Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

"Театральный вестник"

  Все выпуски  

"Театральный вестник"


Фестиваль

Будущее театра в громких скандалах и творческих провокациях

XXV юбилейный Собиновский музыкальный фестиваль, состоявшийся в Саратовском театре оперы и балета с 28 мая по 10 июня, был посвящен будущему музыкального театра. А потому и программа его получилась устремленной в будущее, насыщенной открытиями, премьерами и смелыми экспериментами.

Несмотря на солидный для фестиваля четверть вековой возраст, к каждому вечеру музыкального марафона можно было применить слово «впервые»!

Впервые в рамках форума театр представил сразу три премьеры сезона: оперы «Тайный брак» Чимарозы (режиссер Александр Петров, Санкт-Петербург), «Мадам Баттерфляй» Пуччини (режиссер Алексей Степанюк, СПб), балет «Дон Кихот» Минкуса (балетмейстер-постановщик Кирилл Симонов). По исполнительскому составу порадовала дебютировавшая в спектаклях молодежь: оперники Илья Говзич, Марина Сальникова, Михаил Кожушко, Александр Корнеев; солисты балета – блиставшие в «Дон Кихоте» москвичи Валерия Гусева (Китри) и Сергей Кузьмин (Базиль).

Впервые отдельный вечер был отдан «неизвестному Чайковскому». Изюминкой концерта, в ходе которого оркестр, хор и солисты трижды исполнили «Боже, Царя храни», стала кантата «В память 200-й годовщины рождения Петра Великого», написанная композитором на стихи Якова Полонского и не звучавшая в первозданном виде в России почти 100 лет.

В третий день фестиваля саратовцы опять-таки впервые смогли услышать музыку «потаенного гения российской музыки» композитора Галины Уствольской (1919-2006). В концерте для фортепиано с оркестром солировал народный артист России Алексей Любимов. Оркестр, ведомый дирижерской палочкой худрука фестиваля лауреат Государственной премии РФ, народного артиста России Юрия Кочнева был традиционно на высоте. Даже в нестандартных составах, предложенных Уствольской. Удивила и порадовала продолжительность Симфонии №3 композитора «Иисусе Мессия, спаси нас!» – 16 минут!

Впервые в программе Собиновского присутствовал джаз (с джазовым трио Даниила Крамера выступила обладательница потрясающего голоса оперная примадонна Хибла Герзмава), в «Жизели» солировала ведущая пара Пражского балета Зузана Хвиздалова и Ульви Азизов (Чехия), а в «Лебедином озере» пара интернациональная – премьер балета Мариинского театра заслуженный артист России Игорь Колб и заслуженная артистка Украины Наталия Мацак (Киев). И снова впервые саратовские театралы получили возможность сравнить, какая оперетта – питерская или московская – лучше. Ведущие партии в «Веселой вдове» спели молодые москвичи заслуженная артистка России Светлана Криницкая, Максим Катырев, Петр Борисенко, Василиса Николаева, а в «Принцессе цирка» – молодые солисты Питерского театра музыкальной комедии Наталья Савченко и Андрей Данилов. Раньше в программу фестиваля включалась всего одна оперетта, и о каком-то соревновании не могло быть и речи.

В 14-й раз на Собиновском прошел уникальный конкурс конкурсов молодых вокалистов (до 35 лет) – уже лауреатов всероссийских и международных конкурсов из России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Из 65 заявок жюри отобрало 11 финалистов из Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, Карелии, Бурятии, Беларуси, Украины, Китая, которые и продемонстрировали свои таланты и мастерство на двух очных турах финала (народная песня и романс под фортепиано и оперные арии под оркестр). Впервые помимо авторитетного жюри победителя выбирал весь зал. В рамках проекта «Молодость музыкального театра» было учреждено зрительское голосование, приз предоставил банк «ЭКСПРЕСС-ВОЛГА». Приз шикарный – недельный тур на двоих в Париж с посещением Гранд-опера. Всего в голосовании принял участие 1631 зритель. По результатам двух туров лидером стал Андрей Силенко (баритон, Россия, Красноярск), набравший 640 голосов. Самое интересное, что мнение публики совпало с мнением жюри. I Губернаторская премия в 75 000 рублей  присуждена Андрею Силенко, II в 50000 – Надежде Павловой (сопрано, Карелия, Петрозаводск), III  премия генерального партнера фестиваля – компании «БАТ Россия» – Владимиру Дмитруку (тенор, Беларусь, Минск). Специальную премию 10 000 рублей и звание дипломанта получили: Евгения Душина (сопрано, Россия, Москва), Оксана Носатова (сопрано, Украина, Донецк), Илья Сильчуков (баритон, Беларусь, Минск). Видео-трансляцию обоих туров конкурса можно увидеть на сайте «Будущеетеатра.рф». Не исключено, что лауреаты конкурса еще не раз выступят в Саратове уже в качестве приглашенных гастролеров. К примеру, в прошлом году 1-ю премию Конкурса получил тенор из Узбекистана Нажмиддин Мавлянов. Сегодня Нажмиддин – перспективный солист Московского музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, в этом качестве прекрасно исполнил на юбилейном Собиновском партию Хозе в опере «Кармен».

В рамках фестиваля был реализован авторский проект лауреата международных конкурсов Николая Шиянова «Молодость музыкального театра». Открылся фестиваль выставкой финалистов первого открытого Всероссийского молодежного конкурса художественных, графических и фоторабот «Будущее музыкального театра», организованного театром совместно с Фондом имени Собинова и порталом «Будущеетеатра.рф». В конкурсе приняли участие более 120 молодых художников и фотографов (до 35 лет) со всех уголков России и из Ближнего зарубежья. Они представили на суд жюри более 270 работ, выполненных в самых разных техниках от фотоколлажа и акриловой живописи до концептуальной графики и 3D-эскизов и макетов декораций будущих постановок. Для финальной выставки жюри во главе с Народным художником России действительным членом Российской академии художеств Анатолием Учаевым отобрало 40 работ. Среди произведений-финалистов оказались и свидетельствующие о зрелом творческом мышлении авторов, и раскрывающие их неординарное видение будущего российского театрального процесса. Победителем конкурса жюри единогласно признало Ермека Хапизова - студента Омского института сервиса по специальности «Дизайн костюма», который представил оригинальную, основанную на национальных традициях работу «Ближний Восток. Рубашки». «Снимите это немедленно, – воскликнул Ермек, увидев костюмы в одном из спектаклей фестиваля. – Лучше выступать обнаженными. Я бы всех раздел и одел заново, но так, как надо». На фестивале подвели итоги еще одного открытого Всероссийского молодежного конкурса – журналистских работ, посвященных творческой деятельности музыкальных театров России. Как выяснилось, молодые театральные критики сегодня  на вес золота. На Конкурс было прислано всего 112 материалов в жанрах рецензии, интервью, информационного репортажа, эссе. Жюри во главе с Юрием Кочневым и главным редактором газеты «Музыкальное обозрение», заслуженным деятелем искусств России Андреем Устиновым, оценив аргументированность, оригинальность методов подачи материала, литературное мастерство изложения и профессионализм журналистов, назвали лауреатами конкурса Полину Стрельник и Наталью Кудлай (Москва), Ксению Зюзину (Железногорск, Красноярский край), Банникову Евгению (Петрозаводск). Специальные дипломы получили Бирюкова Ольга (Москва), Кокин Антон (Иркутск), Сакаева Мария (Сыктывкар), Середухина Тамара и Шубина Инна (Нижний Новгород), Огладина Яна (Прага).

В рамках проекта в дни фестиваля состоялись организованная совместно с СТД РФ школа-семинар молодых критиков музыкального театра под руководством режиссера, драматурга, обозревателя журнала «Музыкальная жизнь», заслуженного деятеля искусств РФ Григория Спектора и журналиста, критика и композитора Николая Шиянова, а также дискуссионный круглый стол о сегодняшних проблемах и будущем музыкального театра. В дискуссии приняли участие ведущие музыкальные и театральные критики страны, искусствоведы и финалисты молодежного журналистского конкурса.

Разнообразные, в чем-то противоречивые предложения и пожелания, которые были высказаны участниками дискуссии, можно свести к следующему. Театр нуждается в новых подходах и режиссерских инновациях при постановке опер. Не разрушая их музыкальной структуры, в спектакли можно вкладывать новое содержание. Для работы в театре необходимо привлекать молодежь, использовать новые технологии, в том числе и пиара, современный менеджмент. Нужно по-новому готовить певцов, повышать их культуру, обучать языкам, делая конкурентными на европейском и мировом уровнях: старая вокальная школа не во всем соответствует современным требованиям по культуре и технике вокала и артистизму. При этом не следует забывать и о традициях прошлого. Существуют границы этики. Театр не должен прикидываться нищим. Художникам-творцам нельзя ничего навязывать, а у них самих не должно быть никакой, даже внутренней цензуры. Опера и балет всегда являлись «королевскими» жанрами, их заказчиками были правители. Сейчас нет социального заказа на оперу. Новые демократические слои заказывают новую музыку. Современный театр требует скандала.

Из истории фестиваля (Врезка)

Фестиваль, названный в честь великого русского тенора Леонида Собинова, который в 1910–1929 гг., будучи в апогее славы, приезжал на гастроли в Саратов, своим рождением обязан директору саратовской оперы Илье Кияненко и художественному руководителю театра Юрию Кочневу. Первый фестиваль состоялся в 1986 году. Последние 20 лет театральный всероссийский, а затем и международный форум проводится в Саратове ежегодно в конце весны - начале лета!

За это время гостями и участниками Собиновского стали Ирина Архипова и Владислав Пьявко, Юрий Нечаев и Владимир Щербаков, Юрий Мазурок и Маквала Касрашвили, Ирина Богачева и Александр Ведерников, Светлана Захарова и Татьяна Чернобровкина, Барбара Кубяк (Польша), Мозес Паркер и Кевин Мейнор (США), Роберто Манфредини (Италия), Дзень Сяолинь (Китай), Моника Рамирес (Аргентина) и многие другие звезды мирового оперного и балетного искусства.

Софья Лежава

Фото Юрий Кабанов


В избранное