Итак Месоамерика. Ее история уходит
корнями достаточно глубоко. К YIII - IX вв. до н.э. (на Ближнем Востоке в это время
свирепствовали асирийцы) в районе Мексиканского нагорья и побережья
Мексиканского залива существовала культура ольмеков. В числе прочего, от нее
сохранились фигурки, изображающие мужчин, подвергшихся кастрации (видимо
ритуальной).
После ольмеков возникали и гибли
разнообразные локальные культуры. Но фундамент месоамериканской цивилизации
заложили тольтеки, контролировавшие большую часть нынешней Мексики.
Именно они создали религию и мифологию,
которые заимствовали и развивали их великие наследники - ацтеки и майя.
Майя долгое время существовали несколько
особняком в Центральной Америке. Они образовывали конфедерацию, в которой время
от времени власть захватывали правители отдельных городов (подобно тому, как
это происходило в Шумере и Аккаде),
История майя делится на два периода. Во
время первого, называемого "классическим", (I тыс. н.э.) их
города процветали у подножия полуострова Юкатан. В эту эпоху майя и подверглись
вторжению тольтеков и их мощному культурному воздействию.
Второй период относится ко времени,
получившему название "зрелого средневековья". Майя забросили свои
древние города и перебрались на полуостров Юкатан, где основали такие
знаменитые центры, как, например, Чичен-Ица.
Причины подобного переселения не вполне
понятны. Вообще говоря, города майя были недолговечны, что иногда объясняется
истощением близлежащих сельскохозяйственных угодий в результате примитивного
землепользования.
Здесь следует несколько слов сказать о
технологических особенностях цивилизаций Месоамерики. Условно их можно
сопоставить с цивилизациями Древнего Востока. "Древневосточный"
уровень индейцев сохранялся до их завоевания испанцами в XYI
веке н.э. Значит, с технологической точки зрения, индейцы "отставали"
в развитии от народов Старого Света.
Данный факт можно объяснить по-разному.
Утверждается, что освоение американских просторов потребовало от индейцев
чрезмерно больших энергетических затрат (особенно, с учетом меридиональной
протяженности обоих континентов и необходимости при переселениях каждый раз
приспосабливаться к новому климату).
Говорится об особом географическом
("геополитическом") расположении месоамериканского и андского очагов
американских цивилизаций, об их изолированности друг от друга и невозможности
межкультурного обмена (например, месоамериканской письменности и андской
железной металлургии).
Наконец, внимание обращается на отсутствие
в местной фауне животных, пригодных к тягловому использованию (одна
южноамериканская лама, на которой, вследствие ее слабосильности, можно
перевозить лишь ограниченный по весу груз). Америка – родина лошадей, но там
они почему-то вымерли еще до появления человека.
Кстати, индейцы так и не изобрели колесо
(хотя иногда пишут, что у инков существовала некая колесная игрушка для детей).
Это по поводу обывательского пренебрежения к интеллектуальной деятельности -
дескать, открытие произошло, "потому, что должно было произойти" в
силу неких "объективных" причин. Неблагодарные пользователи забывают,
каких трудов и самопожертвования творцу стоит его открытие, и как их
собственные предки ему всячески мешали :).
Тем не менее, когда испанцы завезли в
Америку своих лошадей, и те, одичав, превратились в мустангов, индейцы в пампах
и прериях быстро их освоили, создав конницу. Но даже в этом случае, они
перевозили поклажу не на телегах, а на оригинально устроенных волокушах.
Возвращаясь к майя, отметим их наиболее
известные достижения - календарь (который, правда, уступал в точности древнеегипетскому)
и ступенчатые пирамиды, на вершине которых находился маленький храм, где и
совершался религиозный ритуал. Между прочим, именно этот (а не египетский) тип
пирамиды архитектор Щусев заимствовал при создании Мавзолея В.И. Ленина в
Москве.
Вообще, уровень архитектуры и
изобразительного искусства, а также литературы (если судить по "Пополь Вух"
- эпосу киче - южного ответвления майя) был весьма высок, хотя поздний период
(в отличие от "классического") отличался некоторым декадентством,
упадком большого стиля.