Индейцы Центральной Америки 5. Рождение нового мира.
В тольтекской культуре чрезвычайно важную
роль играл Кецалькоатль ("Змей, покрытый перьями кецаля") -
бог-демиург, культурный герой, покровитель людей. Он правил тольтеками в их
древней столице Толлан, до тех пор, пока по проискам своего брата и соперника, ягуароликого
бога Тескатлипоки (воплощавшего силы хаоса) не согрешил, и был вынужден
покинуть страну, отплыв на восток. Покидая Толлан, он обещал вернуться и
восстановить справедливость.
Наследие тольтекской культуры жило и в
городах майя, и в ацтекской державе. Кроме того, Кецалькоатль был бородат
(борода монголоидных индейцев явление чрезвычайно редкое), а одним из его
символов являлся крест. Поэтому, прибытие бородатых испанских конкистадоров в
Америку (именно с востока), было воспринято значительной частью именно как
возвращение древнего бога. В случае с ацтеками, сказались и мессианские чаяния
покоренных племен, ожидавших избавления от тирании. Да и завоеватель Теночтитлана
Кортес активно поддерживал данную легенду.
Таким образом, причины постигшей
древнеамериканскую цивилизацию катастрофу носят, видимо комплексный (или, быть
может - телеологический) характер.
История Латинской Америки, начиная со
второй половины 16 - начала 19 века (времени обретения независимости)
неизвестна большинству. А, между тем, в этот период происходило сложение,
фактически, нового суперэтноса (или цивилизации), получившего название «Иберийской»
(в честь Иберийского полуострова, где располагаются Испания и Португалия). На
базе этнической метисации индейцев и испанцев и слияния разнообразных
элементов культур.
И, осознав свое единство, новая цивилизация
начала борьбу за самоопределение. В 18 веке в Мексике произошло грандиозное
восстание).
К началу 19 века главными этническими
группами Мексики (сердцевидной страны испаноязычной Америки) были креолы (белые,
родившиеся в стране), метисы и индейцы. Вначале они добились изгнания испанской
администрации. Но основная борьба разгорелась между метисами и креолами.
Поскольку креолы были тесно связаны с католической церковью, их противники
выступили под либеральными, масонскими знаменами (став компонентом мирового
революционного движения 19 века).
Метисы победили, и до сегодняшнего дня
Латинская Америка является секуляризованной территорией. Вследствие господства
либеральной доктрины для нее характерны слабая социальная защищенность и (вопреки
потугам отдельно взятых диктаторов) высокая проницаемость границ для потоков
сырья и капиталов (идущих, понятно, в каком направлении). То есть, избавившись
от испанского контроля, Латинская Америка подпала под куда более сильный
контроль США, оказавшись, таким образом, частью глобального общества гораздо
раньше России.
Латинская Америка, с ее чудовищно огромными
мегаполисами (в Мехико порядка сорока миллионов человек), большую часть которых
занимают трущобы; с ее нестабильностью и военными переворотами стала притчей во
языцах. Появился даже соответствующий термин - "бразилизация". Но ее демографический потенциал очень велик, а значит – Иберийская
цивилизация имеет будущее.