Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Чайник

  Все выпуски  

Чайник 9 января 20 лет милиции


Служба Рассылок Subscribe.Ru

Доброго времени суток! С вами Сергей Калинин (sergei_kalinin@inbox.ru)

В этой рассылке: с Новым Годом! - чай по-русски - всякие экспертизы - античайные
поговорки

С НОВЫМ ГОДОМ!

Уважаемые чаеманы и читатели чайной рассылки! Всячески поздравляем вас со всяческими
новогодними праздниками и желаем ВСЕГО, в особенности хорошего чая и душевного
тепла. Кто еще не пил чая с овсяным печеньем, быстро исправляте ситуацию, не
то мустанг обидится и уйдет служить в 1-ую конармию!  Короче, пусть ржание ваше
будет веселым, копыта крепкими, а иноходь легкой! Чтоб скакалось по жизни легко,
а поскакав малость - на во-до-пой, чайку похлебать!

Очень надеемся в Новом Году обновить и пополнить наш чайный сайт tea.volny.edu.
Всегда будем благодарны за Ваш чайный опыт и за любые материалы о чае, которые
с радостью разместим в рассылке и/или на сайте.


ЧАЙ ПО-РУССКИ

Недавно ползал тут по буржуйским сайтам, читал про Russian Tea Ceremony и от
души веселился. Если не распыляться, и особо не вдаваться в критику, то их основная
ошибка - стремление унифицировать русское чаепитие и свести его к некой стандартной
процедуре. А стандартной процедуры-то нет и не было!

Стереотип 1: Россия - чайная страна. В России пьют (и изначально пили) чай все
и много. Отчасти это верно - Россия, благодаря соседству с Китаем, одна из первых
в мире стран массового потребления чая. Однако, еще в 17-19 веках чай в России
был весьма дорог, в общем объеме поставок преобладали дорогие элитные сорта и
именно поэтому чай был напитком лишь небольшой группы людей - дворян и купечества.
А простой народ изначально пил квас, водку, брагу и т.д. и т.п. Увы, и в современной
России потребление чая  неуклонно уменьшается, зато не без помощи агрессивной
рекламы активно втюхиваются кофе, пиво и т.п.

Стереотип 2: чай в России быстро прижился и стал всенародным напитком. Также
неверно - например, изначально употреблению чая очень сильно препятствовала православная
церковь, считая "китайскую травку" бесовским зельем. Но потом уловили, что чай
весьма полезен во время ночных молитв и дали "зеленый свет". Кстати, староверы
до сих пор не употребляют чай, считая его чересчур возбуждающим "подстрекающим
ко греху" зельем. Массовое внедрение чая "в народ" началось во времена Петра
I и после него - как известно, Петр выдавал солдатские 100 грамм или стаканом
водки или двумя стаканами крепкого чая-чифиря. Кстати, именно в послепетровские
времена стали наряду со вякими трактирами, кабаками и проч. открываться чайные.

Стереотип 3: существует некая универсальная традиция русского чаепития, которая
в западном восприятии ассоциируется с кустодиевскими купчихами, самоваром, горой
баранок и пирогов и т.д. и т.п. В противовес этому стереотипу следует сказать,
что в дореволюционной России существовало множество чайных традиций, или, точнее,
чайных субкультур.

Во-первых, в крупных городах были дворяне-аристократы, которые с незначительными
искажениями копировали английскую чайную традицию. Подобное "аглицкое" чаепитие
было популярно в петербургских и московских салонах, гостиных и т.п. Описания
подобных светских чаепитий довольно часто встречаются в мемуарной и художественной
литературе 18-19 вв. Хочу заметить, что подобный "дворянский чай" был не столько
потреблением продукта, сколько поводом для общения, т.е. тусовочная сторона явно
перевешивала пищевкусовую ;-)))   Описывать эту "аглицкую" традицию я подробно
не буду, см. соответствующий раздел на нашем сайте tea.volny.edu

Во-вторых, существовала купеческо-помещичья субкультура чаепития. Это тот самый
самовар, и обязательно большое количество сладостей и еды. Из сладостей использовался
сахар, мед, всевозможные варенья и "конфекты", из еды - пироги с разнообразной
начинкой (овощи, грибы, ягоды, творог, рыба и мясо, в т.ч. соленые и др.), пряники,
калачи, бублики, баранки и проч. мучные изделия. В чай часто добавляли спиртное
- крепкие настойки и бальзамы. Данное чаепитие чаще всего было семейным (или
реже "гостевым"), и приравнивалось к одному из основных приемов пищи - обеду
или ужину. Часто подобные чаепития являлись хитрым способом не голодать во время
постов - вроде и не еда, а чашек семь с пирожками навернешь, да и возрадуешься
;-)))

В-третьих, существовала мещанская субкультура чаепития. Мещане - это чиновники,
служащие, лавочники чином пониже, короче, разночинцы всякие. Вот эта субкультура
более чем забавна, т.к. здесь наблюдается попытка копировать и "дворянское" и
"купеческое" чаепитие. От купеческого чаепития мещане пытались перенять изобилие
жрачки на столах, а от дворянского - культурную программу ;-)) Как правило, толком
не удавалось ни то, ни другое, но некоторые забавные результаты были - например,
считается, что именно благодаря чайным посиделкам мещан сформировался как музыкальный
жанр романс. Такие вот очи черные, скатерть белая...

В-четвертых, существовала субкультура русского чайного общепита. Чайнопитейных
заведений в России было много всяких, разного ранга и пошиба, начиная от перворазрядных
рестораций, заканчивая притонами. В любом ресторане были "чайные столы", где
клиенты откушивали в лучших традициях "купеческого" чаепития. Но наряду с первоклассным
ресторанным чаем, существовало множество мелких чайных, некоторые из которых
были крайне дешевыми полукриминальными заведениями для люмпенов. Подобные злачные
места неплохо описаны у Гиляровского, Лескова и др. русских классиков. "Чайные"
продержались и в советские времена, правда, выродившись в общепитовских монстров.

В-пятых, с большой натугой можно выделить отдельную чайную традицию "простого
народа" - рабочих и крестьян. Именно с большой натугой, т.к. настоящий чай был
в стрые времена им практически недоступен по цене, потреблялись самые дешевые
сорта (например, плиточный чай), либо смеси из трав-заменителей чая (иван-чай,
душица, зверобой, лист малины и т.п.). Западные специалисты по чаю пишут, что
"угощение чаем - неотъемлемая черта русского гостеприимства". Я думаю, что здесь
все грустнее и проще - по законам гостеприимства (а эти самые законы изначально
универсальны у всех земных этносов) гостю надо предоставить кров и еду. Я думаю,
что обычай поить гостей чаем на Руси скорее от нищеты ("нечем накормить, так
хоть кипяточком с травами...") всеобщей, хотя м.б. и напротив - поили гостей
из заначки заваркой заморской, дорогим китайским чаем.

Стереотип 4: В России повсеместно и по традиции пьют крепкий черный чай. Сейчас
это действительно так, потребление черного чая в России значительно выше, чем
зеленого или улунов.  Но изначально в 17-18 веках в страну китайцы поставляли
в основном зеленый чай и улуны. Кстати, в любом справочнике вы узнаете, что второй
в России по численности после русских этнос - татары, которые пьют преимущественно
зеленый чай, то первенство черного чая становится все более сомнительным.

Стереотип 5: Традиционно русский способ - питье чая из самовара. Также не свосем
верно - для купеческо-помещичьей традиции (и отчасти для мещанской) чаепития
самовар был обязателен, но во всех остальных случаях без него можно было и обойтись.
Например, в царской России во многих чайных самовары не использовались, а кипяток
подавали клиентам в отдельных чайниках.

Стереотип 6: В России чай традиционно пьют из стеклянных стаканов с подстаканниками.
Полная чушь! Для советских железных дорог и общепита подобное питье чая м.б.
и традиция, но в дореволюционные времена, любые граждане, живущие чуть выше черты
бедности пили чай из фарфоровых или фаянсовых чашек.

Стереотип 7: Традиционная русская чайная керамика - это гжель, белый фарфор с
синей росписью. Причем, подобную ерунду я видел аж на нескольких забугорных сайтах.
Меня это от души повеселило, т.к. это или явная некомпетентность авторов, или
хитрый рекламный ход... сами понимаете кого ;-)))  Надо сказать, что фарфора
и фаянса в дореволяционной россии выпускалось много и всякого, например, наиболее
"народным" фарфором был, скорее всего, кузнецовский. Фабрика Кузнецова при очень
хорошем качестве (чашки поставляли даже в Китай и там их принимали за местные
и хорошо покупали!), выдавала очень хороший ассортимент (например, в каталоге
1916 г. было около 300 отличающихся по дизайну фарфоровых чайных чашек с блюдцами!)
недорогих изделий.


ВСЯКИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ

Недавно смотрел я тут телевизор ;-))), и случайно наткнулся на всякие экспертизы
чая. Модно это сейчас - "Впрок" на НТВ, "Экспертиза РТР" и т.д. и т.п. Передачи
эти идут безумно рано, смотрю я их (т.к. "сова" по жизни) в трансовом полусознании,
посему восприятие мое антинаучно, не фактографично и не подтверждено документально
;-))) Но за точность отдельных фрагментов, сомнамбулически записанных мною на
полях книги "Тренинг продаж", я ручаюсь...

Во-первых, проводили экспертизу разных чаев в пакетиках. Все проверяемые марки,
несмотря на существенные различия в цене и наименования, принципиально ничем
не отличаются (!). Условно "лучшими" названы пакетики фирм "Ахмад", "Липтон",
и "Принцесса Нури". При этом, как ни парадоксально, самое высокое содержание
танина было обнаружено именно в "Нури"! Чаи среднего качества - "Брукбонд" и
"Бодрость", а худшими оказались - "Лисма" и "Пиквик". В особенности ругали "Лисму",
т.к. похоже, что весь даст, насыпанный в чайные пакетики был не из листа, а из
"бревен" - стеблей. Еще раз напомню, что с моей привередливой точки зрения, чай
в пакетиках - вообще не чай, а так, офисный чаезаменитель. Но если уж пить, то
хотя бы нечто соответствующее ГОСТу!  ;-)))

Во-вторых, проводили экспертизу наиболее популярных (и недорогих) листовых черных
чаев, в основном цейлонских. Как говорится, ГОСТу вроде бы все они соответствуют,
но к ноиболее качественным были отнесены опять же "Ахмад", "Принцесса Нури",
"Липтон", "Брукбонд". В чаи среднего качества попали "Дилма", "Беседа", "Сандал",
а в чаи низшего из соответствующего ГОСТу ;-)) попали "Лисма", "Королевское сафари"
(богатое мусором и палками), "Тот самый индийский" (со слоном, и с самым низким
содержанием танина).

Вот так, уважаемые чаеманы... Но спешу напомнить, что всякие там рейтинги и экспертизы
нам не указ, главное - угодить собственному вкусу и получить чайный кайф по полной
программе. ГОСТ позволяет оченить продукт по шкале "годен в пищу - не годен в
пищу", а для настоящего ценителя это маловато... Для меня было приятно видеть
совпадение моего высокого мнения об "Ахмаде" с мнением экспертов, и сильно удивили
"Нури" (обычно фигня полная) и "Лисма" (позорят бывший ранее неплохим "майский
чай"). Короче, пробуйте сами, решайте сами...


АНТИЧАЙНЫЕ ПОГОВОРКИ

В подтверждение моих слов (см. выше "Чай по-русски") о том, что чай не сразу
стал русским национальным напитком, и подвергался сильным церковным гонениям,
привожу пословицы о чае из книги В.Даля "Пословицы русского народа":

-  Чай проклят на трех соборах, а кофе на семи (раек.).
-  Чай, кофе, картофель, табак прокляты на семи вселенских соборах (раек.).
-  Пагуба душевная и телесная: чай, кофе, табак (раек.).
-  Картошка проклята, чай двою проклят, табак да кофе трою.
-  Кто пьет чай, тот спасения не чай (раек.).
-  Кто пьет чай, отчаявается от бога; кто пьет кофе - налагает ков на Христа
(раек.).
-  Китайская стрела в Россию вошла, в христианские сердца - сгубила всех до конца
(раек.).

ЗЫ: одно радует, что чай меньше ругают, чем кофе ;-)))

Жду ваших писем по адресу:  sergei_kalinin@inbox.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное