Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Театр "Школа драматического искусства" Анатолия ВАСИЛЬЕВА из истории театра




История Поварской, или Поварская как история
ГЕНИЙ МЕСТА

Когда в 1986 году учреждался театр «Школа драматического искусства», и Васильеву предлагали несколько различных вариантов помещений, чтобы «перекантоваться» до момента, когда вот-вот начнется и закончится строительство для него и по его, совместному с Игорем Поповым, проекту - здания театра на месте бывшего кинотеатра «Уран», многих удивило, что вместо более просторных и приспособленных помещений он выбрал стесненный, чуть более 200 кв. метров, полуподвал на Поварской улице, 20, только что освобожденный от мастерских театра Моссовета.

Это был типичный советско-арбатский дом, то есть, старинный, но загаженный донельзя, с перенаселенными коммунальными квартирами, нарезанными на комнаты-клети из бывших барских квартир, с огромным, закрашенным в ядовито-зеленый цвет вестибюлем, приспособленным бичами под распивочную, с выбитыми стеклами лестничных окон и сорванной с петель входной дверью. Сохранялся только фасад, пусть и обшарпанный, но в котором безошибочно угадывалось «московское барокко» Серебряного века. Для режиссера, только что завершившего работу над «Серсо», пьесой-воспоминанием о Серебряном веке, это было достаточным знаком. Но, как рассказывал сам Васильев, не самым главным. Историческая память, идущая от М.О. Кнебель, уже связывала Васильева с Поварской улицей, раньше, чем он на ней оказался.

На Поварской, 8, в ста метрах от будущего дома «Школы», когда-то стоял дом статского советника М. А. Немчинова, в ротонде, а также во втором и третьем этажах которого находился известный среди московских театралов Немчиновский театр, один из тех, которые так описывал известный фельетонист начала века Влас Дорошевич: "Это были любительские театры. Правда, очень маленькие. Театры-табакерки. Но настоящие театры! С партером, с ложами, даже с галеркой, с оркестром, с пыльными кулисами, с уборными. Главное - с кулисами, с уборными". Именно Немчиновский театр снял в 1905 году Станиславский под «Театр-студию на Поварской» для опытов «условного театра» Всеволода Мейерхольда. Студия, как известно, просуществовала недолго, Мейерхольд и Станиславский не достигли взаимопонимания, но от нее история русского театра отсчитывает эпоху русского театрального авангарда и эксперимента.

Дом Немчинова снесли во время строительства проспекта Калинина. Васильев же со своей труппой разместился в ауре соседства со студией Мейерхольда, в бывшем «доходном доме» присяжного поверенного И.С. Кальмеера. Сюрпризы и совпадения начались, когда дом стали понемногу расселять и ремонтировать. В начале 90-х вдруг выяснилось, что дом И.С. Кальмеера – значительный памятник архитектуры начала 20 века. Он был выстроен в 1914 году по проекту архитектора В.Е. Дубовского, а росписи потолков и интерьеров принадлежат художнику Игнатию Нивинскому, в последующем, автору декораций к самым известным спектаклям Е.Б. Вахтангова «Принцесса Турандот» и «Эрик XIV».

Позднее открылся и более значительный «секрет».

Строительство и отделку дома заказал удивительный человек, Иосиф Семенович Кальмеер. Сын богатейшего сибирского купца-еврея, Почетного гражданина Иркутска, он учился в Гейдельбергском университете, а затем в Москве был известным адвокатом и общественным деятелем, страстно увлеченным философскими идеями Владимира Соловьева и Н.Федорова. По его заказу архитектор Дубовской и художник Нивинский создали не один, а два дома, совершенно одинаковых внешне, но имеющих разную внутреннюю роспись и лепнину. Дом в Малом Знаменском переулке был посвящен всем мировым религиям. И.Кальмеер бесплатно предложил этот «дом Бога единого » всем московским конфессиям для «сожительства», включая и различные христианские секты. Дом на Поварской был задуман и создан как «дом Искусства», во внутреннем убранстве которого причудливо переплелись все исторически художественные стили, начиная с Египта и Греции. И.Кальмеер мечтал, что в этом доме будут жить знаменитые художники и поэты. Но началась мировая война, затем революция… Судьба И.Кальмеера сложилась трагично. В 1918 году он вошел в состав Президиума так называемого Политического Красного креста, воссозданного по дореволюционному образцу женой М. Горького и первой российской правозащитницей Екатериной Пешковой. ПКК официально, через сотрудничество с ЧК, помогал политзаключенным без различия их партийной, религиозной и социальной принадлежности. Вскоре он был арестован и, вероятнее всего, расстрелян.
Но его мечта о «доме Искусства», населенном художниками и поэтами, все же осуществилась. Мансарду дома облюбовали московские художники, среди них – Б.Мессерер с Беллой Ахмадулиной.

Потом я вспомню, что была жива,
зима была, и падал снег, жара
стесняла сердце, влюблена была -
в кого? во что?
Был дом на Поварской
(теперь зовут иначе)... День-деньской,
ночь напролет я влюблена была -
в кого? во что?
В тот дом на Поварской,
в пространство, что зовется мастерской
художника.
Художника дела
влекли наружу, в стужу. Я ждала
его шагов. Смеркался день в окне.
Потом я вспомню, что казался мне
труд ожиданья целью бытия,
но и тогда соотносила я
насущность чудной нежности - с тоской
грядущею... А дом на Поварской -
с немыслимым и неизбежным днем,
когда я буду вспоминать о нем...

24 февраля 1987 года Анатолий Васильев со своими студентами ГИТИС сыграл в нем первую премьеру – «Шесть персонажей в поисках автора» Л. Пиранделло…


Дорогие друзья!

8 декабря – 4 года со дня выхода нашей рассылки.

Поздравляю Вас, мои верные читатели и наши преданные зрители. Спасибо Вам за поддержку.

До встречи в театре.

Ваша Елена Морозова.

Elena.Morozova@5-55.ru


Новая история театра http://info.sdart.ru/

Репертуар театра: http://info.sdart.ru/timetable.php

Статьи, интервью, критика: http://info.sdart.ru/press.php

История.Спектакли. Васильев: http://info.sdart.ru/about.php

Педагогика. Лаборатории. Ученики: http://info.sdart.ru/scool.php

Европейское присутствие театра: http://info.sdart.ru/europe.php

Заказать билеты: http://info.sdart.ru/boxoffice/

Форум театра: http://forum.sdart.ru/


В избранное