Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Татарская рассылка

  Все выпуски  

Татарская рассылка 24 апреля 2006


 

Татарская рассылка

    24 апреля 2006г

isänmesez Duslar!

26 апреля - 120 летие Габдуллы Тукая.

Казанское землячество сибирских татар приглашает своих земляков, а также всех казанцев на концерт татарского народного фольклорного ансамбля "Умырзая" из Омска.
Концерт состоится 25 апреля в Татарском театре им. Карима Тинчурина. В программе - и современные песни, и те, которые издавна звучали в Сибири. Художественный руководитель ансамбля - заслуженный работник культуры Татарстана Гафия Алиева.
Ансамбль "Умырзая" уже семнадцать лет действует при Доме дружбы народов г. Омска. В ансамбле есть и детская группа. "Умырзая" выступает во всех местах компактного проживания сибирских татар. Ансамбль своей деятельностью вносит большую лепту в сохранение устного народного творчества и фольклора сибирских татар.


Будущее происходит уже сегодня

Почему исчезновение татар опасно для России

"Молодежь Татарстана" продолжает свою акцию "Татарстан-2016". Напомним, что в ее рамках наши журналисты беседуют с известными в Татарстане людьми о возможных сценариях развития республики в ближайшие десять лет. На этот раз собеседник "МТ" - председатель совета федеральной национально-культурной автономии татар, известный журналист Римзиль ВАЛЕЕВ.

Свобода - внутри нас

- Римзиль Салихович, прежде чем заглянуть на десять лет вперед, быть может, есть резон оглянуться на столько же лет назад? С чего сейчас можно начать отсчет?
- Говорят, большие надежды приводят к большим разочарованиям. Отчет можно начать с уныния, которое иногда встречается в глазах моих молодых современников. Мол, революционный подъем и татарское возрождение ушли в небытие. Будущее десятилетие представляется им еще мрачнее. Этническая, языковая катастрофа, разрушение национальных идеалов, глобализация и олигархический авторитаризм... И правда, положение очень серьезное. Но я не люблю, даже не допускаю мысли о досрочном поражении и добровольном харакири. А когда современная генерация татарской нации, сформированная в конце XIX и начале XX века, жила в условиях национального государства? Бесправие или неполная свобода были естественным состоянием татарина. Главная свобода в самосознании, самоощущении. Раб остается рабом и своем городе, государстве, а свобода человека остается при нем везде!
Середина 90-х - это была пора надежд, подъема, связанного с провозглашением суверенитета Татарстана, референдумом. Но особых иллюзий насчет полной независимости Татарстана у меня никогда не было. Я понимал, что на территории России вряд ли возможно анклавное государство типа Лесото. И когда что-то получалось, я лишь удивлялся, поскольку представлял всю глубину политического консерватизма общества. Я понимал суверенитет Татарстана как часть общедемократического процесса. И не верил, что у нас могут появиться свои деньги и границы. Сейчас, когда в чиновниках, да и вообще в общественном самосознании просыпается рабское мракобесие, говорить о легкодоступной и полной свободе тем более не приходится.
Но, несмотря на это, говорить о национальном и региональном суверенитете, национальном возрождении надо. Посмотрите, какие разительные перемены произошли в национально-культурной сфере. Мы, татары, порой сами не поспеваем за темпом своего развития.
Отстает от реалий и понимание демократии. Нельзя сдавать идею свободы и равенства, гражданского общества. Без граждан нормальное государство не протянет и десяти лет! Ущербен и слаб демократический процесс, не предполагающий национальной свободы и справедливости. Безопасность государства обеспечивается вовсе не возведением железных клеток. А ведь и сейчас некоторые полагают, что процветание и материальный достаток приходят с Пиночетом. Получается, что без Пиночета, без дубины и тюрьмы нет дисциплины? Но не стоит забывать: как только миллионы саботирующих, ворующих, лицемерствующих индивидов закрываются на кухне, страшно недовольные властью и государством, - это конец. Из-за этого так легко погиб СССР.

- Сейчас в обществе все больше говорят о том, что одной из ведущих идеологий новой России могут стать традиционные религии.
- Традиционные ценности, духовность - это замечательно и незаменимо. Но традиции и вера разных народов издавна отличались друг от друга. Были крестовые походы, религиозные войны. Не всегда и не везде можно полагаться на толерантность и уживчивость служителей культа разных конфессий. Светское государство стало символом прогресса, согласия. И что, теперь, опять всем скопом шагнем в религиозное государство? Собор русского народа прошел в храме Христа Спасителя, его вел Алексий II. При всем уважении к нему и этому собранию не могу не задать вопрос: а что, разве уже нет русских-атеистов, русских-мусульман, русских-иудеев? Это огромный откат назад. России надо разграничить функции культуры и религии, для того, чтобы сохранить свою этноконфессиональную идентичность, Конституцию и модель светского государства.
У меня были иллюзии, что при Путине, как в 90-е, общество будет все больше думать об общечеловеческих ценностях, не противопоставляя их этническим и религиозным. Но, увы, вектор оказался иным.

- Что это за вектор?
- Я не думаю, что олигархи будут жестоко править всем миром, душить и убивать, как пишет оппозиционная пресса. Я не думаю, что страх развала Страны заставит общество обязательно выстраивать авторитарный режим. И все же мы на перепутье. Ближайшие десять лет все и решат. В России говорят о демократии и доверии, но часто думают и делают прямо противоположное. Я думаю, в ближайшие годы нас ждут все то же состояние раздвоенности, и процессы, противоречащие друг другу: сочетание демократии и авторитаризма, рыночной экономики и регулируемой социальной политики, развитие национальных культур и одновременная ускоренная их ассимиляция.
Но не стоит забывать, что 10-20 лет подряд взаимоисключающие процессы идти не могут - может наступить разлом по одной из линий. Сегодня мы уже видим обострение отношений по религиозной линии.

Где линия разлома?

- Вы имеете в виду ислам и христианство?
- Не только. Недавно в Нижнем Новгороде прошел форум российских мусульман. Выступая на нем, я предложил разграничить функций между государственными, национально-культурными и религиозными структурами.
У татар сейчас как раз происходит этот процесс, идут дискуссии по поводу того, что для нас важнее - культурная или религиозная община. И эти споры будут усиливаться. На каждом мероприятии Всемирного конгресса татар в докладах Рината Закирова звучит мысль о том, что современные имамы не владеют татарским языком, что все чаще в мечетях они читают проповеди на русском. Муфтий Равиль Гайнутдин на это отвечает, что светская татарская интеллигенция ходит на банкеты и не читает намаз. И, надо сказать, у него больший опыт проповедника, и публика склонна верить ему, хотя противоположная точка зрения тоже актуальна. Но это, полагаю, бесперспективное направление диалога.
Я предлагаю разграничение полномочий в этой сфере. Согласно Конституции, государство осуществляет свои функции, а этнокультурные и религиозные организации "делят" функции, не дробя и не разделяя татарское население, разделяя совместные и собственные полномочия.

- А не получим ли мы турецкий вариант, где секуляризированная часть общества не пускает женщин в платках в университеты? Турецкое общество уже расколото по этому принципу.
- Оно не расколото, а сочетает разные модели. У нас тоже должно быть сочетание, а не подмена культуры религией и наоборот. Это проблема не только татар, она касается многих обществ. Я бы сказал, что это конфликт времени. Например, в некоторых странах возникли дискуссии по поводу, как учить детей. Получается так, что детям на одном уроке преподают эволюцию человека, а на другом объясняют, что нас сотворил Бог. Все правы. Как быть, кому верить?
Наличие Бога мне легко доказал один продавец на рынке: "Я - владелец этой баранины, я принес и продаю. Вот говядина, вот рыба, вот город, у которых тоже есть свои хозяева, вот другие города, вот страны. И что, вы хотите сказать, что у всего этого огромного мира нет хозяина?"
Не ставя под сомнение этот простой, но точный тезис, тем не менее, вполне можно подвергать сомнению конструктивность некоторых религиозных идей сегодня. Следует всегда учитывать мнение людей, многообразие интересов общества.

Бури будущего

- Какую роль будут играть через десять лет противоречия между Западом и Востоком? И как быть в этих условиях татарам, которые претендуют на роль связующего звена между двумя цивилизациями?
- Россия вслед за Западом идет к демографической катастрофе. Люди в Москве, Лондоне, Париже, привыкая к новым стандартам жизни, не хотят обзаводиться семьями, рожать детей. Эти общества уже вынуждены пускать массы людей из других стран. Благодаря этому Запад и Россия превращаются в огромный Вавилон. Поэтому будет неожиданно сложно и напряженно. Если русскоязычный человек не найдет модели адекватного поведения, он будет реагировать так же, как огрызаются сейчас некоторые отморозки. Это катастрофа. Бесчинства скинхедов и убийства иностранцев вполне могут стать поводом для установления диктатуры и казарменных порядков. И все это вместе будет уродовать имидж России. Такой сценарий не исключается.
Мы, татары, гордимся своей толерантностью, умением сочетать духовное, религиозное и светское. Мы не столько политическая или религиозная, сколько этнокультурная нация. Стали слишком урбанизированными, адаптировались, даже ассимилировались. Немногие из нас хранят обычаи, знают язык и культуру. И пока эти люди есть, надо развивать татарскую культуру - как и культуру любого народа, проживающего в России. И тогда вновь прибывающие массы мигрантов встретятся с организованным, нормальным здоровым государством, а не аморфной массой людей. Я убежден, что у России единственный выход - беречь этнокультурные особенности татар и других коренных, адаптированных народов и суметь сформировать разумную национальную политику раньше, опережая этнические кризисы. Короче, все это уже не будущее, а настоящее. Сегодня видны черты событий, которые будут бушевать в следующее десятилетие. Будущее уже пришло, пора проснуться. Через десять лет решающим фактором станут информационные технологии - мобильный телефон, компьютер. Еще агрессивнее станет мощное орудие глобализации - телевидение. Если мы будем технологически отставать, то получим поколение маргиналов, которые не научатся хорошо работать, но будут видеть высокий уровень жизни других людей. Жизнь будет интереснее, горячее, противоречивее. Выходите на улицу - там уже все происходит, если как следует "разуть глаза".

Ринат БИЛАЛОВ

"Молодежь Татарстана" расширяет рамки бесед о будущем Республики. По каждой теме, наверное, у вас есть свое мнение, не менее интересное, чем у тех, с кем разговариваем мы. Поэтому мы. размещаем тексты интервью в Интернете, предусмотрев возможность читательских комментариев. Заходите на веб-страничку 2016.tatpolit.ru, высказывайте свои мнения. Наиболее интересные комментарии будут опубликованы в газете.

"Молодежь Татарстана", 21 апреля 2006г, №25


Сайты на которых установлена форма подписки на на "Татарскую рассылку" :
TATARICA - сайт рассылки
Сайт знакомств "Юлдаш"
Xacitarxan - Астраханские татары
Башкортстан татарлары
"Кардэшлек" - Ассоциация учащихся из Татарстана в РУДН
Ырбишча авылы (Рыбушкино)
Ателье татарской и мусульманской одежды "LuiZa"

Форум
Старый архив "Татарской рассылки"
Домашняя страница "Татарской рассылки"

    Былтыр, tatar-bashkort@narod.ru

2003-2006, "Татарская рассылка"
 

В избранное