Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Традиционные культуры Востока в словах и вещах Ямато-э (Япония). Комплекс ступ в Санчи (Индия).


Информационный Канал Subscribe.Ru

Добрый день / вечер, уважаемые подписчики! 

Прошу прощения за перерыв с выходом рассылки. С удовольствием возвращаюсь к моим
излюбленным темам – японской живописи и буддийскому искусству.

ЯМАТО-Э 
Термин, составленный из иероглифов «Ямато» (страна Ямато – исторический центр
японского государства) и «э» (живопись, картина), т. е. «живопись в японском
стиле». В 9 в. в Японии так стала называться светская (в противоположность культовой,
связанной с буддийской обрядностью) живопись на национальные сюжеты; в противоположность
ему произведения на китайские сюжеты были отнесены к кара-э (от «кара» - Китай).
 Т. о., первоначально выделение ямато-э происходило на чисто тематической основе.
Художественный жанр, в котором зародилась живопись на японские сюжеты, назывался
сёхэйга и объединял в себе росписи стен, раздвижных перегородок (фусума) и переносных
экранов (бёбу). На протяжении периода Хэйан (794-1185) – времени господства аристократической
придворной культуры –грандиозные горные ландшафты в китайском духе постепенно
уступили место в дворцовых интерьерах пейзажам и природному миру Японии, сценкам
из японской придворной и сельской жизни. Композиции дополнялись стихами, сюжетно
и эмоционально
перекликающимися с живописью и дополняющими ее изяществом каллиграфии. Нередко
знаменитые стихотворения «иллюстрировались» в художественных росписях и наоборот.
Эти ранние (9–11 вв.) композиции до нас не дошли, но сборники иллюстрируемых
стихотворений позволяют уточнить их тематику. Судя по ним, живопись ямато-э тематически
делилась на изображения основных занятий человека в каждый из двенадцати месяцев
(цукинами-э), образы четырех времен года (сики-э), а также виды знаменитых местностей
(мэйсё-э). Оформление
интерьеров в стиле ямато-э достигло расцвета в работах Кудара-но Каванари (789–853
гг.) и мастеров первой значительной национальной школы Косэ (существовала с конца
9 до 15 в.). Ее основатель, прославленный придворный художник Косэ-но Канаока
(9 в.), по свидетельству документов, стремился к точному воспроизведению в росписях
реальных пейзажей, хотя по преимуществу объектами изображения для художников
становились не увиденные, а описанные в поэзии местности. Росписи в стиле кара-э
сохранили свое значение в оформлении
храмовых интерьеров, а также в предметах интерьера, предназначенных для самых
официальных придворных церемоний.
По мере развития ямато-э в ее рамках происходило сложение национального художественного
стиля, а само это понятие постепенно расширялось. Так, в горизонтальных свитках
эмакимоно (которым мы обязательно посвятим отдельный выпуск) национальная тематика
решалась в разных стилевых вариантах. Другой важной составляющей стал портрет,
обновленный усилиями Фудзивара Таканобу (1142-1205). В работах его школы этот
жанр, прежде развивавшийся лишь в религиозной и ритуальной сферах (образы патриархов
и посмертный портер),
обрел верность натуре и получил стилевое определение нисэ-э («жизнеподобная живопись»).

Сложившееся разделение сфер живописи в японском и в китайском стилях сохранялось
до сер. периода Камакура (1885-1333), после чего под влиянием китайского искусства
династии Сун (960-1279) монохромная живопись (суйбокуга) временно потеснила полихромную
ямато-э в светских интерьерах. Однако национальная живопись (как по тематике,
так и по стилю) не потеряла своего значения. Упомянутая школа Тоса сохраняла
консервативную верность старым традициям, хотя близкие школе рядовые художники
обогатили круг тем и образов
зарисовками из современной им городской жизни. В школе Римпа классические литературные
сюжеты осмыслялись уже ретроспективно, и стремление воссоздать эмоциональную
и эстетическую атмосферу этих источников, к тому времени уже старинных, повлекло
за собой принципиально иное художественное воплощение. 
В новейший период историческая оппозиция национальной живописи (ямато-э) и иностранной
(изначально кара-э) приняла характер противопоставления традиционалистской школы
Нихонга («японские картины») и ориентированной на западноевропейское искусство
школы Ёга («заморские картины»).

СТУПА В САНЧИ (Индия, 2 в. до н. э.) – http://www.buddhanet.net/e-learning/history/buddhist-art/images/sanchi/sanchi-large04.jpg
Как мы помним, в Индии в период правления династии Маурьев (4–2 вв. до н. э.)
буддизм принимает характер государственной религии и ведется широкомасштабное
культовое строительство. Ранее мы познакомились с одним из архитектурных типов
– колонной-стамбхой. Сегодня мы рассмотрим еще один тип – ступа. 
Основатель буддизма, Шакьямуни Гаутама (Будда), прожив долгую жизнь, окончил
земное существование и перешел в нирвану в окружении многочисленных учеников.
Они кремировали тело учителя и разделили его прах между крупнейшими общинами
для хранения. Позднее священные останки были заложены в основания восьми особых
мемориальных сооружений (ступа).  Однако это понятие охватывает любое сооружение
соответствующих архитектурных форм и назначения, а главное назначение ступы –
служить символом нирваны и увековечением
Будды и, шире буддийского Закона (Дхармы). В качестве реликвии может выступать
священный текст (сутра) или священный предмет; ступы, являющиеся сакральным объектом
в интерьере монастырской постройки, вообще вытесывались из цельного камня и не
имели внутренней полости-камеры. Ступы возводились с большим размахом и в огромном
количестве (особенно при Ашоке, первом из Маурьев принявшем буддизм в 261 г.
до н. э.). Знаменитый комплекс в Санчи включает большую ступу и несколько меньших
и располагается на высоком
холме. 
Конструкция ступы опирается на пояснения самого Будды Гаутамы об устройстве мироздания.
В ответ на вопрос одного из учеников Будда изобразил землю в виде сложенного
квадратом монашеского плаща, поставил в его середину перевернутую вверх дном
полукруглую чашу для сбора подаяния (символ неба) и водрузил сверху монашеский
посох – ось мира, пронизывающая и соединяющая многочисленные небесные сферы и
землю.
Соответственно, полусферическое каменное тело ступы изображает небесный свод.
Оно не имеет внутреннего пространства, и доступ в камеру с реликвией отсутствует.
Ось мира представлена столбом на вершине полусферы; столб обнесен квадратом ограды
и увенчан каменными зонтами, символами небесных сфер (в Санчи их три, в других
ступах может быть также 5 или 7). Таким образом, конструкция имитирует чашу и
посох из пояснений Будды, но не квадрат плаща – «землей» в этом архитектурном
ансамбле служит, собственно, земля,
окружающий постройку пейзаж. Ансамбль ступы включает в себя реальный мир и выступает
как его сакральный центр. «Квадрат земли» лишь обозначен такой архитектурной
деталью, как ограда вокруг ступы с четырьмя воротами, ориентированными по сторонам
света. Интересно, что ограда выполнена из камня, но ее формы имитируют деревянную
конструкцию из мощных круглых бревен и столбов-поперечин.
Ритуал поклонения ступе представляет собой троекратный обход сооружения по особой
галерее (http://www.temple.edu/Art_History_India/finished%203/sanchi%20stupa%201.jpg),
с которой открывается захватывающая дух панорама. Обход сопровождается ударами
бубнов и пением молитв, в ночное время совершается с факелами.

Благодарю за внимание,
Сэн

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.world.asiacult
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное