Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мировая мифология.

  Все выпуски  

Мировая мифология. История Древнего Китая 4. Династия Хань.


Информационный Канал Subscribe.Ru

История Древнего Китая 4. Династия Хань.

 

Программа новой династии была следующей. "Земледелие суть основа государства, торговля и ремесла – его ветви. Правитель должен укреплять ствол, и ослаблять ветви". Исходя из этого, земледелие было объявлено наиболее важным занятием, торговцы и ростовщики лишились привилегий и всячески притеснялись. Родовая знать вернула некоторые свои права, но подлинная власть находилась в руках у многочисленных представителей новой династии и бюрократического аппарата.

Первые десятилетия правления новой династии ушли на подавление смут и борьбу с образовавшейся к северу от Китая кочевой державой Хунну. Для восстановления экономики страны была принята программа даосов, включавшая сокращение государственных расходов и снижение налогов на крестьян. Здесь надо иметь в виду, что в условиях, когда большинство населения само производит продукты потребления, подобные меры всегда приносят облегчение жизни. В современном же обществе, особенно с большим государственным сектором экономики и государственными же здравоохранением, образованием и т.д., снижение налогов ведет к падению уровня жизни больших социальных групп.

В империи же Хань росло население (достигнув цифры в 50 с лишним миллионов человек, которую Китай превысил лишь полтора тысячелетия спустя), все успешно развивалось, и, в то же время, уходило из-под контроля государства (аналогичная проблема стоит и перед коммунистическим руководством нынешнего Китая). Тогда, дабы не утратить влияние, императорское правительство стало вести исключительно активную политику, которая включала, прежде всего, серию внешних войн, но, также и отправку многочисленных экспедиций и посольств, сопровождаемых вооруженными отрядами и весьма дорогостоящими.

Таким образом, китайское правительство перешло от политики даосов к легистским методам управления. Но, постепенно, все большее влияние приобретали конфуцианцы, прозорливо стремившиеся к руководству системой образования. Теперь они, конечно, сильно изменились, вобрав в свою доктрину некоторые принципы легизма, и переориентировавшись с родовой знати на административный аппарат (границы между которыми, впрочем, в древних обществах были весьма нечеткими). В конечном счете, именно в эту эпоху, сложилась конфуциано-даосская, "дуалистическая" система духовной жизни Китая, которая, с некоторыми дополнениями (например, буддизмом) просуществовала потом более двух тысячелетий. Остальные же многочисленные течения древности постепенно исчезли.

Между активным, "государственническим" конфуцианством и инертным, "индивидуалистическим" даосизмом происходила, подчас, острая борьба (даосы бывали руководителями крестьянских восстаний). Но это была борьба в рамках единой системы, способствующая не распаду, а, наоборот, поддержанию единства.

Чиновник, находясь на государственной службе, совершено органично исповедывал принципы конфуцианства. Собственно, попасть на эту самую службу он и мог, лишь сдав конфуцианские экзамены, суть которых состояла в проверке знаний китайской классической (в основном конфуцианской же) литературы. Кстати этот принцип экзамена Европа заимствовала из Китая через страны Среднего Востока.

Когда же чиновник попадал в опалу ("выходил на пенсию"), он поселялся в своем поместье посреди живописных гор, и, предаваясь элегическим настроениям, сочинял стихи и изучал алхимию бессмертия.

Итак, мы закончили на образовании и возвышении династии Хань. Впереди у Китая были две тысячи лет бурной и блестящей истории. Но, "пестрый грохот равнины китайской" (Николай Гумилев), к сожалению, выходит за рамки нашей темы. Поэтому плавно перейдем к мифологии.

Сохранность китайской мифологии не очень хорошая. Это тем более обидно, что история страны зафиксирована буквально по дням – историография Китая не знает себе равных. Очень рано, древние мифологические тексты стали подвергаться конфуцианской переработке, толковавшей их в рационалистическом, аллегорическом смысле (в большей степени, персонажи и сюжеты китайской мифологии сохранились у даосов). Зооморфные образы начали заменяться антропоморфными. Так, например, богиня Сиванму ("Владычица Запада), изначально представлялась страшной, с клыками тигра (тигр – символ запада, дракон – востока). Позже, она преобразилась в прекрасную, тридцатилетнюю женщину.

Тем не менее, за змеем (драконом) удержалась положительная символика, которую этот образ утратил почти повсеместно (включая Египет и, отчасти, Индию). В этом сказываются древние черты китайской мифологии. Желтый дракон и поныне является символом страны.

Таким образом, мифологические сведения оказались разбросаны по многочисленным древним книгам. Позже, в Средние века, в Китае сложилась синкретическая народная мифология (наподобие синкретической религии римской империи), включавшая буддистские, даосские (даосистские) и многие древние сюжеты.

 

Атлас мифов.

Ответы на Ваши вопросы:

 

Здравствуйте!

История это кончено интересно и занимательно, но ведь ваших подписчиков интересует именно мифология! Она вообще в рассылке будет?

Заранее благодарен.

Андрей.

 

Здравствуйте, Алексей! Хочу задать Вам один вопрос: какие "Истории Древнего ..." Вами уже опубликованы? Я начал получать только с "Истории Древнего Китая 2". И как их можно получить?

С уважением Евгений!

 

Здравстуйте, по вопросам китайской философии будут выпуски?

Стас.

 

 

Здравствуйте, Андрей, Евгений и Стас! Вот видите, какие разные мнения. История совершенно необходима в рассылке, без нее не будет "системности" в подаче материала. Однако спешу порадовать - этот выпуск завершает историческое вступление и следующий, видимо, будет посвящен уже непосредственно китайской мифологии.

Все материалы рассылки будут со временем выставлены на сайте (следите за объявлениями).

Китайская философия, это огромная тема, к сожалению, выходящая за рамки возможностей данной рассылки. Очень коротко она была затронута в выпусках "История Древнего Китая 1" и "История Древнего Китая 2".

Алексей Фанталов.

fantalov@mail.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное