Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

О горских евреях

  Все выпуски  

О горских евреях


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Здравствуйте

Посетите интернет-журнал "ЕВРЕИ-ГОРЦЫ" ( Http://jews.nm.ru )

**********************************

О НЕКОТОРЫХ ПАРАЛЛЕЛЯХ В ОНОМАСТИКЕ ГОРСКИХ ЕВРЕЕВ И ИУДЕЙСКИХ ХАЗАР

СЕМЕНОВ Игорь Годович

Историкам известно всего несколько десятков имен иудейских хазар и евреев Хазарского Каганата. Это имена хазарских царей из письма царя Иосифа (15.С.89,103), имена из письма хазарского еврея (“Кембриджский Аноним”) (14.С.132-142; 15.С.112-123) и из так называемого Киевского письма, составленного евреями киевской общины в 10 веке (14.С.30-31).

Норман Голб обращает внимание на то, что набор этих имен довольно необычен: иудеи Хазарского Каганата принимали имена либо патриархов - Авраам, Яков, Моисей, либо родоначальников колен - Рувин, Иуда, Завулон, Манассия, Иосиф, Вениамин, либо древних израильских царей - Менахем, Хезекия, либо пророков - Самсон, Самуил, то есть те имена, которые являются наиболее значимыми для еврейской традиции. Кроме того, в Хазарском Каганате в 10 веке были в ходу и такие необычные для евреев других стран имена как Ханукка и Песах (названия еврейских праздников), Синай, а также искуственно образованные имена - Савриил (“Б-г - моя надежда”) (15.С.116) и Нисси (“Б-г - мое знамя”) (14.41). При этом ни в одном из хазарских писем нет “имен из агиографов и имен (талмудических) раввинистов” (14.С.37сл.). По мнению Н.Голба, все эти факты указывают на то, что авторы Киевского письма, так же как и хазарские цари, были прозелитами или потомками прозелитов (14.41). Не подвергая этот вывод сомнению, хотел бы указать на следующее.

Особенностью антропонимики горских евреев является преобладание в ней имен из Пятикнижия, из книг Пророков и Царств (18.С.40; 19.С.40). Другой интересный факт состоит в том, что горские евреи довольно часто используют названия еврейских праздников как имена: Хануко (Ханукка), Писах (Песах) - мужские, Пурим - женское. Встречаются у горских евреев и другие необычные имена, например, Симанду (мужское) - древнееврейское поздравление (симантов), Мазалту (женское) - пожелание счастья или удачи по-древнееврейски (мазалтов). Удалось также выявить один случай употребления горскими евреями имени Синай: в “Посемейных списках жителей загородной части гор. Дербента” за 1873 год в числе жителей селения Хош-Манзиль значится “Синай сын Агаруна”, 1876 года рождения, переселившийся из сел. Марага (20.Лист11). Кроме того, у горских евреев до сих пор употребляется, и нередко, имя Нисси - формах Нису, Нусу (переход и>у, и обратно, является обычным для еврейско-татского языка).

На основании этих фактов можно было бы счесть, что горские евреи являются потомками прозелитов, однако можно привести ряд аргументов, которые противоречат этому предположению. Важнейший из них состоит в том, что антропонимикон горских евреев, в котором до конца 19 века почти полностью отсутствовали имена талмудического периода, действительно состоял из наиболее древних еврейских имен, однако в отличие от иудейских хазар горские евреи использовали не только имена наиболее ярких библейских персонажей, но и имена

значительно менее яркие. Если говорить точнее, горские евреи использовали весь спектр древнейших еврейских имен! Этот факт может говорить о том, что их предки довольно давно оказались отторгнутыми от мира иранских евреев и, осев на Кавказе, пребывали там в относительной изоляции. Вследствие этого их религиозные представления претерпели некоторые деформации (21.С.194-195), а ономастика оказалась законсервированной почти на полтора тысячелетия.

Консервации антропонимикона горских евреев способствовала традиция, распространенная среди всех еврейских групп: имена старших представителей рода через одно, два или три поколения передаются по наследству младшим. Даже имена родственников, не оставивших после себя потомства, вручаются их племянникам, внучатым племянникам и т.д. Эта традиция, основанная на некоторых каббалистических представлениях, не допускает ситуации, когда два человека из одного рода носят одно и то же имя. Если говорить конкретнее, то у горских евреев наследование имен происходит следующим образом. Имя живого деда передается внуку только с согласия первого. Если же дед уже умер, то “хозяином” его имени становится его старший сын, а если последний уже не может иметь детей, то право “распоряжения” именем переходит к следующему сыну и т.д. В тех случаях, когда умерший мужчина не имел живых сыновей, право “распоряжения” его именем переходило к его дочери или к внуку (сыну его сына). В последнем случае имя наследовал правнук.

Наследование имени деда или бабки у горских евреев является очень почетным. Наследника имени деда называют бебе или попо, соответственно “отец” или “папа”, а наследницу имени бабки - деде или момо, соответственно “мать” или “мама”. В первую очередь наследуются именно эти имена, во вторую - имена бездетных братьев и сестер деда по отцу, бездетных братьев и сестер отца.

В прошлом, когда демографическая ситуация на Кавказе была более стабильной, чем в наше время, а детская смертность была очень высокой, имя умерших детей передавалось вновь рожденным, и таким образом набор имен, характерных для каждого конкретного рода оставался довольно стабильным, так как он пополнялся лишь в очень редких случаях. Обычно это происходило тогда, когда в результате необычного роста численности рода набор имен, характерный для данного рода, иссякал. В 20 веке, когда численность горских евреев стала резко возрастать, такие случаи можно было наблюдать многократно.

К тому времени, когда предки горских евреев были поселены на Кавказе, раббанитская (талмудическая) традиция еще не успела окрепнуть, а имена наиболее авторитетных законоучителей, имена которых упоминаются в Мишне и Талмуде, еще не успели стать столь же популярными, как имена библейских пророков и царей. Именно этим можно объяснить тот факт, что имена талмудического периода, пользовавшиеся широкой популярностью у средневековых евреев Ближнего Востока и Европы, оказались вне антропонимикона горских евреев, которые с 6 века жили в отрыве от основной массы иранских евреев.

Как уже говорилось, имеется достаточно много оснований предполагать, что восточнокавказские евреи оказали значительное влияние на характер Иудейства хазар. Можно также утверждать, что параллели между известной совокупностью иудейско-хазарских имен и ономастикой горских евреев совершенно не случайны, так как хазары, вероятнее всего, следовали традициям хорошо известных им восточнокавказским евреям, во всяком случае, отчасти. Наиболее ярким свидетельством этого является определенная популярность и у современных горских евреев, и у древних хазар имени Ханукка. Оно дважды встречается в Киевском письме (14.С.30,31), один раз на средневековом надгробии в Крыму (14.С.50) и один раз в списке хазарских царей (15.С.97). За пределами территории Хазарского Каганата и вне исторической зоны расселения горских евреев это имя практически не встречается: для Средних Веков известны лишь два случая его употребления - в Иерусалиме в 10 веке и в Византии в 12 веке (14.С.50).

Можно также вспомнить, что согласно легенде, изложенной в “Кембриджском Анониме”, первый из хазарских царей, принявший Иудейство, имел мать-еврейку по имени Серах (14.С.138; 15.С.114). Это имя, чрезвычайно редкое для средневековых евреев (См.: 5.С.XIII; 15.Прим.2.С.114), довольно часто встречается у горских евреев. Это обстоятельство указывает на то, что мать упомянутого хазарского царя, принявшего имя Савриил, вероятнее всего была родом с Восточного Кавказа, а также на то, что случаи смешанных браков восточнокавказских евреев с представителями аристократических хазарских родов имели место еще до того, как хазарские цари приняли Иудейство. Хазарский царь Иосиф указывает на то, что его предки приняли Иудейство “340 лет назад”, то есть около 620 года (15.С.93), и в этом нет ничего неправдоподобного, так как к этому времени предки горских евреев уже почти сто лет жили на Восточном Кавказе.

Таким образом, основываясь на хазарских документах можно с достаточной долей уверенности говорить о том, что первое знакомство с Иудейством хазары получили, общаясь со своими непосредственными соседями - восточнокавказскими евреями. Напомню также, что в свое время на это указывал М.М.Ихилов (22. С.213сл).

На следующей неделе - ГОРСКИЕ ЕВРЕИ (краткий исторический очерк).

************************************
Посетите интернет-журнал "ЕВРЕИ-ГОРЦЫ"
( Http://jews.nm.ru )

************************************

Ведущий рассылки - Яков Ильягуев
E-mail: yasha@nm.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное