Вначале был первозданный водный хаос.
Затем воды породили огонь. Силой тепла в волах возникло золотое яйцо. Из
золотого зародыша возник прародитель Брахма. Разбив яйцо, Брахма вышел наружу.
Верхняя половина яйца стола небом, нижняя землей, а между ними Брахма поместил
воздух.
Затем, Брахма, одной силой своей мысли
породил шестерых сыновей (первый - Маричи - из души творца; другие из его глаз,
уст, ушей, ноздрей…). Седьмой сын прародителя - Дакши, владыка созданий, возник
из большого пальца на правой ноге Брахмы. Из большого пальца на левой ноге
Прародителя появилась Вирини. Они стали мужем и женой, и, в свою очередь
породили пятьдесят дочерей. 13 из них Дакши отдал в жены Кашьяпе - сыну Маричи.
Кашьяпа считается предком богов, демонов,
драконов, коров, солнечных птиц-супарнов, змей-нагов и др. Старшая из дочерей Дакши
- Дити родила могучих великанов дайтьев. Вторая - Дану, произвела на свет
исполинских змеев данавов. Третья дочь - Адити стала матерью двенадцати светлых
богов адитьев: Варуну, Бхагу, Индру, Дхарму, Вивасвата, Вишну и других. Каждый
из богов обладает своим особым оружием и собственной ваханой (ездовым
животным). Сам Брахма, красный, бородатый, с четырьмя лицами и восемью руками
(в которых он держит веды, жезлы, сосуд с водой, ложка, лотос и лук) летает на
священном лебеде. В супруги он взял Сарасвати - богиню речи.
Рудра, (он же Пашупати - "Владыка
Зверей)", вышел из чела Брахмы в час гнева. Красный, одетый в шкуры, с
иссиня черными волосами, стянутыми в узел он вооружен черным луком со стрелами.
Он насылает болезни, но он же и лечит. Окружают его рудры - змееподобное
воинство. Дети Рудры - Маруты (ветры), воины в золотых доспехах на колесницах,
запряженных оленями стали спутниками Индры.
демонстрирует бога с оленьими рогами, сидящего скрестив ноги. Все специалисты в
один голос называют его кельтским Цернунном, которого часто называют “оленьим
богом”.
Священное понимание данной позы
зафиксировано на печатях ранних династий Ура. Затем оно проникло в хараппскую
цивилизацию долины Инда и в Финикию. На одной из хараппских печатей изображен
бог с бычьими рогами, сидящий скрестив ноги в окружении зверей: буйвола,
носорога и др. Он живо напоминает композицию с котла из Гундеструпа. Этот образ
затем стал частью формирующейся символики древнеиндийского Рудры - оргиастического
божества, связанного с лесом и стихией плодородия. Его животные - бык, баран,
оружие - лук. “В послеведийской мифологии из культа Р. развивается культ Шивы.
Само имя Р. (и его эпитеты Пашупати, “хозяин скота”, Шарва и т. д.) стало одним
из прозвищ Шивы” (Мифы народов мира, 1998, т. 2, с. 389).
Сати, дочь Дакши, стала женой Рудры. Но
однажды Дакши, не любивший зятя, устроил первое в мире жертвоприношение. Он пригласил
всех богов, каждому уделив долю жертвы. Всех, кроме Господина зверей. От стыда
и горя Сати сожгла себя (это был первый прецедент самосожжения женщины в Индии,
которое отныне и называлось "cати").
В гневе Рудра, примчавшись в собрание
богов, пронзил жертву стрелой, превратил в антилопу и сделал небесным
созвездием. Затем, луком своим он выбил зубы Пушану, Бхагу лишил глаз, Сурью
лишил его лучеподобных рук, снес голову самому Дакше. В страхе боги выделили
Владыке Зверей долю в жертвоприношении на вечные времена. Смилостивившись, Рудра
восстановил богам эти увечья, только голову Дакши найти не смог и заменил ее на
козлиную.
(Продолжение следует).
Алексей Фанталов.
Новая рассылка:
(Еженедельные репортажи о событиях Древнего мира, Средних веков, Нового и Новейшего времени; современные научные концепции (фантастические и не очень); анализ военных кампаний; биографии умных и жестких политиков; преобразившие мир идеологии).