не только для христианства. Такой подход применяется даже в самых ранних религиях.

Кстати, эта фраза, возможно, не совсем точно переведена. Непонятно, какое слово? В оригинале записано: "В начале был ЛОГОС". А перевод слова "Логос" с греческого языка может иметь около 30 различных значений. В том числе такие как разум, как всемирный закон, как идея. Тогда получилось бы очень красиво: "сначала была ИДЕЯ, и ИДЕЯ была у Бога".

 

Крещение Иисуса

Жил-был человек по имени Иоанн, который считал, что послан Богом для того, чтобы нести людям его учение. Это был, конечно же, Иоанн Креститель.

1.6. Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн.

1.7. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него.

1.8. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.

Однако проповеди Иоанна не очень-то нравились местным священникам. И те то и дело спрашивали его: ты кто такой будешь? Может сам христос (то есть мессия)? Или пророк? Или еще кто? На такие вопросы Иоанн всегда отвечал одно и то же: нет, нет и еще раз нет. Но после этого добавлял: а вот за мной придет тот, кого вы зовете христом.

1.19. И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты?

1.20. Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос.

1.21. И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет.

1.22. Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом?

1.23. Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия.

1.24. А посланные были из фарисеев;

1.25. И они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк?

1.26. Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете.

1.27. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его.

В один прекрасный день к Иоанну явился мужчина в возрасте 30 лет (возраст нам дает Лука - см. 3:23) с желанием покреститься. Тут Иоанн объявил, что это и есть тот самый "идущий за ним", который должен взять на себя все грехи мира. И объявил новоокрещенного сыном божьим. Непонятно, с чего Иоанн сделал такой вывод только на том основании, что над ним пролетел голубь.

1.28. Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн.

1.29. На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира.

1.30. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня.

1.31. Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю.

1.32. И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем.

1.33. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым.

1.34. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий.

 

Первые ученики

На следующий день после крещения Иоанн заметил Иисуса и указал на него двум своим ученикам. Те пошли за ним. Иисус, заметив за собой "хвост", обернулся и спросил: вам чего? Те напросились к нему в гости и провели там целый день. Это были, как мы узнаем чуть позже, Андрей и Симон, которого Иисус назвал Петром.

1.35. На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его.

1.36. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий.

1.37. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом.

1.38. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, - что значит: учитель, - где живешь?

1.39. Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа.

Сразу видим противоречие с тремя остальными Евангелиями. Там Иисус сам нашел Андрея и Петра и предложил им стать "ловцами человеков" и следовать за ним.

Один из этих двоих настолько проникся посещением Иисуса, что тут же привел своего брата. Иисус и его взял в свою команду, зачем-то сменив ему имя.

1.40. Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра.

1.41. Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос;

1.42. и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты - Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр).

Еще на следующий день Иисус к ним присоединился Филипп, который, в свою очередь, нашел Нафанаила. Но, в отличие от предыдущих, Нафанаил не поверил в то, что, как он выразился, "из Назарета может быть что-то доброе" и решил самолично убедиться, что Иисус действительно таков, каким его описывает Филипп.

1.43. На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.

1.44. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.

1.45. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.

1.46. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.

К тому времени у Иисуса уже имелись некоторые сведения относительно Нафанаила, чем он и воспользовался, быстро войдя в доверие к последнему.

1.47. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.

1.48. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

1.49. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.

1.50. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.

Несколько непонятно, почему на Нафанаила произвели такое впечатление слова Иисуса, что тот видел его под смоковницей. Ну видел и видел. Что такого?

 

Свадебная гулянка или Превращение воды в вино

Как-то однажды мать Иисуса, сам Иисус и его ученики были приглашены на свадьбу. Все ели-пили-веселились, но довольно быстро обнаружили, что вино присутствует в явно недостаточном количестве. То есть его попросту не хватает.

2.1. На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там.

2.2. Был также зван Иисус и ученики Его на брак.

2.3. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них.

Тут же стояли 6 водоносов с сосудами. Иисус велел наполнить сосуды водой - и, о чудо, вода сделалась вином. Причем не просто вином, а настолько хорошим вином, что все удивлялись, что под конец праздника подавали столь хорошее вино.

2.6. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры.

2.7. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха.

2.8. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли.

2.9. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, - а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, - тогда распорядитель зовет жениха

2.10. и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе.

2.11. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.

А теперь разберем этот случай поподробнее.

К тому моменту, как вино подошло к концу все, надо думать, уже изрядно приняли. И находились далеко не в самом трезвом состоянии. Итак, согласно Иоанну, первое свое чудо Иисус явил пьяной свадебной компании.

А было ли чудо вообще? О том, что изначально в сосудах была вода, мы знаем только со слов Евангелия. Но так ли это было на самом деле? Быть может, хозяин хотел съэкономить, решив, что его винным запасам и так уже причинен немалый ущерб, и поэтому сказал, что там вода? Иисус не поверил на слово и решил лично удостовериться, что там вода и ничего более. Какого же было его удивление, когда он обнаружил вино и громко завил об этом. Хозяину дома ничего не оставалось, как расстаться еще с шестью сосудами превосходного вина, которое быстро было выпито присутствующими за здоровье молодых.

А может быть в сосудах изначально в самом деле была вода, подкрашенная под вино все с той же целью сэкономить драгоценный напиток. А так как все были уже хорошо поддатые, то подделку никто не заметил.

 

На сегодня все. До новых встреч.


В избранное