Рассылка закрыта
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Новости RSC
![]() АЛЕКСЕЙ
Ъ-КАРАХАН
Умер Валерий
Приемыхов
Вчера в своей
московской квартире скончался актер,
режиссер и драматург Валерий Приемыхов.
Ему было 57 лет, он умер от рака
головного мозга. О том, что Приемыхов
болен, стало известно более года назад.
После недолгой ремиссии состояние его
ухудшилось, и врачам не удалось
затормозить развитие болезни.
Приемыхов родился 26
октября 1943 года в небольшом городке
Амурской области Белогорске. Учился в
Дальневосточном пединституте искусств,
а затем во ВГИКе в Москве. Но что бы ни
происходило в его жизни -- слава,
обрушившаяся после "Холодного лета
53-го года", или смертельная болезнь,
он всегда оставался человеком из
провинции, из города Белогорск.
Если не считать "Холодного
лета" и "Пацанов", у него
практически не было звездных ролей, но
при этом его появление в кадре, пусть
даже в эпизодической роли, придавало
фильму размеренность и спокойствие.
Режиссеры, которые с ним работали,
говорят, что когда Приемыхов выходил на
съемочную площадку, можно было быть
уверенным, что все сложится так, как
надо. Даже если и задумывалось по-другому.
Видимо, потому, что у него были и школа,
и талант, что для советского, не говоря
уже о российском, кинематографа было
большой редкостью.
|
75 лет назад, в 1925 г., родился Юрий Валентинович Трифонов (ум. 1981), один из лучших советских писателей послевоенного периода, мастер "городской прозы". Ч |
МИХАИЛ
Ъ-НОВИКОВ
75 лет Юрию Трифонову
Сегодня исполняется 75 лет со дня
рождения Юрия Трифонова --
единственного, пожалуй, лауреата
Сталинской премии, у которого до сих
пор достаточно читателей.
Житейская карьера Трифонова точно
описывается при помощи метафоры,
которую он, наверное, отверг бы как
дешевую и поверхностную -- синусоиды.
Ослепительное детство наркомовского
сына в доме наискосок от Кремля -- арест
отца, выселение из квартиры и
мгновенный переход из номенклатуры в
изгои. В двадцать пять лет -- Сталинская
премия за роман "Студенты" и этого
романа громкий читательский успех.
Дальше -- какая-то творческая яма лет на
двадцать: невыносимый роман об
ирригаторах "Утоление жажды",
второсортные спортивные очерки с
дикими названиями наподобие "Лыжники
в небе".
От Трифонова ничего не ждали:
крутел Солженицын, блистали Аксенов и
Битов, а это был нормальный, хоть и не
старый еще бронтозавр, питавшийся
травкой совписовских заграничных
поездок да обонявший жасмины
литераторского поселения в Пахре. Но
вот, после внезапной смерти своей
первой жены, в конце шестидесятых,
Трифонов начинает печатать одну за
другой "московские повести": "Обмен",
"Предварительные итоги", "Долгое
прощание". Затем выходит ударная
вещь этого цикла -- "Дом на набережной".
Пожалуй, больше оснований говорить
об упадке советской аристократии да и
аристократии вообще. В этом смысле
Трифонов продолжал линию русской
классики: мотивы обрушения,
выветривания уютного мира детства
можно обнаружит хоть у Тургенева, хоть
у Бунина, хоть у Набокова. Как
выясняется, не так-то уж важно (если не
загружаться большими идеями,
проклятыми вопросами и широким
социальными обобщениями) где
располагался утраченный рай: в
орловском захудалом поместье, пафосном
питерском дворце или на даче в
Серебряном Бору.
То, что Трифонов доиграл этот мотив,
оказалось самым важным для его
литературного долголетия. Увы, не
физического: в 1981 году, пятидесяти
шести лет, Юрий Трифонов умер из-за того,
что после операции тромб оторвался от
стенки сосуда и закупорил легочную
артерию.
Уже после смерти вышел роман "Время
и место" -- итоговая вариация главной
трифоновской темы. Он заканчивается
пассажем о Москве, что обступает героев,
как лес: "Мы пересекли этот лес. Все
остальное не важно". Не прибавив
ничего принципиально нового в
стилистическом отношении, роман
закрепил классический статус автора
еще и тем, что в нем Трифонов, как и
положено русскому писателю,
растолковал свой взгляд на профессию.
Но вот тема разрушения "дворянских
гнезд" (советских в случае Трифонова)
представляется вечной.
Предварительные итоги олигархов,
обмены элитного жилья и долгое
прощание поп-звезд однажды будут
описаны. Возможно, столь же элегически
и теми же приемами постдостоевского
реализма, при помощи которых Трифонову
удалось обнаружить в довольно-таки
жалких и жестоких персонажах
советского полусвета теплые и даже
привлекательные черты. Ч ______________________________________________________________________________________________ |
Ч
|
Аркадий Стругацкий родился в Батуми (ныне
у Грузия). Отец - исскуствовед, мать -
учительница. В 1925 г. вместе с семьей
переехал в Ленинград (ныне у Санкт-Петербург).
С началом Великой Отечественной
Войны работал на строительстве
укреплений, затем - в гранатной
мастерской. В конце января 1942 года
был эвакуирован вместе с отцом из
блокадного города. Чудом выжил -
единственный из всего вагона.
Учился в Актюбинском артучилище.
Перед самым выпуском, весной 1943, был
откомандирован в Москву, в Военный
институт иностранных языков,
который и окончил в 1949 по
специальности переводчик с
английского и японского языков.
Печататься начал в 1958 г., опубликовав
в соавторстве с Л. С. Петровым,
повесть Пепел Бикини (1958). с I960
г. профессиональный писатель. |
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
В избранное | ||