Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Законодательство Китая

  Все выпуски  

Законодательство Китая N 28, Март 2014


 

CNLegal.ru  |  Блог о законодательстве Китая
Подписка на наши новости

Facebook | Вконтакте | Рассылка на Subscribe.ru

Все записи в блоге с 17 по 30 марта
 
Разъяснение Верховного народного суда КНР о договорах лизинга

24 февраля 2014 г. Верховный народный суд КНР опубликовал Разъяснение «О некоторых вопросах применения законодательства при рассмотрении споров по договорам лизинга» (далее – Разъяснение № 3-2014), касающееся вопросов действительности, исполнения и расторжения договоров лизинга, а также ответственности за нарушение договоров. Разъяснение № 3-2014 применяется с 1 марта 2014 г.

Проект судебного разъяснения о договорах лизинга был опубликован Верховным народным судом КНР для общественных консультаций весной прошлого года (подробный анализ части положений проекта). Окончательный вариант разъяснения был принят в ноябре 2013 г.

Действительность договора

Народные суды обязаны признавать наличие или отсутствие лизинговых правоотношений на основании ст. 237 Закона КНР «О договорах» в соответствии с характером предмета лизинга, его стоимости, состава лизинговых платежей, а также прав и обязанностей сторон договора. Если договор именуется договором лизинга, но при этом фактически лизинговые правоотношения отсутствуют, народные суды обязаны квалифицировать правоотношения в соответствии с фактическим содержанием договора (ст. 1 Разъяснения № 3-2014). Эти правила сохранились без изменений.

Продолжение записи

 

Операции с bitcoin в Сингапуре будут проверяться на предмет отмывания денег

Оборот виртуальных валют, включая операции с биткойн, будет проверяться в Сингапуре на предмет наличия рисков финансирования терроризма и легализации доходов, полученных преступным путем.

13 марта 2014 года Министерство финансов Сингапура заявило, что будет регулировать деятельность посредников по купле-продаже виртуальных валют в целях противодействия потенциальным рискам финансирования терроризма и легализации доходов, полученных преступным путем (так называемые ML/TF риски).

Операции с виртуальными валютами, по причине присущей им анонимности, могут быть чувствительны к рискам ML/TF. Для регулирования этого рынка Министерство финансов Сингапура намеревается представить для посредников, которые покупают, продают или иным образом содействуют обмену виртуальной валюты, определенные нормативные рамки. Особо отмечается, что к таким посредникам так же относятся операторы бирж по обмену виртуальной валюты биткойн, а так же автоматических вендинговых устройств по обмену биткойн по принципу деятельности схожих с банкоматами.

Источник

 

Признание и приведение в исполнение иностранных арбитражных решений в Китае

Признание и приведение в исполнение иностранных арбитражных решений в КНР осуществляется в соответствии с Нью-Йоркской конвенцией о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г. (далее – Нью-Йоркская конвенция) и Гражданским процессуальным кодексом КНР 1991 г. (в редакции от 31 августа 2012 г.; далее – ГПК КНР).

При приведении в исполнение арбитражных решений, вынесенных в Гонконге или Макао, применяются специальные правила, установленные двусторонними договорами. Стоит заметить, что арбитражные решения, вынесенные в САР Гонконг, САР Макао и на Тайване, в КНР не признаются иностранными арбитражными решениями, следовательно, при приведении в исполнение данных решений в КНР не будет применяться Нью-Йоркская конвенция. С другой стороны, эти решения не будет считаться и внутренними, поскольку они вынесены за пределами территориальных пределов действия китайского законодательства (все три территории имеют собственное законодательство). О приведении в исполнение в КНР решений трех территорий «большого Китая» стоит рассказать отдельно. Эта статья посвящена признанию и приведению в исполнение только тех решений, которые в КНР признаются иностранными.

Продолжение записи

 

Британские Виргинские острова принимают новый закон об арбитраже и присоединяются к Нью-Йоркской конвенции

23 января 2014 г. в Официальном бюллетене Британских Виргинских островов опубликован новый Закон об арбитраже 2013 г. (Arbitration Act 2013), принятый в конце 2013 г. Ассамблеей Британских Виргинских островов (British Virgin Islands House of Assembly). Данный закон призван усовершенствовать правила проведения арбитража на территории островов, а также признания и приведения в исполнение иностранных арбитражных решений в соответствии с Нью-Йоркской конвенцией. Дата вступления в силу нового закона будет объявлена отдельно.

Сейчас основным нормативно-правовым актом, регулирующим арбитраж на Британских Виргинских островах (БВО), является Закон об арбитраже 1976 г., в который не было внесено ни одного изменения за все тридцать восемь лет. Кроме того, арбитраж на БВО осложняется тем, что на острова не распространяется Нью-Йоркская конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г. (далее – Нью-Йоркская конвенция).

Продолжение записи

 

Признание в КНР иностранных судебных решений о расторжении брака

Признание в КНР иностранных судебных решений осуществляется в соответствии с двусторонним договором или в соответствии с принципом взаимности. Ели двусторонний договор о правовой помощи отсутствует, а взаимность в признании судебных решений между китайскими судами и судами соответствующего государства не возникла (т.е. суды этого государства не признают/приводят в исполнение решения китайских судов), возможность признания и приведения в исполнение иностранного судебного решения в КНР отсутствует.

Единственное исключение сделано для иностранных судебных решений о расторжении брака при обращении гражданина КНР с ходатайством о признании иностранного судебного решения. Эти решения признаются и при отсутствии договора о правовой помощи или взаимности в соответствии с Положениями Верховного народного суда КНР «О вопросах процедуры обращения граждан Китая с ходатайствами о признании иностранных судебных решений о расторжении брака» от 13 августа 1991 г. (Уведомление № 21-1991).

Продолжение записи

 

Подсудность административных дел в Китае

Подсудность административных дел (дел, возникающих из административных правооотношений) в Китае определена Административным процессуальным кодексом КНР 1989 г. (далее – АПК КНР).

В соответствии со ст. 11 АПК КНР народные суды принимают к рассмотрению иски граждан и организаций, предъявленные в связи с несогласием с конкретными административными действиями государственных органов. АПК КНР делит их на восемь видов.

Продолжение записи

 

Преимущества международного коммерческого арбитража

Международный коммерческий арбитраж сейчас является одним из самых распространенных способов разрешения споров, возникающих между предпринимателями из разных стран. Ежегодно увеличивается количество споров, передаваемых на рассмотрение в арбитражи, а также количество арбитражных органов (институционных арбитражей), оказывающих услуги по содействию в разрешении споров.

Специалисты считают перспективы дальнейшего развития международного коммерческого арбитража хорошими: по мере интернационализации бизнеса и увеличения международного экономического оборота будет увеличиваться спрос на услуги по разрешению споров тоже будет увеличиваться. В последние годы новые центры международного коммерческого арбитража стали появляться в офшорных юрисдикциях, для которых основными источниками дохода является инкорпорация компаний и оказание финансовых услуг. Это еще одно подтверждение тому, что международный коммерческий арбитраж выгоден не только предпринимателям, получающим эффективный механизм разрешения споров, но и государствам, содействующим развитию арбитража.

Альтернативой разрешению спора в арбитраже является разрешение спора в государственном суде. Если спор не выходит за пределы границ одного государства и отсутствует необходимость исполнения судебного решения за рубежом, чаще всего спор решается в суде. Если же спор затрагивает стороны из разных стран и существует необходимость исполнения решения в другом государстве, предпочтительным способом разрешения спора является арбитраж.

Существует несколько особенностей, которые делают международный коммерческий арбитраж самым удобным способом для разрешения споров. Это – возможность выбора арбитров, выбора правил проведения разбирательства, окончательность арбитражного решения, ограниченный перечень оснований для отмены арбитражного решения, конфиденциальность, возможность выбора места арбитражного разбирательства, возможность выбора языка разбирательства и наличие единообразных правил признания и приведения в исполнение арбитражных решений в других государствах.

Продолжение записи

 

Выбор способа разрешения споров в Китае

При заключении договора с китайскими контрагентами неизбежно встает вопрос о том, как стороны будут разрешать споры, которые могут между ними возникнуть в дальнейшем. Если этого не сделать на этапе заключения договора, скорее всего, стороны уже не смогут договориться о способе разрешения спора и им придется обращаться в суд, что не всегда является самым удачным выбором.

В том, что споры при работе с китайскими контрагентами будут возникать, сомнений практически нет: полное невыполнение договоров, поставка некачественной продукции, нарушение сроков поставки товаров встречается достаточно часто и приводит к значительным убыткам, которые надо каким-то образом взыскать с китайского контрагента или убедить его хотя бы частично возместить. Иногда споры возникают сразу же и касаются того, был ли вообще заключен договор между сторонами и обязаны ли они его выполнять.

Можно выделить четыре основных способа разрешения споров:

Продолжение записи

 

Статистика CIETAC за прошлый год

В конце января 2014 г. Китайская международная экономическая и торговая арбитражная комиссия (China International Economic and Trade Arbitration Commission, CIETAC) опубликовала статистику по количеству рассмотренных дел за 2013 г. Особый интерес эта статистика вызывает потому, что 2013 г. стал первым годом после отделения от CIETAC двух крупнейших филиалов и возникшего в результате этого конфликта.

Напомню, что в 2012 г. от CIETAC отделились филиалы в Шанхае и Шэньчжэне. Шанхайский филиал CIETAC превратился в Шанхайский международный арбитражный центр, а филиал в Шэньчжэне – в Международный арбитражный суд Шэньчжэня. Законность создания новых арбитражных органов CIETAC оспаривает. Особо негативную реакцию CIETAC вызывает прием новыми арбитражными органами к рассмотрению споров, которые в соответствии с арбитражными оговорками подлежат рассмотрению в шанхайском отделении CIETAC или рассмотрению в CIETAC с местом арбитража в Шанхае/Шэньчжэне.

В 2013 г. CIETAC приняла к рассмотрению в общей сложности 1 256 споров, в том числе 375 споров – трансграничные коммерческие споры, и 881 споров – внутренние споры (споры между китайскими субъектами предпринимательской деятельности, включая предприятия с иностранным капиталом, созданные в КНР). По сравнению с 2012 г. общее количество споров, принятых к рассмотрению CIETAC, увеличилось на 18,5%. Головное отделение CIETAC в Пекине приняло к рассмотрению 1 058 споров (рост на 8,51%), из них 332 споры – споры, осложенные иностранным элементом (на 19 споров больше, чем в 2012 г.); отделение Секретариата CIETAC в Шанхае приняло к рассмотрению 159 споров (на 122 спора больше, чем в 2012 г.); отделение Секретариата CIETAC в Южном Китае (г. Шэньчжэнь) – 18 споров (на 2 спора больше, чем в 2012 г.). Юго-западный филиал CIETAC (филиал в г. Чунцин) принял к рассмотрению 11 споров, а филиал CIETAC в Тяньцзине – 10 споров.

Продолжение записи

 

Телекоммуникационные компании в Китае готовятся к переходу на НДС

Весной 2014 г. реформа косвенного налогообложения будет распространена на телекоммуникационные компании: они будут переведены на НДС вместо налога на предпринимательскую деятельность, который уплачивается в настоящее время.

Реформа косвенного налогообложения проводится в КНР с 1 января 2012 г. В ходе реформы в стране предприятия сферы услуг постепенно переводятся с налога на предпринимательскую деятельность (уплачивается с суммы выручки от реализации работ и услуг и аналогичен налогу с продаж в других странах) переводятся на уплату налога на добавленную стоимость. На первом этапе реформа проводилась в отдельных регионах КНР, а с 1 августа 2013 г. распространена на всю страну.

Реформа пока затрагивает не все предприятия сферы услуг. На первом этапе с уплаты налога на предпринимательскую деятельность на НДС были переведены предприятия, оказывающие услуги в сфере логистики (транспортные услуги), услуги в сфере информационных технологий (IT-услуги), услуги экспертизы, консультационные услуги, услуги в сфере культурно-творческой деятельности, а также выполяющие научно-исследовательские опытно-конструкторские работы. С 1 января 2014 г. реформа была распространена на почтовые предприятия и железнодорожные компании.

Ожидается, что с апреля к ним присоединятся телекоммуникационные компании. В настоящее время они уплачивают с выручки налог на предпринимательскую деятельность по ставке 3%. Ставка НДС и правила определения налоговой базы для телекоммуникационных компаний будут установлены в течение марта.

Продолжение записи

 


В избранное