Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Co@Libri. Рецензии, обзоры

  Все выпуски  

Новости RSC


Служба Рассылок Городского Кота
Дайджест российской прессы компании Russian Story Страничка - НОВОСТИ - ЛИТЕРАТУРА - МУЗЫКА - ВИДЕО ===============================================================
Кто, если не он

АЛЕКСЕЙ Ъ-КАРАХАН

   Умер Валерий Приемыхов

      Вчера в своей московской квартире скончался актер, режиссер и драматург Валерий Приемыхов. Ему было 57 лет, он умер от рака головного мозга. О том, что Приемыхов болен, стало известно более года назад. После недолгой ремиссии состояние его ухудшилось, и врачам не удалось затормозить развитие болезни.

      Приемыхов родился 26 октября 1943 года в небольшом городке Амурской области Белогорске. Учился в Дальневосточном пединституте искусств, а затем во ВГИКе в Москве. Но что бы ни происходило в его жизни -- слава, обрушившаяся после "Холодного лета 53-го года", или смертельная болезнь, он всегда оставался человеком из провинции, из города Белогорск.

      Приемыхов был классическим вариантом того, что называется "провинциальный интеллигент". Он никогда не пытался стать кем-то другим ни на экране, ни в жизни. Здесь дело не в профессии, а в личности. Всегда тихий, скромный, умудренный, готовый помочь, но не попросить без особой надобности. Приемыхов никогда не был вхож в московскую кинематографическую тусовку, зато для очень многих был другом.

      Если не считать "Холодного лета" и "Пацанов", у него практически не было звездных ролей, но при этом его появление в кадре, пусть даже в эпизодической роли, придавало фильму размеренность и спокойствие. Режиссеры, которые с ним работали, говорят, что когда Приемыхов выходил на съемочную площадку, можно было быть уверенным, что все сложится так, как надо. Даже если и задумывалось по-другому. Видимо, потому, что у него были и школа, и талант, что для советского, не говоря уже о российском, кинематографа было большой редкостью.

      Обучение в пединституте не прошло бесследно: большая часть фильмов, которая появлялась при его участии, была посвящена подросткам. Не исключением стал и его последний фильм "Кто, если не мы", в котором Приемыхов выступил в качестве сценариста, режиссера и исполнителя главной роли. За этот фильм он был удостоен премии "Ника" в номинации "Лучший сценарий". Когда Приемыхов выступал с благодарственной речью, он, не по-актерски смущаясь перед залом, благодарил всех, с кем делал этот фильм, своих друзей и в особенности земляков. И пообещал приехать в Белогорск. Хотя тогда о болезни знали единицы, у многих сложилось впечатление, что его речь по радостному поводу была очень грустной и практически прощальной.

 

"КоммерсантЪ ", 158 за 26 августа

НАШИ ДАТЫ

75 лет назад, в 1925 г., родился Юрий Валентинович Трифонов (ум. 1981), один из лучших советских писателей послевоенного периода, мастер "городской прозы".

Читайте "Московские новости ", 33  

Он не посрамил Сталинской премии

МИХАИЛ Ъ-НОВИКОВ

      75 лет Юрию Трифонову

      Сегодня исполняется 75 лет со дня рождения Юрия Трифонова -- единственного, пожалуй, лауреата Сталинской премии, у которого до сих пор достаточно читателей.

      Житейская карьера Трифонова точно описывается при помощи метафоры, которую он, наверное, отверг бы как дешевую и поверхностную -- синусоиды. Ослепительное детство наркомовского сына в доме наискосок от Кремля -- арест отца, выселение из квартиры и мгновенный переход из номенклатуры в изгои. В двадцать пять лет -- Сталинская премия за роман "Студенты" и этого романа громкий читательский успех. Дальше -- какая-то творческая яма лет на двадцать: невыносимый роман об ирригаторах "Утоление жажды", второсортные спортивные очерки с дикими названиями наподобие "Лыжники в небе".

      От Трифонова ничего не ждали: крутел Солженицын, блистали Аксенов и Битов, а это был нормальный, хоть и не старый еще бронтозавр, питавшийся травкой совписовских заграничных поездок да обонявший жасмины литераторского поселения в Пахре. Но вот, после внезапной смерти своей первой жены, в конце шестидесятых, Трифонов начинает печатать одну за другой "московские повести": "Обмен", "Предварительные итоги", "Долгое прощание". Затем выходит ударная вещь этого цикла -- "Дом на набережной".

      Эти повести обеспечили Трифонову уникальную популярность. Дело не только в их несомненных повествовательных достоинствах. В них интеллигент брежневских времен узнавал среду, в которой жил. В них он прочитывал оправдание специфических форм, которые принял конформизм советского образованного сословия. Так или иначе, Трифонова читали все. При этом диссиденты презрительно называли его писателем полуправды, а подцензурная критика взахлеб обсуждала "тему мещанства" -- почему-то именно эта фантомная боль особенно мучила гражданственных литературных обозревателей тех времен.

      Пожалуй, больше оснований говорить об упадке советской аристократии да и аристократии вообще. В этом смысле Трифонов продолжал линию русской классики: мотивы обрушения, выветривания уютного мира детства можно обнаружит хоть у Тургенева, хоть у Бунина, хоть у Набокова. Как выясняется, не так-то уж важно (если не загружаться большими идеями, проклятыми вопросами и широким социальными обобщениями) где располагался утраченный рай: в орловском захудалом поместье, пафосном питерском дворце или на даче в Серебряном Бору.

      То, что Трифонов доиграл этот мотив, оказалось самым важным для его литературного долголетия. Увы, не физического: в 1981 году, пятидесяти шести лет, Юрий Трифонов умер из-за того, что после операции тромб оторвался от стенки сосуда и закупорил легочную артерию.

      Уже после смерти вышел роман "Время и место" -- итоговая вариация главной трифоновской темы. Он заканчивается пассажем о Москве, что обступает героев, как лес: "Мы пересекли этот лес. Все остальное не важно". Не прибавив ничего принципиально нового в стилистическом отношении, роман закрепил классический статус автора еще и тем, что в нем Трифонов, как и положено русскому писателю, растолковал свой взгляд на профессию.

      У Трифонова он был слишком архаичным на теперешний вкус: он полагал возможным как-то судить прошлое и верил в то, что история -- не фантом, а вправду происходила. Однако его роман о народовольцах, а уж тем более книги о деятелях Октябрьской революции если и читаются сейчас, то не благодаря, а вопреки авторским намерениям. Ясно, что Трифонов действовал в рамках советских правил, но сейчас апология террориста Желябова да и красных командиров Гражданской войны выглядит, мягко говоря, неактуально.

      Но вот тема разрушения "дворянских гнезд" (советских в случае Трифонова) представляется вечной. Предварительные итоги олигархов, обмены элитного жилья и долгое прощание поп-звезд однажды будут описаны. Возможно, столь же элегически и теми же приемами постдостоевского реализма, при помощи которых Трифонову удалось обнаружить в довольно-таки жалких и жестоких персонажах советского полусвета теплые и даже привлекательные черты.

Читайте "КоммерсантЪ ", 158 за 26 августа 2000 г.

______________________________________________________________________________________________

75 лет назад, в 1925 г., родился писатель-фантаст Аркадий Натанович Стругацкий (ум. 1991), старший представитель "фантастического" дуэта братьев Стругацких.

Читайте "Московские новости ", 33  

 

   СТРУГАЦКИЙ Аркадий Натанович (28.08.1925 - 12.10.1991) 

 Аркадий  Стругацкий родился в Батуми (ныне у Грузия). Отец - исскуствовед, мать - учительница. В 1925 г. вместе с семьей переехал в Ленинград (ныне у Санкт-Петербург). С началом Великой Отечественной Войны работал на строительстве укреплений, затем - в гранатной мастерской. В конце января 1942 года был эвакуирован вместе с отцом из блокадного города. Чудом выжил - единственный из всего вагона. Учился в Актюбинском артучилище. Перед самым выпуском, весной 1943, был откомандирован в Москву, в Военный институт иностранных языков, который и окончил в 1949 по специальности переводчик с английского и японского языков. Печататься начал в 1958 г., опубликовав в соавторстве с Л. С. Петровым, повесть Пепел Бикини (1958). с I960 г. профессиональный писатель.  

____________________________________________________________________________________________

Пресс Дайджест RussianStory

Дорогие читатели дайджеста! Коллекция компания RUSSIAN STORY содержит более 45 наименование самых популярных российских изданий. Если Вы хотите читать газеты полностью, Вы можете подписаться на любую газету, интересную Вам, на нашем сервере (http://www.russianstory.com/subscribe/sub-catalogue-rus.htm) или позвонив по телефону +7 (095) 725-81-37 Все замечания и пожелания о дайджесте пишите, пожалуйста, по адресу itar@russianstory.com С уважением, редактор Russian Story Ирина Тараненко
Russian Video, Music and Books eBookstand Russia

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное